Авангард (искусство)

Материал из «Знание.Вики»
«Икона» мирового авангарда — «Чёрный квадрат» (1915) К. Малевича

Аванга́рд (фр. avant–garde — передовой отряд), или авангарди́зм — обобщённое название различных художественных течений, особенно европейских, возникших на стыке XIX и XX вв.

«В авангарде» К. Пиппиха

Происхождение термина

Термин «авангард» изначально использовался в военной лексике для обозначения передового отряда войск, который двигался вперёд. С начала Французской революции он приобрёл революционное значение и в 1794 г. был включён в название якобинского журнала, что привело к преобладанию политического смысла над военным[1].

Фигуральное значение слова впервые начало применяться французскими социалистами–утопистами. А. Сен–Симон, основоположник утопического социализма, в статье «Художник, учёный и рабочий», опубликованной в 1825 г., в год его смерти, впервые связал термин с искусством. В его концепции художник, обладая воображением, должен вести за собой, используя искусство для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом».

Хотя термин долго сохранял политическое значение, придавая художнику особую политическую миссию, он также начал использоваться в других европейских языках. Например, в английском языке слово vangard в переносном значении впервые употреблял британский историк Т. Карлейль.

Последователи Сен–Симона продолжили развивать его идеи, подчёркивая роль художника в политических процессах, но при этом отодвигали на второй план социальные цели искусства, предполагая его утилитарность и дидактичность. Парадоксально, но это сближало политический авангард с концепцией «искусства ради искусства» (фр. l'art pour l'art), рассматривая её как революционную идею.

К концу XIX в. термин «авангард» получил широкое распространение в Европе благодаря влиянию анархических идей М. Бакунина и П. Кропоткина, которые оказали влияние на таких деятелей, как О. Уайльд и Уильям Батлер Йейтс, а также на Г. Рида. В 1877 г. Бакунин и Кропоткин использовали этот термин в названии своей газеты L’Avant-Garde.

В 1885 г. Т. Дюре перенёс термин «авангард» из политической сферы в художественную критику. Уже в 1871 г. французский поэт А. Рембо писал о необходимости создания нового языка поэзии, объединяющего политический и художественный авангард, что позволило бы ей быть впереди.

Термин «авангард» в его художественном значении развивался из утопических и анархических идей и оставался тесно связанным с политикой до 1930-х гг.. Как историческое явление, авангард сформировался только в начале XX в. Ни одно движение или группа не использовали этот термин как своё самоназвание, и критики также не применяли его. Термин «авангард», подобно «романтизму» или «реализму», начал использоваться ретроспективно в 1920-х гг., когда возникла необходимость обобщённого названия для уже прекративших существование группировок. В 1927 г. английский поэт Р. Грейвс противопоставил модернистскую поэзию викторианской.

В 1929 г. французский поэт и основатель сюрреализма Л. Арагон, уже являвшийся коммунистом, использовал слова символиста А. Рембо Il faut être absolument moderne («Надо быть абсолютно современными») и ввёл объединяющий термин «модернизм». Термин «авангард» (авангардизм) как аналогичный объединяющий термин появился позже. Обсуждение авангарда как литературно–художественного движения было наиболее активно после Второй мировой войны.

Спустя более ста лет после возникновения авангарда как исторического явления, не существует единой теории или типологии авангарда. Кристофер Иннес в предисловии к книге «Театр авангарда» (1993) отмечает, что термин «авангард» стал «вездесущим ярлыком», применяемым к любому виду искусства, имеющему антитрадиционную форму. Иногда этот термин используется упрощённо для обозначения нового явления в искусстве, которое быстро устаревает с каждым новым шагом вперёд[2].

Различия между модернизмом и авангардом

А. Рембо

В современных исследованиях отсутствуют чёткие теории и классификации, позволяющие однозначно определить различия между модернизмом и авангардом (авангардизм) как литературно–художественными явлениями. Мнения о взаимосвязи этих понятий варьируются от полного противопоставления до взаимозаменяемости. В академических справочниках и энциклопедиях часто рассматриваются как идентичные понятия «модернизм» и «авангард»[3]. Тем не менее, существуют альтернативные определения. Авангардизм представляет собой обобщающее название для экспериментальных идей, концепций, течений и школ, а также для творчества отдельных художников, нацеленных на создание нового искусства, отрицающего традиционные формы и историческую преемственность.

Модернисты стремятся к обновлению искусства, но в отличие от авангардистов, считают важным не отрицать, а продолжать художественные традиции. Для модернистов «авангард» является пройденным этапом, своего рода новой классикой, которую следует развивать, а не опровергать. В то время как авангардизм — кратковременное явление, проявляющееся в переломные моменты истории, модернизм представляет собой постоянное стремление к совершенствованию художественной формы[4].

