Амет-хан, Султан

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Султан Амет-хан
крымскотат. Amet-Han Sultan
Портрет
Дата рождения 20 октября 1920(1920-10-20)
Место рождения Алупка
Дата смерти 1 февраля 1971(1971-02-01) (50 лет)
Место смерти Москва
Принадлежность  СССР
Годы службы 19391946
Звание Подполковник ВВС СССР
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Султа́н Амет-ха́н (20 октября 1920, Алупка1 февраля 1971, Москва, СССР) — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, воевал на Южном и 1-м Белорусском фронтах[1]. Дважды Герой Советского Союза (1943, 1945), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961).

Биография

Султан Амет-хан родился 20 октября 1920 года в селе Алупка (ныне — город в Ялтинском городском округе Республики Крым). Отец по происхождению был лакцем, мать — крымской татаркой. будучи школьником, занимался спортом. В особенности Султан любил национальную борьбу куреш. В 1935 году как победитель соревнований на национальном крымском празднике «Хыдырлез» пятнадцатилетний подросток был награждён путёвкой в пионерский лагерь «Артек»[2].Там в небе над морем Султан впервые увидел самолёт. Тогда школьник решил стать пилотом[3].

В 1937 году он окончил семь классов школы в родном селе, после чего уехал в Симферополь. В 1938 году окончил школу фабрично-заводского ученичества, получив специальность слесаря по ремонту паровозов, после чего в течение года трудился в железнодорожном депо «Симферополь». Без отрыва от производства окончил Симферопольский аэроклуб. В феврале 1939 года Амет-хан был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В марте 1940 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков под Севастополем, после чего был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Бобруйск Могилёвской области Белорусской ССР, в дислоцировавшийся там 122-й истребительный авиационный полк. К началу Великой Отечественной войны служил лётчиком в 4-м истребительном авиационном полку. Освоил истребители И-16 и И-153[1].

С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах. До ноября 1942 года сражался в составе 4-го истребительного авиационного полка, был лётчиком, командиром звена, заместителем командира. командиром эскадрильи. Участвовал в оборонительных сражениях в Молдавской ССР и на юге Украинской ССР, боях под Ростовом-на-Дону и на Донбассе, Сталинградской битве. С декабря 1941 года по июль 1942 года служил в Ярославско-Рыбинском районе ПВО, не раз вылетал на отражение немецких авиационных налётов. 31 мая 1942 года во время очередного такого вылета Амет-Хан, израсходовав весь боезапас, успешно совершил воздушный таран, сбив немецкий самолёт Ju-88, после чего успел выпрыгнуть с парашютом. За этот подвиг он был удостоен своего первого ордена Ленина[4].

В ноябре 1942 года Амет-хан был переведён в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором прослужил весь оставшийся период войны в качестве сначала командира эскадрильи, а затем помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Ростовской области и Донбасса, Запорожской области. Крыма, боях в Восточной Пруссии и Германии[5].

В общей сложности за время Великой Отечественной войны Султан Амет-хан совершил 603 боевых вылета, принял активное участие в 150 воздушных боях, сбив 30 вражеских самолётов лично и ещё 19 — в составе группы. Он освоил целый ряд отечественных и поставленных по лендлизу самолётов: И-153, Як-7Б, Як-1, Ла-7, «Харрикейн» и «Аэрокобра». За многочисленные боевые заслуги гвардии капитан (впоследствии гвардии майор) Султан Амет-хан дважды Указами Президиума Верховного Совета СССР удостаивался высшей степени отличия СССР — звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (во втором случае — только медали «Золотая Звезда»).

В послевоенное время продолжал службу в своём полку в качестве помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, учился в Военно-воздушной академии. В апреле 1946 года в звании гвардии майора он ушёл в запас, впоследствии получил звание подполковника запаса[1].

С февраля 1947 года и вплоть до конца жизни работал лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте в городе Жуковском Московской области. В конце 1940-х годов, совместно с С. Н. Анохиным и Н. С. Рыбко, Амет-Хан испытывал летающие лаборатории ЛЛ-1 и ЛЛ-2, сконструированные П. В. Цыбиным. 15 июня 1949 года совместно с лётчиком-испытателем И. И. Шелестом на самолёте Ту-2 впервые в мире выполнил автоматическую дозаправку в полёте методом «с крыла на крыло». 19 июля того же года они осуществили перелив горючего с Ту-2 на Як-15. 10 декабря 1949 года совместно с Я. И. Верниковым он впервые выполнил самолёт на двухместном истребителе-перехватчике И-320, а в течение последующего года завершили его заводские испытания.

В начале 1950-х годов Амет-хан участвовал в испытаниях противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета». По итогам испытаний, некоторые из которых были сопряжены с риском для жизни самого лётчика-испытателя, он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза в третий раз, но вышестоящие инстанции снизили статус награды до ордена Красного Знамени, кроме того, Амет-хан, как и его товарищи, принимавшие участие в испытаниях, был удостоен Сталинской премии 2-й степени[1].

В дальнейшем он совершил ещё множество полётов на опытных образцах для испытания аппаратуры крылатых ракет, тестирования управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях, отработки систем катапультирования из различных самолётов. В 19591960 годах он испытал первый в стране самолёт с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1. В общей сложности он освоил за свою жизнь 96 моделей самолётов и планеров, а его общий налёт часов превысил 4200.

Султан Амет-хан трагически погиб при очередных испытаниях 1 февраля 1971 года. Во время испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ с новым реактивным двигателем оторвались закрылки, и самолёт, резко перевернувшийся через крыло, разломился в воздухе. Весь экипаж погиб. Амет-хан был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы[1].

Награды

Бюст Амет-Хана Султана на Аллее героев в Феодосии

Память

Галерея

Литература

  • Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т. 1. — М.: Воениздат, 1987.
  • Дважды Герои Советского Союза — М.: Воениздат, 1973.
  • Зайцев А. Д., Рощин И. И., Соловьёв В. Н. Зачислены навечно. Кн. 1. — М.: Политиздат, 1990.
  • Путерброт А. Т. Боевая слава Дагестана. — Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 1988.
  • Герои и подвиги. Кн. 4. — М.: Воениздат, 1966.
  • Васин В. П., Симонов А. А. Испытатели ЛИИ. — Жуковский, 2001.
  • Андреев С. А. Совершённое ими бессмертно. Кн. 2. — М.: Высшая школа, 1986.
  • Бутаев Б. Б. Амет-хан Султан. — М.: Патриот, 2005.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Амет-хан Султан. Герои страны. Международный патриотический интернет-проект. Дата обращения: 5 сентября 2024.
  2. Аллея героев-артековцев. Артек.org. Дата обращения: 5 сентября 2024.
  3. Дрёмова Н. До конца держал руку на штурвале. Как погиб летчик-герой Амет-Хан Султан. Аргументы и факты (1 февраля 2024). Дата обращения: 5 сентября 2024.
  4. Сидорчик А. Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-хана Султана. Аргументы и факты. Дата обращения: 4 марта 2014.
  5. Профиль Султана Амет-хана. // Память народа.ru.
  6. Адалары в МДЦ «Артек» осветила тысяча свечей. В память о герое-артековце Амет-Хане Султане. Крымпресс (24 октября 2020). Дата обращения: 5 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!