Тагор, Рабиндранат

Материал из «Знание.Вики»
Тагор Рабиндранат
Портрет
Портрет
Псевдонимы Бхану Шингхо
Дата рождения 7 мая 1861(1861-05-07)
Место рождения Калькутта
Дата смерти 7 августа 1941(1941-08-07) (80 лет)
Место смерти Калькутта
Род деятельности художник, поэт, композитор, драматург, писатель
Направление Бенгальское Возрождение
Жанр эссе, новелла, роман
Премии Нобелевская премия Нобелевская премия по литературе (1913 год)

Рабиндрана́т Таго́р (7 мая 1861 — 7 августа 1941) — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель[1].

Биография

С раннего детства Рабиндранат Тагор увлекался литературой и много читал. В восемь лет начал сочинять стихи. Учился сначала дома, затем — в частных школах, в том числе в Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучал бенгальскую историю и культуру[2].

В 1878 году уехал в Англию изучать юридические науки, но через полтора года вернулся на родину и посвятил себя литературной деятельности. В 1883 году женился на Мриналини Деви, в семье родились два сына и три дочери. В 1901 году переехал в Шантиникетан, семейное поместье под Калькуттой, где вместе с ещё пятью учителями открыл школу. В 1921 году школа преобразовалась в международный университет. Тагор совмещал преподавание с литературным трудом, писал не только стихи, но и романы, рассказы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам образования. В 20-х годах XIX века Тагор совершил несколько поездок в Европу, Китай, Японию и Латинскую Америку. В 1930 году посетил Советский Союз.

Умер Рабиндранат Тагор в Калькутте после продолжительной болезни[3].

Литературная деятельность

Достигнув возраста 18 лет, Рабиндранат с отцом уехал в предгорья Гималаев, где юноша слушал мелодичное пение в священном Золотом храме Амритсара, изучал историю, астрономию, современную науку, санскрит и классическую поэзию Калидасы. Возвратившись из поездки, Тагор сочинил 6 стихотворений и поэтический роман, который выдал за потерянное произведение придуманного автора XVII века. Тогда же юный писатель попробовал себя в жанре рассказа, издав на бенгальском языке миниатюру «Женщина-нищий» («Бхихарини»)[1].

В юном возрасте Рабиндранат сочинял пьесы в соавторстве со своими братьями. Некоторые из произведений показывались на творческих вечерах в родовом особняке. Затем самостоятельные драматические произведения рождались из сюжетов новелл. Они представляли собой размышления на вечные философские темы, редко содержали элементы аллегории и гротеска. В 1880 году Тагор вернулся в Бенгалию и начал систематическое издание своих стихов, романов и рассказов, написанных под влиянием европейских традиций. Это стало абсолютно новым явлением в брахманской классической литературе. К этому времени писательского творчества относятся сборники «Вечерних» и «Утренних» песен, а также книга «Чаби-О-Ган»[4].

Рассказы Тагора публиковались в журнале, а затем были изданы отдельным трёхтомником, который содержал 84 произведения, в которых писатель говорил о современном мире, играх разума, несчастной жизни обычных людей. Характерным примером последней темы стали миниатюры «Голодные камни» и «Беглянка», сочинённые в 1895 году. В 1891 году поэт начал работу над переложением народных произведений о жизни простого народа Бенгалии. «Золотая ладья», «Читара», «Сбор урожая» были изданы с 1893 по 1901 годы, а следом за ними вышел роман «Песчинка», опубликованный в 1903 году[1].

С 1908 года Рабиндранат работал над произведениями, вошедшими в сборник «Гитанджали», что в переводе значило «Жертвенные песнопения». 157 стихов были посвящены отношениям между человеком и Богом, раскрывавшимся посредством простых и понятных образов. Структурный минимализм сделал строчки запоминающимися, вследствие чего их начали использовать в качестве цитат. Сборник перевели на английский язык и издали в Европе и Америке. В 1930-х годах Тагор пробовал писать в разных литературных направлениях. Он хотел добавить к классической бенгальской поэзии ноты модернизма. Наиболее эффектно это проявилось в зрелых поэтических произведениях автора[2].

В течение жизни Тагор сочинил сотни стихов, десятки рассказов и 8 романов, темами которых были деревенский быт, проблемы бенгальского общества, конфликт поколений, религия и другие. Особое место в творчестве писателя заняло лирическое произведение «Последняя поэма». Стихотворные строки, включённые в новеллу, легли в основу песни композитора Алексея Рыбникова, исполненную в кинофильме «Вам и не снилось»[5]:

Ветер ли старое имя развеял?
Hет мне дороги в мой брошенный край.
Если увидеть пытаешься издали,
Hе разглядишь меня,
Hе разглядишь меня,
Друг мой, прощай!
Я уплываю, и время несёт меня
С края на край,
С берега к берегу, с отмели к отмели...
Друг мой, прощай!
Знаю, когда-нибудь с дальнего берега
Давнего прошлого
Ветер весенний ночной принесёт тебе
Вздох от меня.Слова Р. Тагор, музыка А. Рыбникова, кинофильм «Вам и не снилось», перевод А. Адалис

В конце 1930-х годов Рабиндранат развернул писательскую деятельность в научное русло. Он издал несколько эссе с исследованиями в области биологии, астрономии и физики, а также написал несколько стихотворений и рассказов, где лирика переплеталась с академическими знаниями. Поэзия и проза, созданные в конце жизни Тагора, отличаются мрачными красками и предчувствием близкой смерти. По мнению литературоведов, творчество этого отрезка времени стало лучшим наследием бенгальского творца[2].

