Ангелочек (рассказ)

Материал из «Знание.Вики»
Ангелочек
Ангелочек
Издание
Жанр Рассказ
Автор Леонид Андреев
Язык оригинала Русский
Дата написания 1899 год
Дата первой публикации 25 декабря 1899 года

«Ангело́чек» — рождественский рассказ Леонида Андреева. Написан в ноябре 1899 года, сам Андреев датировал его 11-16 ноября 1899 года. Впервые был напечатан 25 декабря 1899 года в газете «Курьер», в которой в этот период работал писатель. Рассказ посвящён будущей жене Леонида Андреева — Александре Михайловне Велигорской, дальней родственнице Тараса Шевченко[1]. Ещё при жизни автора рассказ был переведён на многие языки мира: немецкий, болгарский, польский, шведский, английский, итальянский, идиш.

История создания

Леонид Андреев сам обозначает даты написания рассказа «Ангелочек» — 11-16 ноября 1899 года. Произведение имеет автобиографическую основу: в детстве у Андреева была подобная игрушка — ангел, который растаял. По воспоминаниям родственницы писателя, в их доме всегда на Рождество была красивая ёлка. Когда Андрееву было 8 лет, он увидел воскового ангелочка на верхушке ёлки и получил его в подарок. Ложась спать, положил его на горячую лежанку, игрушка растаяла. Александр Блок, высоко оценивший рассказ, в 1909 году написал стихотворение по сюжету «Ангелочка» — «Сусальный ангел»[2].

Направление, жанр

Рассказы Леонида Андреева характеризуются двумя манерами подачи сюжета: первая — реалистическая, где излагается трагическая история с сочувствием к «лишнему человеку», вторая — символическая, где поднимаются злободневные философские проблемы. «Ангелочек» — одновременно реалистическое и символическое произведение[3].

Произведение «Ангелочек» Леонида Андреева по жанру относится к рождественским рассказам. Рождественский рассказ — это особого вида произведение о чуде, которое совершается с людьми в Сочельник. Сочельник — это день накануне Рождества, в этот день у православных христиан заканчивается рождественский пост, они настроены на благие поступки и смирение. Классический финал рождественского рассказа счастливый, герои, попавшие в трудную ситуацию, находят из неё выход, с ними происходит чудо перерождения, добро обязательно побеждает зло, герой получает чудесный необычный подарок. Русский рождественский рассказ ещё называют «святочным». Русский писатель Николай Семёнович Лесков говорил, что от святочного рассказа ждут чего-то необычного[4]:

От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль... и, наконец — чтобы он оканчивался непременно весело.

При этом Андреевский «Ангелочек» отличается от традиционных рождественских рассказов: отсутствует счастливый финал, рождественское чудо, подаренное герою за жизненные испытания. Этим «Ангелочек» перекликается с произведением Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке". Все герои «Ангелочка» реалистичны, отсутствует фантастическое начало и вмешательство потусторонних или высших сил. С жанром рождественских рассказов произведение объединяет время списываемых событий — Рождество, противопоставление мира бедных и мира богатых, образы детей и «маленького человека» символичны, они одиноки, оставлены Богом[5].

Кроме этого, в «Ангелочке» ярко представлены основные черты андреевской прозы: отсутствие развёрнутых изображений социальной действительности, лаконичность повествования, активное авторское повествование, его стремление поднять настроение над бытом, «одеть» настроение в символические образы[6].

Композиция

Композиционно рассказ разделён на три части, в которых есть свои композиционные элементы. В первой части выделяются экспозиция и завязка действия. Рассказ «Ангелочек» начинается с экспозиции, где автор знакомит читателя с Сашкой, его семьёй, рассказывает о том, что мальчик был исключён из гимназии за неподобающее поведение. В завязке действия читатель узнаёт о семье Свечниковых и о том, что несмотря на плохое поведение, Санька приглашён к ним в гости на праздник:

— Сашка! А тебя Свечниковы на ёлку звали. Горничная приходила, — прошептал он.

