Фёдоровская культура

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Фёдоровская культура
Бронзовый век
В составе Андроновская культура
Географический регион Западная Сибирь, Восточный и Центральный Казахстан, Алтай, Минусинская котловина
Датировка XVIII—XVI века до н.э
Носители предполагают угорское (В. Н. Чернецов, М. Ф. Косарев, Т. М. Потёмкина) и индоиранское (Е. Е. Кузьмина) происхождение.
Преемственность
Алакульская культура Черкаскульская культура

Фёдоровская культу́ра — археологическая культура эпохи бронзового века (XIV—XII века), является частью андроновской культурно-исторической общности. Названа по Фёдоровскому могильнику. Распространена преимущественно в междуречье Урала и Иртыша, отдельные памятники встречаются в Южном Предуралье и Поволжье[1].

История открытия

В1920-е годы в Минусинской котловине С. А. Теплоуховым и М. П. Грязновым были исследованы памятники, культурную принадлежность которых они определили как андроновскую. Также ими были выделены локальные признаки для различных территорий. В 1930-е годы Б. Н. Граков и О. А. Кривцова-Гракова выделили периодизацию андроновской культуры: фёдоровский, алакульский и алакульско-саргаринский этапы. В 1930—1950 годы К. В. Сальников исследовал памятники андроновской культуры в Курганской области, выделил фёдоровский этап, а также его хронологические рамки. В 19601970 годы изучением фёдоровской культуры занимались Э. А. Фёдорова-Давыдова, В. С. Стоколос. Исследованием металлургических комплексов культур бронзового века занимался Е. Н. Черных. В 1980-е годы изучением фёдоровской культуры в рамках андроновской культурно-исторической общности продолжили заниматься В. И. Стефанов, О. Н. Корочкова, Г. Б. Зданович и другие. В 1990-е годы интерес к культуре затихает, хотя остаются нерешённые вопросы о её происхождении и соотношении с другими культурами андроновской культурно-исторической общности[2].

Локализация и хронология

Памятники фёдоровской культуры не сосредоточены в одном месте, а распространены на большой территории. Они встречаются на Урале, в Казахстане, в Прииртышье, на Оби и Енисее. Также некоторые могильники обнаружены на Тянь-Шане и Памире.

В Зауралье фёдоровские объекты были найдены как на алакульских поселениях, так и на памятниках других культур, например, Язево 1, Новоникольское 1, Бугулы 2 и Атасу[1].

Хронологическая позиция фёдоровских памятников в системе андроновской общности вызывает споры и до сих пор не является общепризнанной. Скорее всего, фёдоровские памятники существовали синхронно с алакульскими. Е. Е. Кузьмина датирует раннефёдоровские памятники XV—XIV веками до н. э. Позднефёдоровские комплексы она относит к XIII веку до н. э. и вплоть до конца эпохи бронзы[1]

Материальная культура

Керамика

Фёдоровская керамика представлена плавнопрофилированными горшками с отогнутым венчиком, а также четырёхугольными и овальными блюдами. Поверхность сосудов украшена сложным геометрическим орнаментом, выполненным оттисками мелкозубчатого, гребенчатого или гладкого штампов в виде косых треугольников, ромбов, меандров, образующими сложные ковровые узоры[1] . Отпечатки штампов на керамике могильника Нижняя Суетка делятся на две категории: от зубчатых и незубчатых орнаментиров. Мелкозубчатые оттиски нанесены штампом с симметричной формой и размером зубцов до 1,35 мм. Они украшали горшки с геометрическим орнаментом. Незубчатые оттиски с округлым гладким рабочим краем шириной до 8 мм наносили каннелюры для разделения орнаментальных зон. На Нижней Суетке также встречаются нетипичные орнаментальные композиции. Выбор орнаментира был связан с формой посуды и стилем декора. Отдельные оттиски, не имеющие аналогов, указывают на инокультурные компоненты в среде андроновского населения.

На некоторых памятниках прослеживаются процессы этнокультурного взаимодействия населения двух географических зон: предгорной и лесостепной. Это отражается в присутствии сосудов, изготовленных по «шамотной» традиции, и наличии сосудов со сложными орнаментальными композициями, характерными для лесостепного Алтая и Верхнего Приобья[3].

