Škoda Auto

Материал из «Знание.Вики»

Škoda Auto a.s. (произносится [ˈʃkoːda]) — крупнейший автопроизводитель Чешской Республики со штаб-квартирой в г. Млада-Болеслав. Основана в 1895 г. как Laurin & Klement, в 1925 г. вошла в промышленный конгломерат Škoda[1]. После приватизации в 1991 г. поэтапно поглощена концерном Volkswagen Group. В 2018 г. продажи Škoda Auto превысили 1,25 млн автомобилей в более чем 100 странах.

Škoda Auto a.s.
Škoda nieuw.png
Тип Akciová společnost
Основание 16 декабря 1895
Расположение  Чехия: Млада-Болеслав, Среднечешский край
Ключевые фигуры Томас Хаметов
Отрасль Автомобильная промышленность
Продукция Легковые автомобили
Оборот 416,7 млрд крон (2018)
Операционная прибыль 33,8 млрд крон (2018)
Чистая прибыль 28,9 млрд крон (2018)
Число сотрудников 33 696 человек (2018)
Материнская компания Volkswagen AG
Сайт skoda-auto.com

История

Первая мировая война и межвоенный период

В 1925 году Laurin & Klement объединилась с промышленным концерном Škoda из Пльзеня, образовав дочернюю компанию Škoda Auto[2]. В 1929 году выпущена первая собственная модель Škoda 422. В 1933 году дебютировал революционный Škoda 420 Standard с несущим кузовом и независимой подвеской всех колёс. Позже появились модели Rapid, Favorit и Superb. К концу 1930-х Škoda занимала прочные позиции на внутреннем рынке и активно экспортировала автомобили.

Годы Второй мировой войны

В 1939-1945 годах Škoda входила в концерн Reichswerke Hermann Göring, производя военную технику для Германии[3]. Легковое производство продолжалось, включая модель Superb для вермахта. С 1940 года завод в Млада-Болеславе также выпускал газогенераторные установки и комплектующие для военной техники. 9 мая 1945 года город освободили советские войска. К тому времени значительная часть завода была разрушена американскими бомбардировками.

Послевоенный социалистический период

После войны в 1945 году Škoda Auto была национализирована, став монополистом в производстве легковых автомобилей в Чехословакии[4].

Ключевые модели послевоенного периода:

  • 1946 – возобновление выпуска Tudor и Popular;
  • 1952 – седан Škoda 1200 с несущим кузовом.

Параллельно выпускались грузовики Škoda 1202. Завод в Пльзене производил грузовики, автобусы, троллейбусы и сельхозтехнику.

В 1959 году появилась успешная модель Škoda 440 («Спартак»), заменившая Škoda 1200[5]. На её базе выпускались универсал Octavia и купе-кабриолет Felicia.

В 1964 году начался выпуск нового семейства заднемоторных автомобилей Škoda 1000 MB. Линейка расширялась моделями с более мощными двигателями, включая спортивные версии 110 R и 130 RS. На базе Škoda 100/110 выпускались грузовики и микроавтобусы серии Škoda 1203.

К 1980-м годам заднемоторные Škoda устарели технологически. Для создания новой переднеприводной модели компания обратилась к итальянскому ателье Bertone. В 1987 году был представлен хэтчбек Škoda Favorit[6], способный конкурировать с западными аналогами.

Вхождение в концерн Volkswagen

В декабре 1990 года правительство Чехословакии выбрало Volkswagen партнёром для Škoda. Концерн обязался сохранить производство в Млада-Болеславе и использовать опыт чешских специалистов[7].

16 апреля 1991 года Volkswagen AG приобрёл 31% акций Škoda Auto за 620 млн немецких марок. Škoda стала четвёртым брендом VW Group наряду с Volkswagen, Audi и SEAT.

В декабре 1995 года Volkswagen увеличил долю в Škoda Auto до 70% за 1,4 млрд марок. В мае 2000 года концерн получил полный контроль, выкупив оставшиеся 30% акций за 12,3 млрд чешских крон[8].

Кабриолет Skoda Felicia (1959)

Став частью Volkswagen Group, Škoda получила значительные инвестиции для модернизации производства и разработки новых моделей на платформах концерна. Расширение модельного ряда началось в 1994 году с лифтбека Felicia, модернизированной версии Favorit. В 1996 году компания выпустила среднеразмерный лифтбек Octavia на платформе Volkswagen Group A4. Современный дизайн, просторный салон, мощные и экономичные двигатели сделали Octavia бестселлером марки.

