Осетинские родовые башни

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Памятник
Осетинские родовые башни
Село Даргавс. Родовая башняСело Даргавс. Родовая башня
Страна Россия, Северная Осетия

Осети́нские родовы́е ба́шни — сооружения, которые возводились в значимых местах, со стратегической точки зрения, учитывая безопасность от зимних лавин и защиты от возможных оползней и селей. Башни в различных ущельях были визуально связаны между собой. Жители башен в моменты общей опасности могли передавать сигналы друг другу, используя огонь (ночью) или дым (днём), вверх или вниз по ущелью, в зависимости от необходимости или направления действий потенциального врага. Самостоятельность и общественный вес того или иного осетинского рода измерялись наличием родовой башни[1].

История

Башни в селе Цимити

С XIII века и до XVIII века Северный Кавказ оказывался в эпоху глубоких перемещений народов, приведших к значительным изменениям в этнической структуре региона. Эти перемены обусловлены в первую очередь сильным воздействием внешнеполитических и социально-экономических факторов. Монгольское вторжение, завоевания Тимура, агрессивные вмешательства правителей Ирана и Турции — все это способствовало созданию оборонительных сооружений, предназначенных как для защиты жизни и имущества отдельных семей, так и целых общин[2].

Строительство

Строительство этих типов башен можно отнести к двум периодам: первые были возведены до того момента, как огнестрельное оружие проникло на Кавказ, а вторые появились после его распространения среди местных жителей в начале XVII века. Во время строительства боевых башен в этот период особое внимание уделялось созданию специальных отверстий-бойниц для стрельбы[1].

Строительные работы начинались с очистки площадки и закладки краеугольных камней, называемых «бындур». Камни были массивные прошедшие обработку. Некоторые мастера делали особый цоколь, который выдвигался за пределы стен башни на 20-40 см. Высота цоколя могла достигать 80 см. Для транспортировки строительного материала на место строительства использовался тягловый скот на специальных волокушах, называемые «дзоныгъ». Однако этнографический материал указывает на другой способ перевозки самих плит. Для этого на плите закрепляли специально вылепленную из навоза и глины петлю, называемую «лæхын сыфц»[1]. Материал для строительства башни требовался качественный и надежный, такие как песчаник, известняк, андезит, дацит и травертин — камни из минерально богатых мест. Травертин «цынадур», часто использовался в строительстве башен для вырезания дверных арок и боковых опор. Этот материал отлично подходил для создания криволинейных форм. Для арок также использовались известняки. При выборе камней избегали тонколистовых шиферных сланцев «хæлын къæй», которые казались прочными, но со временем, под воздействием влаги, раскалывались или рассыпались[1]. В качестве связующего раствора использовалась известь. Для строительных работ также использовалась глина. Деревянные элементы конструкции, представляли собой межэтажные перекрытия, двери, замки, переносные лестницы. Конечно, ценилась прочная древесина, такая как дуб. Однако для межэтажных перекрытий использовались балки из хвойных пород[1].

Типы башен

Крепость Дзивгис
Северная Осетия. Галиат

По мнению ученных, башенные сооружения можно разбить на несколько типовых групп. Из них выделяются следующие:

  1. Жилые или полубоевые башни (гæнах и чъырын).
  2. Башни с полукруглой спинкой (гуылдзаг мæсыг).
  3. Башни, с хозяйственно-жилыми комплексами или замки (галуан, фидар).
  4. Боевые башни с прямоугольной пирамидальной формой основания, а также с наблюдательно-сигнальными функциями[1].

Полубоевые жилые башни «гæнах» 

Строения, предназначенные для жилья, и обороны. Обычно они имеют три-четыре этажа, первый использовался как хлев, на втором этаже размещался очаг и спальня, на третьем и четвёртом были помещения для гостей и кладовые. В центре жилой башни обычно находился опорный столб, выложенный из обработанного камня. На нём держались балки перекрытий. Самым главным и значимым местом в таких сооружениях был очаг, над которым висела надочажная цепь. Место очага и надочажная цепь были особо значимыми и очень оберегались.

Над очагом давали клятвы, нередко прощали кровников. Последний этаж жилых башен нередко использовался для обороны, стены верхнего этажа возвышались над кровлей, образуя парапет. Это значительно усиливало боевые возможности защитников башни, которые вели бой с кровли[3].

Донифарс, окно смотровой башни

Башни или замки «галуан», «фидар»

У таких башен толщина стен составляла около одного метра, а высота – от 4 до 5 метров. В них жили постоянно. Бойницы у «галуана» тоже имелись[4]. «Фидар» (крепость), строили не часто, не у всех были такие возможности.

Боевые башни 

Боевые башни имеют в среднем 5-6 ярусов (самые высокие до семи), малую площадь основания и наклонные стены, предназначавшиеся для создания рикошетирующей поверхности и увеличения поражающего эффекта сбрасываемых камней[5].

Память сквозь века

В XXI веке многие осетинские семьи проявляют активный интерес к своим историческим корням и пытаются восстанавливать объекты архитектуры в родовых селах. Например, Цгоевы занимаются изучением истории своей фамилии и ведут просветительскую работу среди младших поколений[6]. Для реализации своих планов Цгоевы в 2015 году создали Северо-Осетинскую региональную общественную организацию "Фамильный совет "Цгъойта" (СОРОО "ФС "Цгъойта"), актив которой представил проект "Память сквозь века" в Фонд президентских грантов. По результатам конкурса проект признан победителем. На его реализацию было выделено чуть менее трех миллионов рублей.

По словам представителя семьи Тамерлана Викторовича Цгоева, проект "Память сквозь века" – это результат общей работы, и направление её многогранно. В рамках проекта реализуются культурно-массовые мероприятия, научно-практические семинары, спортивные соревнования. Все мероприятия объединяет идея возрождения исторического и культурного наследия, обычаев и традиций, сплачивающих не только фамильные сообщества, но и весь осетинский народ. В проекте заложены и средства на реставрационные работы родовой башни. Тамерлан Викторович отметил, что в современных реалиях родовые башни стали для осетин символом единения и сплочения фамилий.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Руслан Дзаттиаты. Осетинские башни – памятники фортификационного искусства. PEC (23 апреля 2011). Дата обращения: 6 марта 2024.
  2. Тменов В. Х. Зодчество Средневековой Осетии (1 января 1995). Дата обращения: 6 марта 2024.
  3. Кочиева И. Об осетинских оборонительных сооружениях, национальных святилищах и легендах. south-ossetia.info (30 мая 2021). Дата обращения: 6 марта 2024.
  4. Дзаттиаты Р. Оборонительные сооружения-памятники культуры.. Дата обращения: 6 марта 2024.
  5. Материальная культура и прикладное искусство Осетин прошлого.. Дата обращения: 6 марта 2024.
  6. Заурбек Кесаев. Родовые башни: память сквозь века (30 сентября 2020). Дата обращения: 2 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!