Философ В. П. Руднев поясняет различия следующим образом: «Авангард не мыслим без скандала и эпатажа… Модернизм создаёт новизну исключительно в области художественной формы, синтаксиса и семантики, не затрагивая прагматику… Модернистам характерна глубокая работа над формой, избегание суеты, внешних эффектов и популистских акций, направленных на привлечение публики. Модернисты трудятся в тишине мастерских, их эксперименты рассчитаны на медленное восприятие узким кругом знатоков… Типичные модернисты, такие как Д. Джойс, М. Пруст, Ф.Кафка, Д. Шостакович и С. Прокофьев, замкнуты в своём эстетическом мире. Их сложно представить в публичных выступлениях, где они бы эпатировали зрителей. В противоположность этому, авангардисты, такие как В. Маяковский, Л. Бунюэль и С. Дали, активно привлекают внимание к себе».

В России и СССР

«Крик» (1893) Э. Мунка

Искусствовед И. Вакар отмечает, что в российском контексте термин «авангард» был введён художником и критиком А. Бенуа. Весной 1910 г. в рецензии на выставку Союза русских художников Бенуа разделил участников на три группы: авангард, центр и арьергард. Он отнёс себя и своих коллег из «Мира искусства» к центру, а авангардом назвал группу молодых московских художников, возглавляемую М. Ларионовым, которые, по его мнению, радикально разрушали традиционные художественные нормы. Прогноз Бенуа оказался точным, хотя термин утвердился лишь спустя некоторое время[5].

В 1915 г. Н. Бердяев в статье «Астральный роман» предположил, что авангардное искусство, включая работы П. Пикассо и роман «Петербург» А.Белого, прекратило существование во время Первой мировой войны, передав свои новшества истории как таковой.

Советское искусствознание, опираясь на работы Д. Лукача «Значение современного реализма» и «Идеология модернизма», до конца 1980-х гг. трактовало модернизм (авангард) как «антиреализм», в противоположность реализму как «антимодернизму». Даже романтизм рассматривался как «антиреализм» в контексте реалистических и нереалистических художественных методов. Возвращение к изучению романтизма стало возможным только в конце 1950-х гг.

В постсоветский период, в 2010 г., А. Осмоловский отметил, что авангардное искусство в России часто воспринимается упрощённо и вульгарно: «…Авангард в России воспринимается как нечто элементарное — снял штаны, показал задницу — и вот он, авангард»[6].

Протоавангард

Эпоху авангарда, которую большинство исследователей связывают с 1905–1907 гг., предшествовал период протоавангарда. В это время поэтика авангарда проявлялась в таких направлениях, как символизм, югендстиль и русский космизм. Примеры включают работы, подобные «Крику» (1893) Э. Мунка[7].

Период протоавангарда, охватывающий конец XIX — начало XX века, характеризуется переходом от классической эстетики Аристотеля, основанной на мимесисе, к неклассическим, антиаристотелевским традициям.

Ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс, свидетель и участник этого переходного периода, в 1897 г. писал о том, что происходящее было «реакцией на рационализм XVIII века, смешанной с реакцией на материализм XIX века. Символистское движение, достигшее высшей степени развития у Вагнера в Германии, у прерафаэлитов в Англии, у Вилье де Лиль–Адана, Малларме и Метерлинка во Франции, и пробудившее воображение Ибсена и Д’Аннунцио, было безусловно единственным движением, которое говорило новые вещи».

Авангардистские течения в искусстве

Авангард в изобразительном искусстве

В контексте истории изобразительного искусства авангард обычно понимается как художественное направление, возникшее в начале XX века и связанное с модерном и модернизмом. В этом широком смысле к авангарду относят следующие направления[8]:

  • Абстрактный экспрессионизм.
  • Баухауз.
  • Беспредметность.
  • Всёчество.
  • Дадаизм.
  • Конструктивизм.
  • Лучизм.
  • Органика.
  • Орфизм.
  • Примитивизм.
  • Систематизм.
  • Стохатизм.
  • Супрематизм.
  • Сюрреализм.
  • Тунфан.
  • Унизм.
  • Фовизм.
  • Футуризм.
  • Экспрессионизм.

Авангард в литературе

В литературе к заметным представителям авангардного искусства можно отнести:

Драматургия

Бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк стал пионером авангардной символистской драмы[10]. Символистская поэтика и мироощущение также прослеживаются в произведениях Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева и Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогатилась приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, С. И. Виткевича, Д. И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, действия персонажей часто лишены логики. Абсурдистские мотивы получили окончательное выражение в произведениях франкоязычных авторов, таких как Ж. Жене, С. Беккет, Э. Ионеско, А. Адамов. Впоследствии эти мотивы развивали в своих драмах Г. Пинтер, Э. Олби, Т. Стоппард, М. Волохов, Ф. Дюрренматт и В. Гавел.

Авангард в музыке и кинематографе

Авангардная музыка

Авангардная музыка[11], или музыкальный авангард (англ. avant–garde music), представляет собой жанр современной академической музыки, отличающийся радикальными и новаторскими элементами эстетики. Такая музыка считается опережающей своё время в эстетическом плане. Термин «музыкальный авангард» часто используется для обозначения радикальных композиторов и их произведений. Понятие «авангардная музыка» иногда не чётко разграничивается с «экспериментальной музыкой», поскольку обе области представляют передовые направления современной музыкальной мысли и практики. Некоторые музыковеды различают авангард и экспериментальную музыку по их отношению к евроцентричной музыкальной традиции. В этом контексте авангардная музыка представляет собой крайние проявления традиции, в то время как экспериментальная музыка часто выходит за её пределы.