Современная история

Сегодня Škoda Auto производит автомобили на главном заводе в Млада-Болеславе и на предприятии в Квасинах. Также есть сборочные заводы в других странах. В Млада-Болеславе действуют Университет «Škoda Auto» и техническое училище. Численность персонала компании Škoda Auto — более 33,6 тысяч человек. За последние годы компания представила следующие модели:

  • 2016 — кроссовер Kodiaq;
  • 2017 — компактный кроссовер Karoq;
  • 2018 — компактный семейный автомобиль Scala;
  • 2019 — субкомпактный кроссовер Kamiq.

В 2019 году в Братиславе Škoda представила свой первый серийный электромобиль Citigo-e iV и подключаемый гибрид на базе Superb[9]. Компания также начала производство тяговых аккумуляторных батарей для электромобилей Volkswagen в Млада-Болеславе с объёмом 150 тысяч единиц в год.

В 2017 году председатель совета директоров Бернхард Майер анонсировал планы по выпуску 30 новых моделей к 2022 году, включая до 10 электромобилей и гибридов. На разработку электромобилей и сервисов мобильности планировалось инвестировать около 2 миллиардов евро.

Škoda развивает направление электромобильности под брендом Škoda iV. В 2019 году компания представила свой первый серийный электромобиль Citigo-e iV в Братиславе, а также подключаемый гибрид на базе Superb[10].

Производство тяговых аккумуляторных батарей для электромобилей Volkswagen началось на предприятии в Млада-Болеславе с начальным объёмом 150 тысяч единиц в год и перспективой роста.

К 2025 году Škoda планирует выпустить пять полностью электрических автомобилей. Компания продолжает инвестировать в разработку электромобилей и создание экосистемы для их эксплуатации, включая зарядные устройства и сервисы мобильности.

В России и СССР

В СССР поставки Škoda были редкими, кроме крупной партии фургонов в 1950-х. В 1971-1972 гг. «За рулём» протестировал Škoda 110 R[11]. Популярность пришла в 1990-е с Felicia.

Сейчас Škoda — одна из популярных марок в России. С 2007 года завод в Калуге выпускает Rapid, Octavia и Kodiaq. В 2012-2018 гг. Yeti и Octavia собирались в Нижнем Новгороде[12]. Локальная сборка обеспечивает конкурентные цены и высокие продажи.

Современные модели

  • Škoda Fabia четвёртого поколения — практичный и стильный субкомпактный хэтчбек.
  • Škoda Rapid — доступный компактный лифтбек. Существуют отдельные версии для рынков Индии и Китая.
  • Škoda Scala — высокотехнологичный хэтчбек гольф-класса с выразительным дизайном.
  • Škoda Slavia — компактный седан для рынка Индии на платформе MQB-A0-IN.
  • Škoda Octavia четвёртого поколения — один из лидеров гольф-класса, доступный в кузовах лифтбек и универсал. Имеется подзаряжаемая гибридная версия.
  • Škoda Superb третьего поколения — элегантный и просторный бизнес-седан и универсал.
  • Škoda Kamiq — субкомпактный кроссовер на платформе MQB-A0. Отдельная версия представлена в Китае.
  • Škoda Karoq — компактный кроссовер, один из бестселлеров марки.
  • Škoda Kodiaq — среднеразмерный 7-местный кроссовер. Для китайского рынка выпускается удлинённый вариант Kodiaq GT.
  • Škoda Enyaq iV — первый полностью электрический кроссовер марки на платформе MEB концерна Volkswagen.
  • Škoda Kushaq — компактный кроссовер, разработанный специально для Индии[13].
Александр Йозеф Коловрат - Краковский за рулём спортивного Laurin Klement.