Орудия труда

Главное направление технического прогресса во всех андроновских культурах было связано с развитием металлургии. Они освоили массовое бронзолитейное производство, изготовление орудий и оружия из оловянных бронз. Металлургические очаги (петровский, алакульский, фёдоровский) обладали богатыми сырьевыми ресурсами. Они разрабатывали уральские и казахстанские медные залежи, а также оловорудные месторождения Центрального и Восточного Казахстана. Андроновские металлургические очаги оказали влияние на развитие производства более западных территорий. Особенно драгоценным объектом торговли было олово. Наиболее значительными были рудники Центрального Казахстана. Так, объём добытой руды на рудниках Джезказгана достигает 1 миллиона тонн, а вес выплавленной меди — 30—50 тысяч тонн. Подавляющее большинство изделий этих очагов были изготовлены из высококачественной оловянной бронзы. Незначительную часть составляли предметы из чистой меди и сплавов меди, мышьяка и сурьмы. Изредка встречались сурьмяные подвески[1].

Серьги с раструбом являются «визитной карточкой» восточного ареала андроновской культуры. Они встречаются на многих памятниках Алтая и в других регионах. По мнению Н.А. и А. А. Ткачёвых, их появление на обширной территории связано со второй волной миграции андроновско-канайского населения. Подвески листовидные с пуансонным орнаментом определены как характерные для фёдоровских памятников[4].

Хозяйственная деятельность

Хозяйство андроновских племён было единообразным. Основной формой хозяйственной деятельности было скотоводство, которое предполагало периодические переходы стад на новые пастбища. В зависимости от природных условий, в одних районах преобладал крупный рогатый скот, в других — мелкий.

На всех андроновских стоянках археологи находили кости одомашненных лошадей. Эти лошади относились к нескольким породам, среди которых были высокопородные кони — лёгкие, грациозные, с тонкими ногами и высоко поднятой головой. Они развивали большую скорость и были идеальны для колесничной упряжи.

Также были найдены кости собак и двугорбых верблюдов. Земледелие играло второстепенную роль по сравнению со скотоводством и было в мотыжной пойменной форме. На жертвенном холме Алексеевского могильника в Притоболье были обнаружены ямы с обугленными стеблями и зёрнами пшеницы. Отпечатки злаков также были найдены на бронзовом серпе с поселения Мало-Красноярка в Восточном Казахстане. К земледельческим орудиям относились каменные и костяные мотыги, бронзовые серповидные орудия и каменные зернотёрки[1].

Погребальный обряд

Погребальные комплексы фёдоровской культуры обычно располагаются на территории алакульских некрополей, образуя компактные группы. Для фёдоровских погребений характерны более крупные надмогильные сооружения по сравнению с алакульскими, небольшое количество могил под насыпью (от одной до трёх), расположение ям в один ряд, глубокие могильные ямы и использование камня в обкладке стен погребальной камеры.

Могильники имеют невысокие насыпи, окружённые круглыми или квадратными оградками. Оградки могут быть образованы цистовой кладкой или врытыми каменными плитами. Также встречаются курганы с досыпкой и смыкающиеся ограды. Грунтовые могильники тоже не редкость. Внутри погребальных камер находятся деревянные обкладки, срубы или каменные ящики. В Центральном Казахстане распространены каменные цисты — своеобразные склепы, облицованные изнутри горизонтально уложенными каменными плитами. У фёдоровцев был устойчивый обряд кремации, иногда в ямах отсутствовали останки умерших. Исключение составляют енисейские могильники, где кремация фиксировалась редко.

В погребениях найдено значительное количество изделий из металла: двулезвийные кинжалы с выемками у прямоугольного черенка, массивные литые браслеты с рожками, серьги с раструбом, бляшки с петелькой. К числу специфически фёдоровских типов изделий относят вислообушные топоры с валиковым утолщением по краям обушного отверстия[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Румянцев В. Фёдоровская культура. Историческая география (19 января 2019). Дата обращения: 3 июля 2024.
  2. История археологии Южного Зауралья / В. С. Мосин, С. А. Григорьев и др.. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2002. — 347 с.
  3. Савко И. А. Керамика могильника андроновской (фёдоровской) культуры Чекановский Лог-2 (комплексный анализ) // Теория и практика археологических исследований. — 2020. — № 4(32). — С. 83—94.
  4. Савко И. А. Культурно-хронологические особенности металлокомплекса могильников андроновской (фёдоровской) культуры северозападных предгорий Алтая // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае (археология, этнография, устная история и музееведение). — 2020. — № 15. — С. 75—83.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!