Александрийский парк (Петергоф)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Александрийский парк
Petergof june2013 22087.JPG
Координаты 59°52′14″ с. ш. 29°56′00″ в. д. / 59.8706° с. ш. 29.9333° в. д. / 59.8706; 29.9333 (G) (O) (Я)
Расположение
Страны  Россия
Город Санкт-Петербург
Район города Петродворцовый район
Исторический район [[Новый Петергоф|Новый Петергоф]]
Основная информация
Площадь 144 га
Дата основания 1734 год
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 781620573880006

Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. The Palace and Park Ensembles of the Town of Peterhof and its Historical Centre. The Alexandriysky Park
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Дворцово-парковые ансамбли города Петергоф и его исторический центр. Александрийский парк)
Ссылка № 540-017f в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии i, ii, iv, vi
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990 (14-я сессия)
Александрийский парк (Россия)
Точка
Александрийский парк
Александрийский парк, Россия

Александрийский парк — дворцово-парковый ансамбль Петергофа, пригорода Санкт-Петербурга. Название связано с тем, что формировался как часть «Собственной дачи Ея Императорского Величества „Александрии“» в честь императрицы Александры Фёдоровны[1].

История

XVIII век

В XVIII веке территория Александрии, расположенная близко к царской резиденции Петергоф, была передана наиболее преданным придворным Петра I:

  • Сподвижнику Якову Вилимовичу Брюсу;
  • Петру Ивановичу Мошкову (дворцовый управляющий);
  • Военачальнику генерал-майору Петру Ивановичу Яковлеву;
  • Даниле Чевкину (камергер).

После смерти императора Петра I землю приобрёл князь Александр Данилович Меншиков. Сподвижник российского императора начал строительство своей загородной резиденции Монкураж — «Моя отвага», но вскоре попал в опалу и дворец так и остался незавершённым[2][3]. В таком виде замок с окрестными землями в 1727 году перешёл к князьям Долгоруким. Однако у новых владельцев не возникло никакого желания обустраивать территорию, и долгое время она оставалась бесхозной[4].

Первой венценосной собственницей Александрии стала Анна Иоанновна, устроившая в 1733 году на территории парка охотничьи угодья. Для царских забав в Петергоф тогда были завезены буйволы, олени, кабаны, тигры, зайцы. Животных содержали в вольерах на верхних террасах. Для стрельбы по живым мишеням, выпускаемым из загона, рядом с Финским заливом построили специальный павильон Темпель[3][5].

К концу XVIII века предпочтения императорской семьи всё больше склонялись к отдыху в Царском селе, охотничьи угодья с постройками сначала пришли в упадок, а затем были разобраны[4].

XIX век

В 1825 году Николай I приобретает к востоку от Нижнего парка участок и дарит его своей жене Александре Фёдоровне[6]. Именно в честь неё дворцово-парковый ансамбль и получил своё название — «Александрия». С 1826 года по проекту русского зодчего шотландского происхождения Адама Менеласа в угодьях началось строительство первого дворца. В это же время начал формироваться императорский сад, красоту которого создавал и поддерживал на протяжении 20 лет Пётр Иванович Эрлер. Могила этого выдающегося ландшафтного дизайнера XIX века расположена на территории парка неподалёку от Готической капеллы. К 1831 году появляется Фермерский дом, а к 1838 году — Капелла архитектора К. Шинкеля. Рядом в 1857 году разбивается Колонистский парк[7].

Герб «Александрии», по просьбе Николая I был создан поэтом В. А. Жуковским, и изображал синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок белых роз. Именно этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах, которые хранятся в Коттедже Александрии[3].

В советское время

До 1917 года дворцовый комплекс успел значительно расшириться: каждая императорская семья создавала здесь свой загородный дом в соответствии с новыми архитектурными веяниями. С приходом советской власти все царские имения стали государственной собственностью. Александрийский парк был переименован в Пролетарский[8].