Концепт-кары

  • Škoda 973 Babeta (1949) — футуристичный прототип малолитражки с кузовом из алюминиевых сплавов.
  • Škoda 1100 Type 968 (1958) — элегантное купе на агрегатах серийной модели 440/445.
  • Škoda 720 (1967-1972) — семейство прототипов, включавшее седан, купе и кабриолет. Должно было прийти на смену устаревшей заднемоторной серии, но было отклонено по политическим мотивам.
  • Škoda Felicia Fun (1996) — трёхдверный пикап в молодёжном стиле на базе серийной Felicia.
  • Škoda Tudor (2002) — ретро-стилизованный родстер в духе моделей чешской марки 1930-40-х годов.
  • Škoda Yeti II (2006) — предвестник будущего компактного кроссовера, получивший имя серийной модели.
  • Škoda Vision D (2011) — первый концепт-кар, выполненный новым шеф-дизайнером марки Йозефом Кабаном. Его стилистические решения позже нашли отражение в серийной Octavia и других моделях.
  • Škoda Mission L (2011) — прототип нового компактного лифтбека Rapid.
  • Škoda Vision C (2014) — пятидверное купе, демонстрирующее новый дизайнерский язык марки.
  • Škoda Vision X (2018) — компактный гибридный кроссовер, подготовивший публику к выходу серийного Kamiq.
  • Škoda Vision RS (2018) — «заряженный» хэтчбек, намекающий на возможное возрождение линейки RS (Rally Sport).
  • Škoda Vision iV (2019) — предсерийная версия первого электрического SUV марки Enyaq[14].
  • Škoda Vision IN (2020) — предвестник компактного кроссовера Kushaq для индийского рынка.
  • Škoda Vision 7S (2022) — электрический кроссовер, демонстрирующий новый стиль марки и символизирующий переход к устойчивому развитию.

История моделей

1900-е

История Škoda началась в 1895 году с основания компании Laurin & Klement. Первой моделью стал Voiturette A, выпущенный в 1905 году. Он оказался коммерчески успешным, и вскоре последовали другие модели: B, C, D, E и F.

1910-е

В 1910-е годы линейка Laurin & Klement расширилась за счёт моделей различных классов, от недорогих до престижных: ENS, K/Kb/LOKb, S/Sa, MS. Компания также начала выпуск грузовых автомобилей.

1920-е

После объединения с Škoda в 1925 году была выпущена модель 110, за которой последовали более совершенные 422 и 430, а также первый Superb.

1930-е

В 1930-е годы появились инновационные модели Popular, Rapid и Favorit, которые принесли Škoda успех на внутреннем и экспортном рынках.

1940-е

Во время Второй мировой войны Škoda выпускала военную продукцию. После войны производство возобновилось моделями 1101 Tudor и 1102.

1950-е

Škoda 1200 и 440/445 стали основой послевоенной линейки. В 1959 году дебютировали красивые и практичные Octavia и Felicia.

1960-е

Главной новинкой 1960-х стал современный седан Škoda 1000 MB. Также появились модели 1202 и 100/110.

1970-е

В 1970-е годы выпускались спортивное купе 110 R и заднемоторное семейство 105/120/125.

1980-е

Škoda продолжила развитие заднемоторной компоновки в моделях 130/135/136. В 1987 году дебютировал переднеприводный хэтчбек Favorit - первая модель современной эпохи Škoda.

1990-е

После вхождения в состав Volkswagen новинками Škoda стали Felicia и первое поколение современной Octavia. В 1999 году появился компактный хэтчбек Fabia.

2000-е

Škoda представила флагманскую модель Superb и компактвэн Roomster. Octavia и Fabia сменили поколение, став ещё совершеннее.

2010-е

В 2010-е годы Škoda вывела на рынок компактный лифтбек Rapid, городской хэтчбек Citigo и первый SUV марки — Yeti. Позже к ним присоединились кроссоверы Kodiaq, Karoq и Kamiq.

2020-е

В новом десятилетии Škoda делает ставку на электромобили: первенцем стал кроссовер Enyaq iV. Также компания представила новые Octavia[15] и Fabia. Škoda развивает субкомпактное семейство, выведя на рынок седан Slavia и кроссовер Kushaq.

Данные о продажах

Даже в непростом 2020 году, на который пришёлся пик пандемии COVID-19, Škoda сумела реализовать 1 004 800 автомобилей, седьмой год подряд преодолев миллионную отметку. Однако в 2022-м мировой экономический кризис и нехватка полупроводников привели к падению продаж до 731 300 машин.

