Мариупольская культура

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Мариупольская культура
переход от неолита к энеолиту
Локализация степи и лесостепи между Днепром и Доном
Типовой и другие памятники Мариупольский могильник
Датировка 6500—4000 лет до н. э.
Тип хозяйства скотоводство
Преемственность
донецкая культура среднестоговская культура, хвалынская культура

Мариу́польская культу́ра (днепро-донецкая, азово-днепровская) — субнеолитическая культура, которая существовала между Доном и Днепром, в степях и лесостепях примерно с VI по начало IV веков. Мариупольская культура существовала одновременно с первыми этапами развития трипольской культуры[1].

История открытия

Мариупольская культура названа по Мариупольскому могильнику, раскопанному Н. Е. Макаренко в 1930 году в Северном Приазовье. Работа с этим памятником стала последним ярким эпизодом в научной карьере учёного. Могильник был выявлен при строительстве промышленного гиганта СССР — металлургического завода «Азовсталь». Памятник был раскопан за 55 дней. Н. Е. Макаренко был приглашён для работы дирекцией Мариупольского музея краеведения, и по условиям должен был обрабатывать все полученные материалы на месте, без перевоза в Киев. Вскоре последовали арест Н. Е. Макаренко по обвинению в контрреволюционной деятельности и ссылка в Казань на три года (1934 год), повторный арест и ссылка в Томск (1936 год), новый арест и гибель в застенках НКВД (1938 год)[2]. В 1955 году А. Д. Столяр в своей диссертации детально разобрал конструкцию могильника и предложил его реконструкцию[1][3].

Локализация и хронология

В конце 1950-х годов археолог В.Н. Даниленко предложил объединить в единую культуру памятники неолита от Днепра до Дона. В 1991 году археолог Д. Я. Телегин включил в эту культуру ряд могильников, расположенных в регионе между Надпорожьем и Азовским морем[1].

Индоевропейцы, ямная культура. Условные обозначения: М- мариупольская (западные варианты).

Археолог Н. С. Котова датирует неолитический период 5100—4350 годами до н. э. и синхронизирует его с сурской и киево-черкасской культурами, а также с поздними памятниками буго-днестровской культуры. Энеолитический период, синхронный Триполью А и ранней среднестоговской культуре, датируется 4350—3900 годами до н. э. Мариупольский могильник предшествует этому периоду (5500—5200 лет до н. э.) и является памятником нижнедонской культуры. Часть населения нижнедонской культуры около 5100 года до н. э. под давлением засушливого климата ушла в Западное Приазовье и поселилась рядом с племенами сурской культуры. В результате их взаимодействия появилась новая культура — азово-днепровская (5100—4350 до н. э.). Согласно другому мнению, ранние могильники мариупольского типа принадлежали населению днепро-донецкой культуры, а более поздние — азово-днепровской[1].

Материальная культура

Керамика

Для днепро-донецкой культуры характерны остродонные горшки с примесью травы в глине, разумеется, лепные, поверхность которых покрыта орнаментом в виде рядов наколов отступающей гребёнкой, а также прочерченными линиями. Для азово-днепровской культуры характерными являются плоскодонные горшки с воротниковым венчиком и накольчатой орнаментацией, часто образующей ёлочные композиции. Плоскодонная посуда с воротничковыми венчиками сплошь покрыта накольчатым орнаментом. Инвентарь дополняют кремневые ножи на больших пластинах, обработанные с обеих сторон наконечники копий треугольной формы, каменные булавы, пластинки из клыков кабана, подвески из зубов оленя, перламутровые бусины[1].

Наиболее распространены сосуды с растительными примесями и песком, а также охра. Также в глине присутствуют раковины. По форме сосуды делятся на три группы: банки, горшки и миски. Банки — это не профилированные сосуды с высотой, превышающей диаметр в два раза. Горшками названы все профилированные сосуды с подобными пропорциями, а мисками — сосуды с диаметром венчика в два раза больше их высоты. В коллекции есть банки закрытой формы, которые делятся на два варианта по форме венчика. К первому варианту относятся две банки с неутолщённым венчиком, сужающимся в верхней части. Вторая группа включает в себя пять прямостенных банок с воротничком. К третьему типу относится одна банка открытой формы с воротничком[4].