— Врёшь? — спросил с недоверием Сашка.

— Ей-Богу. Эта ведьма нарочно ничего не говорит, а уж и куртку приготовила.

Во второй части происходит развитие действия: Сашка в доме Свечниковых на празднике. Пространство дома, красиво украшенная ёлка, приглашённые и хозяйские ребята, отличающиеся от «волчонка» Саньки.

Кульминацией становится эпизод, когда Сашка на ёлке среди игрушек видит ангелочка, заворожившего его:

Голова Сашкина горела. Он заложил руки за спину и в полной готовности к смертельному бою за ангелочка прохаживался осторожными и крадущимися шагами; он не смотрел на ангелочка, чтобы не привлечь на него внимания других, но чувствовал, что он еще здесь, не улетел.

В третьей части рассказа читатель опять попадает в дом Сашки, где он и отец любуются ангелочком, который становится для них символом чего-то светлого и счастливого. Отец, уже отживший свой век, представлял мир, в котором нет брани, боли, ненависти. Санька, начинающий жить, мечтал о добре, витающем над всем миром. Развязка произведения повествует о том, что повешенный на ниточке и прикреплённый к отдушине печки восковой ангелочек растаял. А на дворе уже начинался новый день[7].

Первая и третья части рассказа противопоставлены второй, в них рассказывается о жизни бедных людей, Сашки и его семьи, краски мрачные, хотя в третьей части много света, исходящего от ангелочка, читателя не покидает предчувствие несчастья, горящая печка, не вызвавшая вопросов у Саньки и отца, настораживает внимательного читателя. Вторая часть — это мир богатого дома, здесь всё светло и ярко, красиво и празднично. Повествование идёт одновременно с двух сторон: с точки зрения Сашки и с точки зрения всезнающего автора, который объясняет поведение и точку зрения героя, его внутреннее состояние и поступки[8].

Сюжет

Сюжет произведения, на первый взгляд незамысловатый, можно описать несколькими предложениями. Тринадцатилетний Сашка, которого в гимназии называют «волчонок», дома мать зовёт «щенком», мальчишка, уставший от жизни, мстящий ей драками и отвратительным поведением, живущий в семье, где нет любви и уважения, приглашён в богатый «хороший» дом на Рождество. Здесь, в большой зале с ярко украшенной ёлкой, он чувствует себя не совсем уютно, поэтому вначале обижает самого маленького из Свечниковых — Колю, затем сидит угрюмо в углу, пока его взгляд не падает на ёлочную игрушку, отличающуюся от всех остальных, — воскового ангелочка. Сашка идёт на унижения, становится на колени, выпрашивая это чудо себе. Получив игрушку, мальчишка бежит домой к отцу, чтобы поделиться с ним радостью приобретения. И отец, и сын, любуясь ангелочком, как бы погружаются в мир, отличный от реального. Они счастливы. Но или по недоразумению, или по незнанию ангелочка они оставляют на ночь возле горячей печки — и он, конечно же, растаял, как воск тает на огне. Андреев не показывает читателю пробуждение героев, когда они вместо игрушки, принёсшей им счастье, увидят восковое пятно[9].