Данные по годам [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]:

  • 2018: 1 253 700 автомобилей;
  • 2017: 1 200 500 автомобилей;
  • 2016: 1 127 700 автомобилей;
  • 2015: 1 055 500 автомобилей;
  • 2014: 1 037 200 автомобилей;
  • 2013: 920 800 автомобилей;
  • 2012: 939 200 автомобилей;
  • 2011: 879 200 автомобилей;
  • 2010: 762 600 автомобилей;
  • 2009: 684 226 автомобилей;
  • 2008: 674 530 автомобилей;
  • 2007: 630 032 автомобиля;
  • 2006: 549 667 автомобилей;
  • 2005: 492 111 автомобилей;
  • 2004: 451 675 автомобилей;
  • 2003: 449 758 автомобилей;
  • 2002: 445 525 автомобилей;
  • 2001: 460 252 автомобиля;
  • 2000: 435 403 автомобиля;
  • 1999: 385 330 автомобилей;
  • 1998: 363 500 автомобилей;
  • 1997: 336 334 автомобиля;
  • 1996: 261 000 автомобилей;
  • 1995: 210 000 автомобилей;
  • 1994: 172 000 автомобилей.

Заводы

В наши дни значительную долю в продажах Škoda составляют кроссоверы, на фото Skoda Kodiaq.

Чехия:

  • Млада Болеслав: Fabia, Kamiq, Karoq, Octavia, Scala, Enyaq iV; производство двигателей, КПП и батарей.
  • Квасины: Karoq, Kodiaq, Superb.
  • Врхлаби: производство трансмиссий.

За рубежом:

  • Братислава, Словакия: Karoq, производство КПП. Партнёр — Volkswagen Slovakia.
  • Пуна, Индия: Kushaq, Slavia, производство двигателей. Партнёр — Volkswagen India.
  • Аурангабад, Индия: Octavia, Kodiaq, Superb. Партнёр — Škoda Auto India.
  • Калуга, Россия: на 2022 год производство приостановлено. Партнёр — Volkswagen Group Rus.
  • Нижний Новгород, Россия: на 2022 год производство приостановлено. Партнёр — ГАЗ.
  • Усть-Каменогорск, Казахстан: крупноузловая сборка Karoq, Kodiaq, Superb. Партнёр — Азия Авто.
  • Китай: Карок, Кодиак, Октавия, Рапид и Суперб выпускаются на четырёх заводах совместного предприятия Shanghai Volkswagen в Нинбо, Нанкине, Чанше и Ичжэне.
  • Алжир: сборка Octavia, Superb. Партнёр — SOVAC Production S.P.A.

Всего в 2021 году на зарубежных предприятиях было выпущено более 750 тысяч автомобилей Škoda — около 65% от общего объёма производства марки [23].

Автомотоспорт

Škoda имеет богатую историю участия в автоспорте, восходящую к началу XX века. Наиболее значимые достижения связаны с ралли:

  • 1970-80-е: победы моделей 130 RS и 130 LR в своих классах на этапах чемпионата мира и Европы, в Кубке Дружбы социалистических стран[24].
  • 1994: победа в командном зачёте Кубка мира FIA среди 2-литровых автомобилей на Favorit 136 L[25].
  • 1996: 3-е место Стига Бломквиста на Felicia Kit Car на Ралли Великобритании.
  • 1999-2005: участие заводской команды в WRC с Octavia WRC и Fabia WRC, подиумы на отдельных этапах.
  • 2009-2014: 27 побед и 3 титула в серии Intercontinental Rally Challenge c Fabia S2000, 16 побед в классах PWRC, SWRC и WRC-2, победы в APRC.
  • 2015-2022: победы Fabia R5 в каждом сезоне WRC-2 с 2015 года как в командном, так и в личном зачёте, многочисленные успехи в региональных первенствах[26].

Škoda также поддерживает частные команды и молодых талантливых пилотов в рамках программы Škoda Motorsport.

Благотворительность и спонсорство

  • С 1992 года является партнёром Олимпийского комитета Чехии, в 2008 и 2014 годах выступала официальным автомобильным партнёром Олимпийских игр[27].
  • С 1993 года Škoda — генеральный спонсор чемпионата мира по хоккею, что отмечено книгой рекордов Гиннесса как самое продолжительное спонсорство. Также поддерживает национальные сборные ряда стран, проводит собственный юношеский турнир[28].
  • Сотрудничает с Союзом биатлонистов Чехии и гоночной командой чешских железных дорог.
  • С 2004 года выступает официальным транспортным партнёром Тур де Франс, а с 2011 года — Вуэльты Испании.
  • Поддерживает множество культурных мероприятий, например оперный фестиваль в замке Глубока над Влтавой.
  • С 2007 года совместно с фондом «Клаузика» помогает детям погибших или раненых чешских военнослужащих.
  • С 2011 года сотрудничает с организацией «Детские деревни — SOS», предоставляя автомобили и оплачивая их эксплуатацию[29].