Орудия труда

Орудийный набор Мариупольского могильника отражает преднамеренную сепарацию изделий в древности. Большинство найденных нуклеусов относится к типу призматических одноплощадочных. Основу комплекса составляют целые и фрагментированные пластины. Микролитический инвентарь могильника включает трапеции, прямоугольник, сечения пластин с ретушированным продольным краем и поперечно усечённым концом. В качестве вкладышей использовались медиальные части ряда пластин с продольно ретушированным краем. В могильнике найдены два клиновидных топора-тесла, которые, судя по фотографии, располагались возле левого бедра параллельно корпусу. Широкая лезвийная часть с выпуклой кромкой зашлифована. Единичным образцом представлено острие на пластине. Специфику комплекса определяют трапеции, клиновидные топоры-тесла со шлифованным лезвием, двусторонне обработанный треугольный наконечник. Количественное распределение кремней в могилах неравномерное. В погребения помещалось незначительное количество изделий — от одного до трёх. Только пять комплексов содержат большее количество кремней — от 10 до 33 штук.

Необычный производственный набор из погребения XVI включал зубчатый штамп и кремневые пластины со следами использования. Второй тип наборов, помимо кремней, содержал морские и речные раковины, шаровидные бусины, костяные украшения. В женском погребении с ребёнком (LXXV) помещенная у правого колена небольшая «сумочка», помимо кремневых изделий, включала ценные подвески из мрамора и кости. Материалы Мариупольского могильника дают уникальную возможность проследить распространение кремневых изделий в женских и мужских погребениях. В женских погребениях, судя по сохранившимся костяным украшениям и деталям одежды, системно помещались единичные кремневые ножи из 69 пластин, как и в мужских. Факт использования женщинами тех же типов кремневых ножей, что и у мужчин, интересен сам по себе. Размеры и условная ценность основного количества ранцев и единичных каменных инструментов в мужских и женских погребениях вполне сопоставимы между собой.

В погребении XVII были найдены кремневые наконечники стрел, остатки крупных орудий с наборными лезвиями и несколько «микролитов» с ретушированными острыми боками и обработанными концами как долото. Также были найдены вкладыши, среди которых были усечённые пластины, медиальные части пластин с продольно ретушированным краем и без ретуши, участки пластин с прямым или слабо искривлённым профилем. Также были найдены наконечники стрел с деревянной основой, расположенные на правом боку покойного. Сравнение показывает практически полное совпадение видов кремневого инвентаря могильников и поселений. Отличия касаются размеров изделий: в могильник помещали наиболее крупные инструменты, в поселение — предельно изношенные. В Мариуполе найдены трапеции со струганной спинкой, топоры-тесла с пришлифованным лезвием. Индустрия Мариуполя не была основана на крупных пластинах, но при этом среднепластинчатая техника сочетается с техникой двусторонней обработки наконечников и топоров. Кремневые изделия сопровождаются украшениями, ценностями, что указывает на высокий статус в погребальном обряде. Обычай дробления кремня в ритуальных целях и порча изделий имели смысл отчуждения покойного из мира живых. Кремневые изделия в Мариупольском могильнике скорее являются частью престижных наборов[2].

Изделия из кости

Впервые изделия из клыка кабана на исследуемой территории были обнаружены Н. Е. Макаренко в Мариупольском могильнике. Коллекция изделий из клыка кабана Мариупольского могильника является наиболее полной и разнообразной. Пластинки из клыка кабана различаются по способу фиксации и размерам. Позднее А. Д. Столяр предложил объединить два типа изделий в один. Помимо пластинок, в комплексе могильника были обнаружены и другие виды изделий: целые клыки кабана со сверлёными отверстиями на противоположных концах и зооморфные изделия из этого же материала. Подобные украшения стали находить и в других погребальных комплексах.

В грунтовом могильнике Ливенцовский, который находится на окраине Ростова-на-Дону, обнаружено одно изделие из кости с утолщением и отверстием в центральной части. В грунтовом могильнике Голубая Криница были обнаружены пластины прямоугольной формы. В погребении № 1 найдено 24 изделия и их обломки, в погребение № 7 — ещё 24. Судя по размещению пластин, зафиксированных нетронутыми на костяках, их использовали как элемент украшения пояса, входящего в комплект погребальной одежды. Изделия из клыка кабана представлены на поселениях Донского бассейна как украшения, лишь в одном случае — как орудие. На Верхнем Дону интересны изделия из поселения Липецкое Озеро с отверстиями по краям и без них, а также с поселения Васильевский Кордон-17 с насечкой-пропилом и сквозными отверстиями. Изделие с мелкими зубцами и двумя небольшими сквозными отверстиями на стоянке Долгое интерпретировано как орнаментир для керамики[5].