Авангард в кинематографе

Авангард в кинематографе (фр. avant–garde — от avant «перед» и garde «охрана, гвардия»)[12] — это направление, возникшее во Франции в 1920-е годы как контрпункт коммерческому кино. Французский авангард 1920–1930-х годов продолжал традиции французских киноимпрессионистов, которые под руководством Луи Деллюка первыми выступили против коммерческого кинематографа, который бездумно заимствовал элементы театра и литературы. Термин «киноимпрессионизм», введённый Анри Ланглуа, был принят и использовался Жоржем Садулем. Рене Жанн и Шарль Форд, другие историки кино, различали «первый авангард» и «второй авангард», последний из которых возник после 1924 г.

Музеи русского авангарда

  • Виртуальная экспозиция авангардного искусства, представленная Русским музеем в Санкт–Петербурге, доступна на сайте: rusmuseumvrm.ru|авангард — Виртуальный Русский музей.
  • Музей живописной культуры функционировал в Москве с конца 1918 – начала 1919 г. по 1929 г. Этот музей считается первым официальным музеем русского авангарда. Его экспозиция была открыта в 1920 г. в бывшем особняке князей Голицыных.
  • Музей петербургского авангарда размещён в двухэтажном деревянном здании, ранее принадлежавшем авангардистам Михаилу Матюшину и Елене Гуро. С 2006 г. музей является филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Этот мемориальный и научно–исследовательский центр занимается сохранением, исследованием и популяризацией наследия русского авангарда, уделяя особое внимание футуристам 1910–1920-х годов. Здание признано памятником архитектуры.
  • Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого, расположенный в Нукусе, Узбекистан, хранит коллекцию русского авангарда, собранную художником и первым директором музея Игорем Савицким[13].
  • Музей авангардного и наивного искусства «Авангард» в Угличе включает произведения авангардистов 1960–1980-х годов из частного собрания московского художника Сергея Симакова и его жены[14].
  • Музей органической культуры в Коломне посвящён искусству русского авангарда. Он расположен в усадьбе, построенной в 1815 г. дворянами Ананьиными и восстановленной в 2011 г. как памятник деревянного зодчества XIX века. Музей включает три подразделения: Музей искусств XX–XXI веков, Музей российской фотографии и Музей традиции. В постоянной экспозиции Музея искусств XX–XXI веков представлены работы Михаила Матюшина и Елены Гуро, ключевых представителей органической культуры. Здание также является памятником архитектуры.
  • Музей авангарда на Шаболовке в Москве был открыт в 2017 г.
  • Центр авангарда в Екатеринбурге, размещённый в Музее истории Екатеринбурга по адресу. Создан на средства гранта Фонда Владимира Потанина в 2017 г.
  • Центр авангарда в Еврейском музее и центре толерантности в Москве находится в Бахметьевском гараже, построенном по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова в конце 1920-х годов.
  • Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых, открывшийся в 2014 г. и являющийся филиалом Государственного музея архитектуры имени Алексея Щусева, расположен в доме архитектора Мельникова. Это здание, выполненное в цилиндрической форме по проекту Константина Мельникова, представляет собой памятник русского авангарда 1920-х годов. В экспозиции музея содержатся материалы по истории конструктивизма, одного из направлений авангарда в графике, сценографии и архитектуре. Здание также является памятником архитектуры.

Примечания

  1. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 15..
  2. Innes Ch. Avant-Garde Theatre. 1892—1992. — L., N. Y., 1993. — P. 1..
  3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ—Эллис Лак, 1997. — С. 14, 351.
  4. Власов В. Г.. Авангардизм; Модернизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 44. —Т. V, 2006. — С. 578—580.
  5. Первое объединение раннего авангарда | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ». www.tg-m.ru. Дата обращения: 30 марта 2017. Архивировано 31 марта 2017 года..
  6. Осмоловский Анатолий. Теория искусства Клемента Гринберга (лекция) // LB.ua. — 18 февраля 2010 года. Архивировано 14 июля 2014 года..
  7. Гирин Ю. Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 56..
  8. Махов Н. М. Онтология искусства: История, теория, философия «старого» и «нового» искусства. Общие аспекты мировой культуры. Теория эстетической парадигмы; теория периодизации постмодернистского движения. Причины возникновения абстрактной живописи. — М.: ЛЕНАНД, 2016. — 456 с..
  9. Власов В.Г. Футуризм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2010. — Т. X. — С. 240..
  10. А. Гвоздев, Б. Михайловский. Символистская драма // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [М., 1929—1939.].
  11. Nicholls D. Avant-garde and experimental music Архивная копия от 21 декабря 2016 на Wayback Machine // The Cambridge History of American Music.— Cambridge University Press, 1998.— pp. 517—534..
  12. «Авангард» (направление в кино) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978..
  13. Официальный сайт.
  14. Частное учреждение культуры «Музей авангардного и наивного искусства «Авангард.Углич».

Ссылки