Логотип

Логотип Škoda с «крылатой стрелой» появился в 1926 году после слияния Laurin & Klement и Škoda Works[30]. Сохранил круглую форму и лавровый венок от L&K. Центр возможно изображает голову индейца в уборе с 5 перьями, идея приписывается Т. Магличу. С 2011 года используется вариант в зелёном цвете «ŠKODA Green» с хромированной окантовкой. В 2016 году обновлён под слоган «Движимый изобретательностью. Умные идеи с 1895 года». Упрощённый вариант без надписи используется на автомобилях и в рекламе.

Примечания

  1. Официальный сайт Škoda Auto — История компании.
  2. Petr Kožíšek, ‎Jan Králík. L & K - Škoda: 1895-1945. The upward path, Часть 1 (англ.). – Moto Public, 2004. – 423 p..
  3. Статья о Вацлаве Клементе почти целиком посвящённая истории Laurint & Klement.
  4. Сергей Канунников. Автомобилям Skoda 100 лет. Знак чешского индейца. За рулём (1 декабря 2005)..
  5. СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ "ШКОДА-450". Журнал За рулём, №6, 1958 (июнь 1958)..
  6. Favorit - последний собственный автомобиль марки Skoda (рус.) (29 декабря 2013)..
  7. Олег Макаров. Škoda: краткая история компании. Популярная механика (3 ноября 2015). Дата обращения: 8 октября 2019..
  8. «E15», «Škoda Auto: od vtipů k vlajkové lodi», 11 апреля 2011.
  9. Julian Rendell. Skoda electric models to stand out with unique lightstrip (англ.). Autocar (журнал) (8 мая 2019)..
  10. Леонид Попов. Обновлённая Skoda Superb научилась заряжаться от розетки (23 мая 2019)..
  11. А.Бродский. Два плюс два. «За рулём», №11, 1972 (ноябрь 1972)..
  12. Завод в Нижнем Новгороде. Volkswagen Group..
  13. Škoda Kushaq на официальном сайте.
  14. Nick Gibbs. Skoda's Vision iV electric concept has self-driving tech Архивная копия от 25 июля 2021 на Wayback Machine. autonews.com. Crain Communications. 4 марта 2019..
  15. Игорь Владимирский. Новая Skoda Octavia RS: пока только гибрид. Авторевю (3 марта 2020). Архивировано 20 апреля 2021 года..
  16. ŠKODA delivers 1.25 million vehicles worldwide in 2018 (англ.)..
  17. ŠKODA delivered 1 127 700 vehicles last year (англ.)..
  18. Record-breaking 2015: ŠKODA Delivers 1.06 Million Cars to Customers (англ.)..
  19. ŠKODA 2013: Success with new models (англ.)..
  20. ŠKODA AUTO a.s. (англ.). Volkswagen Group (21 июня 2004)..
  21. GENERAL PRESENTATION ŠKODA 2008 (англ.). Institute for Industrial and Financial Management..
  22. Case study: Skoda (англ.)..
  23. The Volkswagen Group. Portrait & Production Plants (англ.). Volkswagen Group..
  24. ВЕЛИКОМУ ГОНОЧНОМУ АВТОМОБИЛЮ ŠKODA 130 RS ИСПОЛНИЛОСЬ 40 ЛЕТ. Škoda Auto (24 ноября 2015)..
  25. ERC 1998, Положение F2 (англ.)..
  26. SATURDAY IN MEXICO: DOMINANT TIDEMAND CLAIMS WRC 2 WIN (англ.). WRC (15 марта 2020)..
  27. Skoda не поскупилась ради Олимпийских игр. За рулём (19 августа 2008)..
  28. ŠKODA И СПОРТ. Škoda Auto..
  29. Skoda Auto Россия становится партнером «Детских деревень – SOS» в России (23 мая 2011)..
  30. Официальный сайт Škoda Auto – История логотипа.

Сcылки