Башкирцева, Мария Константиновна

Материал из «Знание.Вики»
Мария Константиновна Башкирцева
Автопортрет
Автопортрет
Дата рождения 12 (24) ноября 1858(1858-11-24)
Место рождения Гавронцы,
Полтавская губерния,
Российская империя
Дата смерти 12 ноября 1884(1884-11-12) (25 лет)
Место смерти Париж, Франция
Подданство  Российская империя
Гражданство  Франция
Учёба Академия Жюлиана
Автограф Автограф

Мари́я Константи́новна Башки́рцева (фр. Marie Bashkirtseff; 12 [24] ноября 1858 — 12 ноября 1884) — русская художница, бо́льшую часть жизни провела во Франции.

Биография

Родилась 12 ноября (24 ноября по новому стилю) 1858 года в имении Гавронцы Полтавской губернии Российской империи в семье местного предводителя дворянства Константина Башкирцева и его жены — Марии Бабаниной (1833—1920). Через два года после свадьбы жена подала на развод и переехала с Марией и её младшим братом Павлом к своим родителям. Позже родители договорились, что сын будет жить с отцом, а девочка — с матерью.

Мария росла одарённой девочкой: она говорила на нескольких языках, думала о карьере профессиональной певицы (меццо-сопрано) и показывала большие успехи в рисовании.[1] Когда ей было двенадцать лет, мать (наполовину француженка) увезла Марию в Европу, они жили в Вене, Баден-Бадене и Женеве.

В шестнадцать лет у Марии появились проблемы со здоровьем, которые помешали осуществить мечты о карьере певицы — у девушки начала развиваться чахотка. В 1877 году она решила стать профессиональной художницей и поступила в единственное учебное заведение в Париже, где обучали женщин — Академию Жюлиана. Некоторые её работы приняли на знаменитый Салон. Однако, несмотря на похвалы прессы, её обошли награды, причем, возможно, лишь потому, что она женщина.

В двадцать два года Башкирцева, уже состоявшаяся художница, знакомится во Франции с суфражистками — Марию с юности тяготило положение женщины в её современном обществе.[2]

Мария Башкирцева много времени проводила на курортах и чувствовала приближение скорой смерти. Также поэтому старалась много писать. Как бы прощаясь с жизнью, начала создавать большое панно «Весна»: молодая женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве, закрыв глаза и улыбаясь. Простуда, которую Башкирцева подхватила на улице, привела к обострению её болезни, и за несколько дней — 12 ноября 1884 года она умерла.

Мавзолей Башкирцевых-Бабаниных

Была похоронена в Париже, на кладбище Пасси. Мавзолей Марии Башкирцевой, построенный художником Эмилем Бастьен-Лепажем (друг Марии в последние годы жизни), является также местом захоронения многих других членов семьи Башкирцевых-Бабаниных. Внутри него хранятся мольберт Марии, её мебель, скульптура и некоторые картины, в том числе одна из последних работ — «Святые жёны».

Память

Работы Марии Башкирцевой находятся в некоторых музеях мира[3], включая Люксембургский музей. В 1908 году мать Марии Башкирцевой передала в музей Александра III большую коллекцию работ Марии (сто сорок одну работу; среди них рисунки, эскизы, полотна, пастели, скульптурные этюды). В 1930 году из этой коллекции в Днепропетровский художественный музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году по запросу Наркомпроса УССР Русский музей передал на Украину сто двадцать семь работ Башкирцевой. Несколько работ было передано в 1929 году в Красноярск. В Русском музее осталось восемь живописных полотен и тринадцать рисунков Марии Башкирцевой.

Марина Цветаева, которая переписывалась с матерью Башкирцевой, посвятила Марии одно из своих стихотворени — «Встреча».[4]

Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура «Бессмертие»:[5] молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. Среди восьми французских имён на этом свитке было одно русское имя — Мария Башкирцева.[6]

С двенадцати лет и до конца жизни Мария вела на французском языке дневник (сто пять тетрадей), ставший впоследствии знаменитым и неоднократно переведённым на многие языки, в том числе и на русский.

Примечания

Источники

  • 100 великих женщин. Автор-составитель И. И. Семашко. — М.: Вече, 2001. — 77 с. ISBN 5-7838-042-8.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!