С 1920-х годов до Великой Отечественной войны в парке Александрия располагались дома отдыха и детские летние лагеря.

В послевоенные годы постройки длительное время — до 1978 года — восстанавливались от повреждений и разорения времён гитлеровской оккупации, по крупицам воссоздавались утерянные элементы интерьеров, декора зданий. В это время парк Александрия вошёл в музейный комплекс Петергофа и наравне с другими его частями был взят под охрану государства как исторический, культурный, ландшафтный и архитектурный памятник России.

Парк в настоящее время

В настоящее время территория парка Александрии простирается на 115 гектарах (около 1,2 км²), она ограничена Санкт-Петербургским проспектом, берегом Финского залива, Знаменкой и Нижним парком.

Последняя значительная реконструкция проводилась в начале XXI века, благодаря чему объекты предстают перед посетителями во всём своём великолепии. Сегодня дворцово-парковый ансамбль Александрия является прекрасным местом для прогулок и отдыха. В бывших парковых дворцах и некоторых постройках ныне расположены музеи.

В 1990 году комплекс обрёл статус Государственного музея-заповедника, и в этом же году был взят под охрану ЮНЕСКО. В 2008 году его признали одним из 7 чудес России[9].

Достопримечательности и объекты парка Александрия

Пейзажный парк

Площадь парка занимает 115 га прибрежной полосы вдоль Финского залива и делится на две части — северную, где сосредоточено большинство построек, и южную, граничащую с морем. Разделительной чертой между ними служит главная Никольская аллея. Тенистые зоны Александрии чередуются просторными полянами на английский манер, пешеходные тропы, помимо асфальтированных дорожек, проложены мимо холмов и оврагов[3]. Здесь нет прямой и правильной симметрии в планировке, нет фонтанов, отсутствует торжественность и парадность. Это просто тихий, спокойный уголок пейзажной природы, в котором можно пройтись по тенистым аллеям, засаженными дубовыми и липовыми рощами, полюбоваться берёзовыми и кленовыми деревьями, ясенями и тополями. Открытые пространства стриженых газонов, когда-то украшенных ландшафтным декором: беседками, статуями и т. д., Руинный мост и несколько архитектурно-исторических строений 19 века — вот и вся Александрия[10].

Дворец «Коттедж»

Коттедж — сельский домик, являющийся первой и главной постройкой парка Александрия.

Коттедж возводили в два этапа: в 18261829 годы архитектором А. А. Менеласом и в 18411842 годы архитектором А. И. Штакеншнейдером, который пристроил к коттеджу столовую с открытой террасой, украшенной мраморным фонтаном[11].

Дворец выполнен в стиле неоготики, модном тогда увлечением Средневековьем, которому положили начало в Англии.

Сегодня коттедж является памятником эпохи романтизма. Со всех сторон здания находятся балконы и террасы с ажурной чугунной аркадой, увитой зеленью. Примечательны в архитектуре и окна-эркеры, выступающие за плоскости стен и имеющие переплеты в виде стрельчатых арок[11].

На северном фасаде после реконструкции 18421843 годов установлена скульптурная композиция «Мадонна с младенцем» работы И. П. Витали, расположенная рядом с Мраморной террасой.

Интерьеры дворца отражают стиль готики: стрельчатые арки, розетки, трилистники и крестоцветы в лепном декоре, росписи в оформлении мебели и предметов декоративно-прикладного искусства.

В коллекции живописи дворца входят произведения выдающихся отечественных художников: И. К. Айвазовского, О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьева, Т. А. Неффа и Ф. А. Моллера[11].

С южной стороны от Коттеджа есть детская спортивная площадка, созданная изначально для императорских детей и воссозданная по чертежам Л. И. Линдена, учителя гимнастики детей императора.

А с восточной стороны — бывшие служебный флигель, Великокняжеский корпус и Кухонный двор, ныне являющиеся зданиями административного назначения.

