Шаталов, Виктор Фёдорович

Материал из «Знание.Вики»
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов Віктор Федорович.jpg
Дата рождения 1 мая 1927(1927-05-01)
Место рождения Сталин, Украинская ССР
Дата смерти 20 ноября 2020(2020-11-20) (93 года)
Место смерти Донецк, ДНР
Гражданство  СССР
 Украина
 ДНР
Род деятельности педагог
Награды и премии

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ви́ктор Фёдорович Шата́лов (1 мая 1927, город Сталино, Сталинская область, РСФСР, СССР — 20 ноября 2020, город Донецк) — советский педагог, доктор педагогических наук. Профессор Московского педагогического института имени Ленина (1934—1974). Педагог-новатор, автор важных работ по развитию педагогики, психологии и методики преподавания. Заслуженный учитель Украинской ССР, народный учитель СССР, кавалер ордена «Знак Почёта»[1].

Биография

Виктор Фёдорович Шаталов родился 1 мая 1927 года в городе Сталино Сталинской области (сейчас город Донецк Донецкой Народной Республики). В конце Великой Отечественной войны в январе 1945 году он был призван армию и принял участие в советско-японской войне. В вернувшись после шести с половиной лет службы в родной город в 1951 году, он поступил в Сталинский педагогический институт. Выбор профессии для Виктора Фёдоровича был очевидным, он сам часто об этом говорил так[2]:

В нашей семье 15 учителей. Учительская профессия так вошла в нашу жизнь, что для меня сложности не представляла.

После завершения обучения стал работать учителем математики. Виктору Фёдоровичу Шаталову отдавали для преподавания слабые по успеваемости классы, однако педагог был уверен, что проблема состоит в средствах и методах обучения детей, а не в детях. Именно тогда появилась идея создать уникальную методику преподавания.

В 1956 году Виктор Федорович организовал экспериментальные классы. В результате первый такой класс из 33 человек изучил полный школьный курс на два года раньше и показал блестящие результаты. В вузы поступили все его ученики[3].

Сам Виктор Фёдорович о своём эксперименте говорил следующее:

"В школе меня дети уважали, а когда начал работать директором школы, попытался учителям дать то, что делаю я, – оказалось бесполезно. Ведь я нес свое, личностное. И вдруг озарило: начинать надо с первой ступеньки, с системы оценки знаний и создания условий учения, а конспекты пришли намного позже, как производная этой работы. Далее, начиная с 1956 г., я 13 лет никому ничего не говорил – шла подготовительная работа. Да и сегодня эксперимент не закончен. Эксперимент продолжается".

Был автором многих научных работ по педагогике, психологии и методике преподавания. Он был одним из первых, кто изучал проблемы обучения и применения психологических методов в процессе обучения. Он также предложил новую методику преподавания, которая основывалась на развитии интереса учеников к предмету.

Shatalov1112.jpg

Методическая система

Разработанная методическая система направлена на формирование у студентов навыков самоорганизации, а также самообразования, самообучения. Эти навыки считаются основными факторами формирования личности. Задача педагога в этом случае — дать понять каждому ребёнку, что он уникальная личность и имеет свои достоинства. Это помогает детям поверить в себя, свои силы и возможности. Методика, предложенная Виктором Шаталовым, уникальна и рекомендована для применения ко всем предметам общеобразовательной школы. Нововведениями этого метода являются:

  • Разработка специальных схем;
  • Использование схем со вспомогательными сигналами из материалов учебника при изучении.
  • Работа классного руководителя в школе: инструкции, режимы, советы

По словам педагогов, абсолютно все дети могут успешно освоить школьную программу. В этом случае учебные материалы работают следующим образом:

  • Подробное изложение, использование наглядных пособий
  • Краткий пересказ материала с использованием сигнальной схемы (плакат, таблица и т. п.)
  • Изучение всех опорных сигналов учащимися
  • Самостоятельная работа с использованием учебников, опорных схем
  • Самостоятельная работа по письменному воспроизведению эталонной схемы
  • Устные и письменные ответы по эталонной схеме.

Регулярное повторение пройденного материала, его углубление и расширение. Их теории, методы и разработки в области образовательных процессов являются одними из самых популярных на сегодня.

Основные труды

  • Шаталов В. Ф. За чертой привычного : Ответы учителя-новатора на задан. журналистом Н. Столяровым вопр. по пробл. перестройки общеобразоват. шк. — Донецк : Донбас, 1988. — 67 с.; ISBN 5-7740-0258-6
  • Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки : Из опыта работы шк. г. Донецка. — Алма-Ата : Мектеп, 1989. — 134 с; ISBN 5-625-00220-7
  • Шаталов В. Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике : Кн. для учителя : Из опыта работы. — Москва : Просвещение, 1989. — 142 с. : ил.; 22 см; ISBN 5-09-002785-4
  • Шаталов В. Ф. Организационные основы экспериментальных исследований : (Метод. рекомендации) / В. Ф. Шаталов. — Москва : Б. и., 1989. — 48 с.
  • Шаталов В. Ф. Основы педагогики. М.: Просвещение, 197
  • Шаталов В. Ф. Педагогика и психология обучения. М.: Просвещение, 1967.
  • Шаталов В. Ф. Путь поиска : Новые методики в педагогике. — СПб. : Лань, 1996. — 61 с.
  • Шаталов В. Ф. Точка опоры : Об эксперим. методике преподавания. — Москва : Педагогика, 1987. — 158 с.
  • Шаталов В. Ф. Трудных детей не бывает. — Москва, 2001. — 91 с. : ил.; 21 см; ISBN 5-93018-025-3
  • Шаталов, В. Ф. Учебные задания для учащихся по курсу истории СССР : 7-й кл. — Москва : НИИСИМО, 1981. — 57 с.
  • Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — Москва : Педагогика, 1989. — 334 с. : ил.; 21 см; ISBN 5-7155-0089-3

Награды

Виктор Фёдорович Шаталов был награждён орденом Ленина за заслуги в педагогике и психологии. Он был также известен как автор многих популярных книг по педагогике и психологии.

Память

Виктор Фёдорович Шаталов похоронен на Мушкетовском кладбище в Донецке[4].

Литература

Сайфуллин Ф. А. Педагогический опыт В. Ф. Шаталова // Проблемы востоковедения; № 2. 2008. с. 73-83.

Примечания

  1. Черкас-Быстрова Т. Виктор Фёдорович Шаталов — народный учитель и новатор. Методика В. Ф. Шаталова (3 февраля 2015). Дата обращения: 9 марта 2024.
  2. ПЕДАГОГИКА В.Ф.ШАТАЛОВА.
  3. Драгушина М. ВИКТОР ШАТАЛОВ: «ОБРАЗОВАНИЕ И ИГРА НЕ ОТДЕЛИМЫ ДРУГ ОТ ДРУГА» // журнал. — 2022. — Июль.
  4. Макаренков Н., Ханарин П.,. «До последней минуты жизни он отдавал себя служению педагогике»: В Донецке простились с Виктором Шаталовым. Комсомольская правда. Донецк (21 ноября 2020). Дата обращения: 23 февраля 2024.

Ссылки