Музыка и картины

Тагор был не только писателем и поэтом, он стал автором более 2 тысяч песен, начиная с молитвенных гимнов и заканчивая народными и лирическими мелодиями. Композиторская сторона творчества Рабиндраната неотделима от литературной, поскольку плавное звучание стихотворных строк бенгальского творца само по себе было музыкальным. Некоторые тексты Тагора стали песнями после смерти поэта. Так, в 1950 году его стихотворение стало словами индийского национального гимна, а в 1970 году строки произведения «Амар Шонар Бангла» выбрали для официальной музыки государства Бангладеш[4].

Рабиндранат состоялся и как живописец. Его кисти принадлежат около 2,5 тысяч работ, неоднократно экспонировавшихся на родине и в других странах. Тагор интересовался тенденциями современного искусства, использовал передовые методы в собственных картинах. Он дебютировал как художник-реалист, примитивист, импрессионист. Его творения отличаются нетрадиционным подбором цветов, который исследователи связывают с дальтонизмом, и правильными геометрическими силуэтами, следствием увлечения точными науками.

Общественная деятельность

1925 год

В начале 1900-х годов Тагор жил в родовом особняке в Сантиникетане, неподалеку от Калькутты, где совмещал творчество с общественной и политической активностью. Поэт создал приют мудрецов, куда входили школа, молельня, большие территории с зелёными насаждениями и библиотека.

Тогда же Рабиндранат стал защитником революционного деятеля Тилака и организовал движение «Свадеши», протестовавшее против раздела Бенгалии. Он не был сторонником кардинальных экстремистских мер, а выступал за изменения через образование и мирное просвещение. В 1921 году на средства, собранные по всему миру, Тагор построил «Обитель Благосостояния», призванную помогать деревенским жителям[3].

А в 1930-е годы писатель обратился к социальной проблеме кастового деления. Благодаря высказываниям о клане неприкасаемых на лекциях и в своих произведениях Рабиндранат добился для них права присутствия в известном Храме Кришны, находящимся в Гуруваюре. В 1940 году поэт лично познакомился с Махатмой Ганди, лидером движения за независимость Индии, насильственные методы которого не одобрял.

Познакомившись в Лондоне в 1920 году с Николаем Рерихом, Тагор пронёс дружбу с ним через всю жизнь. Русский художник и индийский поэт ценили творчество друг друга и до последних дней жизни Тагора поддерживали переписку. В 1931 году Рабиндранат Тагор поддержал идею Пакта Рериха[6].

Тагор много ездил по миру, изучал мировые религии, знакомился с великими иностранными современниками. Писатель негативно относился к проблеме национализма, говорил о ней во время лекций в США и Японии, а позже посвятил этой теме публицистическое произведение. Резкую отрицательную критику Рабиндраната вызвало нападение Германии на Советский Союз. Тагор осуждал политику Гитлера и верил в возмездие за жестокие кровавые деяния и торжество справедливости[4].

Награды

Нобелевская премия (1913) в области литературы за «Гитанджали»[1].

Литература

  1. Бродов В.В. Рабиндранат Тагор // Вопросы философии. — 1961. — № 5.
  2. Рабиндранат Тагор : Критико-биографический очерк // Собрание сочинений : в 12 т. — М. : ГИХЛ, 1961. — Т. 1 : Берег Бибхи  : роман  ; Раджа-мудрец  : роман  ; Рассказы / Ред. тома Е. Быкова  ; коммент. А. Гнатюка-Данильчука, М. Кафитиной. — С. 7—60. — 580 с
  3. Крипалани К. Рабиндранат Тагор. — М. : Молодая гвардия, 1983. — 287 с. — (Жизнь замечательных людей).
  4. Литман А. Д. Философские взгляды Р. Тагора // Рабиндранат Тагор. М.,1961.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Рабиндранат Тагор : Жизнь и творчество / отв. ред. Е. П. Челышев, Н. Д. Гаврюшина. — Москва: Наука, 1986. — 211 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Чариков В. 7 мая – 158 лет со дня рождения индийского писателя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора. Научная библиотека СибАДИ (07.05.2019). Дата обращения: 18 ноября 2023.
  3. 3,0 3,1 Рабиндранат Тагор. Национальная библиотека Беларуси. Дата обращения: 18 ноября 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 Стукова О.В. Рабиндранат Тагор о духовных ценностях личности // Система ценностей современного общества. — 2016. — № 45. — С. 33–38.
  5. Тагор Р. Последняя поэма. Тексты песенок. Дата обращения: 19 ноября 2023.
  6. Плюснина Эльвира. Рерих и Тагор. Сибирское Рериховское Общество (Декабрь, 2007). Дата обращения: 21 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!