Герои

  • Сашка, мальчик 13 лет, обладающий смелой и непокорной судьбой, мстящий за все свои горести жизни. Сашка ненавидит мать, отца презирает, но жалеет[10]:
Так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу.
  • Иван Саввич, отец Сашки. Рано состарившийся человек, больной чахоткой, злоупотребляющий спиртными напитками. В молодости этот интеллигентный образованный человек, имевший большие амбиции, был учителем девушки «из хорошей семьи», в которую был влюблён. Но жизнь распорядилась по-своему: он вынужден был жениться на забеременевшей от него дочери квартирной хозяйки, которая подарила ему сына Сашку. 13 лет, проведённые с нелюбимой женой, перевернули всю его жизнь: Иван Саввич работал в статистическом бюро, стал беспробудно пить, заболел неизлечимой болезнью и последним пристанищем для него стал угол за перегородкой, который выделила ему жена.
  • Феоктиста Петровна, мать Сашки. Грубая, необразованная женщина, увлекающаяся алкоголем. Ненавидит образование, книги и всех, кто умственно и нравственно выше её, поэтому с ненавистью относится к мужу, которого сильно боялась, когда он пил, а теперь, осмелев, не просто не боится его, а ни во что не ставит, ведёт себя так, как ей хочется, приводит в дом посторонних людей, устраивает с ними попоища. Кроме мужа, Феоктиста Петровна ненавидит сына, который не подчиняется её приказаниям и презирает. Сына и мужа называет дураками и статистами, в ответ получает от мужа прозвище «ведьма»:
В противоположность мужу она здоровела по мере того, как пила, и кулаки ее все тяжелели. Теперь она говорила, что хотела, теперь она водила к себе мужчин и женщин, каких хотела, и громко пела с ними веселые песни.

И всем, с кем ни приходилось говорить жене Ивана Саввича, она жаловалась, что нет у нее на свете таких врагов, как муж и сын: оба гордецы и статистики.

  • Свечникова Софья Дмитриевна, когда-то возлюбленная Ивана Саввича, удачно вышедшая замуж. По старой памяти помогает бывшему учителю: устраивает Сашку на учёбу в гимназию, хочет помочь попасть в ремесленное училище, приглашает на праздники, в частности на Рождество:

В детскую вошла молодая, красивая женщина с гладко зачесанными волосами, скрывавшими часть ушей.
— Сашка! А тебя Свечниковы на ёлку звали. Горничная приходила, — прошептал он.

  • Коля, сын Софьи Дмитриевны, — маленький мальчик, недавно бросивший класть пальцы в рот. Внешне очень мил: голубые удивлённые глаза, белые с завитками волосы. Он относился к типу ребят, которых не любил Сашка, который при первой возможности довёл его до слёз, попав пробкой из ружья прямо в нос мальчишки.
  • Марья Дмитриевна, сестра Софьи Дмитриевны, седая дама с равнодушием взиравшая на Сашку, приглашённого на Рождественский праздник, пытавшаяся воспитывать гостя, давать нравоучительные советы, но вынужденная отдать ему ёлочную игрушку — Ангелочка, так как не любила скандалов:
Седая дама больше всего боялась сцен и потому медленно протянула к Сашке ангелочка.

— Ну, на́ уж, на́, — с неудовольствием сказала она. — Какой настойчивый!

Примечания

  1. Андреев Леонид Николаевич. Культура. РФ. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  2. Письма маленького Блока. Современная литература (04.10.2023). Дата обращения: 2 ноября 2023.
  3. Андреев Леонид. История.РФ. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  4. О рождественском рассказе и не только. Российская государственная библиотека (24.12.2020). Дата обращения: 2 ноября 2023.
  5. Напцок Б. Р., Меретукова М. М. Жанровые инварианты и своеобразие рождественской прозы (на материале русской прозы XIX-XX веков) // Вестник Адыгейского государственного университета : журнал. — 2017. — № 2. — С. 145.
  6. Андреева И. В. Быт и бытие в детском жанре рождественского рассказа (на материале рассказа Л. Андреева «Ангелочек») // Молодой учёный : журнал. — 2017. — Январь (№ 1). — С. 15.
  7. Ангелочек. Анализ рассказа. Литературная критика, биографии писателей, краткие содержания, сочинения на GoldLit.Ru. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  8. Рубцова А. Ю. Анализ композиции и структуры текста рассказа Л.Андреева «Ангелочек». Официальный сайт ООО «Инфоурок». Дата обращения: 4 ноября 2023.
  9. Михайловский Н. К. Рассказы Леонида Андреева. Страх смерти и страх жизни. Lib.ru | Классика (18.04.2018). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  10. Андреев Л. Н. Ангелочек. Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 2 ноября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!