Хозяйственная деятельность

Население охотилось на лесных копытных, ловило рыбу и постепенно осваивало земледелие и скотоводство. Некоторые археологи отмечают коневодческую направленность скотоводства уже азово-днепровской мариупольской культуры[1].

При анализе рациона питания было выяснено, что процент белковой пищи был достаточно высок, возможно, в состав диеты входили продукты рыболовства. В то же время, растительная пища не занимала доминирующего положения. Среди особенностей диеты следует назвать вероятное присутствие орехов или другой твёрдой пищи, так как у молодого мужчины отмечены сломы коронок верхних коренных зубов, возможно, вследствие надкуса твёрдой пищи. У женщин, мужчин и детей питание отличалось. Так, у мужчин в диете было больше белковой компоненты, чем у женщин, что подтверждается статистическим анализом. Анализ на индивидуальном уровне показал, что в питание женской части популяций мариупольской культуры добавлялась значительная доля растительных компонентов. В то же время, питание детей было насыщено белками и сравнимо с едой мужчин. Опираясь на данные М. К. Козловской, для серии Сакаровка можно говорить об однообразии пищевых предпочтений с выделением двух вариантов. Так, индивидов из некоторых погребений и мужчину из другого можно отнести к варианту с немного более высокой долей растительной пищи в диете, чем у типичных «мясоедов»[6].

Погребальный обряд

Всего известно около тридцати могильников мариупольского типа. Большинство из них находится в Надпорожье, включая такие места, как Никольское, Васильевка, Вовниги, Ясиноватка, Вольнянка и Собачки. Однако эти могильники также встречаются в степной полосе и на юге лесостепной зоны, от Нижнего Днепра до Урала. Эти коллективные захоронения организованы по сходному принципу. В одной яме хоронили несколько покойников, которые лежали вытянутыми на спине, а затем густо засыпали захоронения красной охрой. Иногда расположенные рядом ямы образовывали длинные ряды захоронений[1].

Мариупольский могильник содержал 123 погребения и следы одной кремации. В 40 могилах найдены кремневые изделия. Во время раскопок были вырезаны два захоронения: № 50 из неолитического могильника и середнестоговское № 21. В 1929 году аналогичная операция была проведена при раскопках славянского могильника в селе Песчаное на Сумщине. Оба монолита экспонируются в Мариупольском краеведческом музее. В захоронении № 50 обнаружены останки мужчины 25—35 лет и ребёнка 2-х лет. В каменном ящике энеолита похоронены двое мужчин: около 35 и 50—60 лет. Остальные антропологические находки, которые были переданы антропологу А. З. Носову после завершения раскопок, неизвестны. Все материалы после завершения раскопок были переданы в Мариупольский краеведческий музей. В нём хранится 60 комплексов из погребений, случайные находки (всего 595 единиц), а также фотонегативы на стекле, отдельные фото. 11 комплексов и отдельные находки из могильника переданы в музеи Москвы, Донецка, Луганска[3].

Антропологические материалы из могильника Сакаровка I, расположенного в Молдавии, относятся к периоду начала V тысячелетия до н. э. и являются одними из самых древних на территории страны. Уникальность комплекса заключается в том, что он представляет собой крайний западный пункт памятников мариупольского типа, к которым он был отнесён авторами раскопок при анализе погребального обряда[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Мариупольская культура. Генофонд.рф. Дата обращения: 22 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 Колесник А. В. Кремневый комплекс Мариупольского могильника // Самарский научный вестник. — 2016. — № 2. — С. 67—74.
  3. 3,0 3,1 Соколова П. Ю. Исследования Н. Е. Макаренко в Северном Приазовье в 30-е гг. ХХ в // Вісник Маріупольського державного університету. Сер.: Історія. Політологія. — 2012. — № 4—5. — С. 87—91.
  4. Котова Н. С. Керамика мариупольского культурно-исторической области поселения Дрониха // Археологические памятники Восточной Европы : межвузовский сборник научных трудов, посвящённый 40-летию Археологической экспедиции ВГПУ. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. — Вып. 15.
  5. Скоробогатов А. М. Изделия из клыка кабана в неолите-энеолитевосточноевропейской степи и лесостепи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. — 2020. — № 5. — С. 10—27.
  6. 6,0 6,1 Бужилова А. П. Биоархеологический анализ фрагментарных антропологических материалов из неолитического памятника Сакаровка I (Молдавия) // Краткие сообщения Института археологии : журнал. — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2014. — № 234. — С. 299—317. — ISSN 0130-2620.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!