Фермерский дворец

Фермерский дворец был построен в два этапа: в 1829—1831 годы архитектором А. Менелас и в 1838—1860 годы архитектором А. И. Штакеншнейдер.

Это было второе масштабное строение в Александрии, возведенное по указу императора Николая I для того, чтобы ещё сильнее подчеркнуть характер загородной резиденции[11].

Тогда была построена Ферма с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Из Англии для фермы были привезены петух и коровы.

В конце 30-х годов к фермерскому павильону добавили двухэтажную пристройку, в которой разместились жилые комнаты будущего императора Александра II.

В последующем здания фермы расширялись и перестраивались, пока к 1860 году не превратилось в Фермерский дворец императора Александра II. В здании был устроен лифт, водопровод, туалетные и ванные комнаты.

Это единственный дворец в России, построенный специально для Александра II[11].

Отделка интерьеров дворца выполнена в неоготическом стиле с сохранившимися элементами первоначальной отделки: лепнина, фрагменты росписей стен и потолков, фрагменты дубового паркета, печи, камины и лестницы. В некоторых помещениях готические элементы в отделке сочетаются с мебельным убранством в стиле рококо.

Готическая капелла

Готическая капелла — домовая церковь императорской семьи, построенная в неоготическом стиле в 18311834 годах архитекторами К. Ф. Шинкелем, А. Менеласом и И. И. Шарлеманьем. Место для строительства капеллы выбрал сам император Николай I.

В июле 1834 года церковь была освящена во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

После возведения и сегодня, эта капелла является одной из самых оригинальных и красивых построек Александрии и своим обликом напоминает миниатюрный готический собор[11].

Капелла имеет стрельчатые порталы, круглые окна-розы с витражами, скульптуры, чугунные «кружева» и трёхгранную апсиду со звонницами, примыкающую к восточному фасаду. Восемь шпилей с золочеными православными крестами венчают постройку. Статуи, украшающие капеллу были созданы из выколотной меди по моделям скульптора В. И. Демут-Малиновского; они изображают ангелов, святых апостолов, евангелистов и Богоматерь с младенцем[12].

Сегодня капелла является музеем. Её интерьер оформлен в неоготическом стиле, но по устройству — это православный храм. С восточной стороны находится алтарь, отделённый от церковного зала иконостасом. Иконы были выполнены придворным живописцем Тимофеем Неффом[11].

Галерея

Примечания

  1. Парк Александрия. www.culture.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  2. История парка Александрия. discover-peterhof.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Статья по истории на тему «Парк Александрия в Петергофе : От Петра до наших дней». infourok.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  4. 4,0 4,1 Пapк Aлeкcaндpия в Пeтepгoфe. peterhofguide.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  5. Прогулка по парку «Александрия». olga-ivanova14.livejournal.com. Дата обращения: 5 августа 2024.
  6. Гид по Петербургу. peterburg.guide. Дата обращения: 5 августа 2024.
  7. Петергоф. bezistorii.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  8. Тайны старинного парка. a-121.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  9. Музей-заповедник Петергоф. Великолепные дворцы и фонтаны. traveledge.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  10. Парк Александрия в Петергофе. russo-travel.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Александрия в Петергофе, Санкт-Петербург — дворцово-парковый ансамбль. life-globe.com. Дата обращения: 5 августа 2024.
  12. Парк Александрия в Петергофе. ourvoyage.info. Дата обращения: 5 августа 2024.

Литература

  • Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель. — СПб.: Европейский Дом, 2001. — 448 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8015-0113-4.
  • Измайлов М. М. Путеводитель по Петергофу: к 200-летию Петергофа. СПб. 1909. С. 62, 64.
  • Гейрот А. Ф. Описание Петергофа. СПб., 1868. С. 121—122.
  • Гущин В. А. История Петергофа и его жителей. Книга V: Парки Петергофа. СПБ., 2016. С. 5-14. (Необходимое предупреждение: в этом издании очень много ошибок и неточностей).
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!