Белгородская засечная черта

Материал из «Знание.Вики»
Засечная черта. Южный рубеж

Белгородская засечная черта — од­на из важ­ней­ших за­сеч­ных черт на южной гра­ни­це Русского государства в 17 веке, пред­на­зна­ча­лась для за­щи­ты от на­бе­гов крым­ских и но­гай­ских та­тар. Вклю­ча­ла го­ро­да-кре­по­сти, ост­ро­ги, кре­по­ст­цы (не­боль­шие ук­ре­п­ле­ния). Ме­ж­ду кре­по­стя­ми в лес­ных мес­тах со­ору­жа­лись за­се­ки и час­то­ко­лы, в сте­пи — зем­ля­ные рвы и ва­лы, уси­лен­ные ог­ра­да­ми и баш­ня­ми (5 боль­ших зем­ля­ных ва­лов по 25-30 км — Кар­пов­ско — Бел­го­род­ский, Яб­ло­нов­ский, Но­во­ос­коль­ский, Ус­ман­ский, Коз­лов­ский и свыше 20 ма­лых ва­лов), на пе­ре­пра­вах — на­дол­бы и час­то­ко­лы.[1]

История

Поводом для создания новой линии укреплений на юге России стала неудачная русско-польская война за Смоленск в 1632—1634 годов. В самый разгар военных действий в 1632 и 1633 годов на южные рубежи страны обрушились татарские набеги. Кочевники воспользовались отсутствием русских войск на границе и опустошили южные уезды страны, уведя в плен многие сотни пленных.

После окончания войны русское правительство встало перед необходимостью укрепления южной границы России. К этому времени на южных рубежах уже существовали города: Курск, Воронеж, Белгород, Лебедянь, Елец и другие. Часть из них позднее вошла в состав новой Белгородской черты, другие стали её ближайшим тылом. В 1635 году на реке Воронеж планировалось строительство нового города-крепости. Руководителями данного проекта Боярская дума назначила воевод Михаила Спешнева и Ивана Биркина. После детального изучения местности воеводы решили ставить город на Козловском урочище, на правом берегу Лесного Воронежа. Строительство города длилось с 11 октября 1635 г. по 16 октября 1636 г. Кроме крепости в 1636 г. были возведены полевые укрепления, основой которых стал земляной вал длиной 28 км.

В 1637 году стольник Андрей Бутурлин возглавил работы по строительству укреплений, перекрывавших Изюмский шлях. В 1638 город крепость Короча была перенесена ближе к реке Короча. Одновременно строились сооружения Яблоновского участка. Весной 1637 году началось возведение крепости Усерд. Её выстроили на старом городище. В 1640 году шло строительство городов — крепостей на реке Ворскла. Были воздвигнуты город Вольный, Хотмыжск. В 1642—1645 годах строительные работы продолжались. Возвели крепости Костенск, Ольшанск, Усмань. Одновременно сооружались полевые укрепления: валы, засеки, линии и другое. К 1645 году на юге России уже появилось 9 новых городов будущей Белгородской черты и Тамбов. Формируется общая стратегия создания единой линии укреплений.

С 1646 года строительные работы на юге России были продолжены. В 1646 году сооружается крепость Болховец у реки Северский Донец, перестраивается Карпов. Возводятся полевые укрепления от Северского Донца до Карпова, включающие земляной вал, засеки, болота. В районе Северского Донца за рекой Разумной был также насыпан вал. Такой же вал построили в излучине реке Нежеголи. В 1647 году началось строительство укреплений в районе Кальмиусского шляха. Здесь соорудили город Царев-Алексеев. Строительными работами крепости и полевых укреплений руководил воевода, князь В. П. Львов. От Царева-Алексеева до Верхососенска был выстроен земляной вал, а далее в лесу устроили засеку. Между Осколом и Доном в 1647 году была построена новая крепость Коротояк, а в июне 1648 года выстроен жилой городок Урыв.

К середине XVII веке начинает формироваться единая сплошная линия укреплений. Строительство Усманского вала позволило создать сплошную линию с Козловскими укреплениями, построив городки Соколье и Доброе Городище. В 1650 город Белгород перенесли на новое место на реку Везеницы. В 1652 году на Белгородской черте возник город Острогожск. К 1653 году на Белгородской черте насчитывалось 23 города, в уездах которых проживало 18 тысяч служилых людей, обеспечивающих защиту южных рубежей. В 1651—1654 гг. в Яблонове стоял воевода Большого Белгородского полка, в подчинении которого находились гарнизоны западной части новой Черты. В связи с восстанием Богдана Хмельницкого на Украине и начавшейся русско-польской войны потребовалось перенести центр новой Черты ближе к театру военных действий в Белгород. Он стал почти на всём протяжении второй половины XVII веке главным городом Черты, за исключением нескольких лет, когда центр Белгородского полка был перенесён в Курск. К 1653 году Белгородская черта вместе со сформированным Белгородским полком образовали единую линию укреплений России с подчинением Разрядному приказу. В последующие годы деревянные и земляные укрепления приходилось неоднократно ремонтировать, править, совершенствовать, но конфигурация Белгородской черты уже не менялась.

На путях вторжений крымских и ногайских татар была возведена линия укреплений, включающая в себя разнообразные военно-инженерные сооружения: города-крепости, стоялые и жилые острожки, земляные городки, валы со рвами, частоколы, надолбы, засеки, а также такие естественные природные препятствия, как реки, леса и болота. Новая Черта явилась уникальным памятником национального военно-инженерного искусства. Трудом тысяч русских людей, огромным напряжением сил всей страны, вложившей значительные финансовые и людские ресурсы в строительство Белгородской черты, были защищены новые земельные приобретения России, освоены крупные земельные территории, обеспечена безопасность центральных районов России. Военная роль Белгородской черты сохранялась вплоть до начала XVIII в.[2]

Жизнь в крепостях

Возникновение поселений как военных крепостей отражалось на составе их населения и внешнем виде. Жили в них в основном служилые люди, мирные жители составляли около 25 % всех поселенцев, они присутствовали в основном в Воронеже и Белгороде. Высшей категорией были дети бояр. Обычно каждый из них владел поместьем, но не крепостными крестьянами. Земля в их владениях обрабатывалась их же руками, благодаря чему они не имели особых различий с казаками. Казаки проходили службу 2 разновидностей: часть из них была среди стрельцов и пушкарей. Вторая часть была белопоместной, у таких казаков земля находилась в коллективной собственности.

Крепости на территории современной Белгородской области

Всего на территории современной Белгородской области построили девять городов-крепостей. Города Хотмыжск, Белгород, Короча, Яблонов, Новый Оскол и Нежегольск располагались на месте одноименных населенных пунктов. Крепость Усерд находилась на территории современного села Стрелецкое Красногвардейского района, Карпов — на окраине Пушкарного в Яковлевском районе. Точное местоположение Верхососненска ученые пока определить не смогли.

Первым городом стал Яблонов. 16 апреля 1637 года воевода Андрей Бутурлин заложил стены и башни крепости, а возвели ее буквально за две недели. Предполагалось, что Яблонов будет центральным городом черты, а потому строили его основательно. У крепости было шесть башен и двойная линия укреплений. Стены сделали рубленые — при таком способе бревна укладывали горизонтально. На это требовалось больше материала. И не какого угодно, а только дубовые бревна толщиной не менее 22 сантиметров.

Яблонов перекрыл одну из основных дорог, по которым татары совершали набеги, — Изюмский шлях. В XVIII веке город-крепость утратил свое оборонительное значение, и на его месте появилось большое село. В 2019 году в Яблонове Корочанского района появилась реконструкция старинной крепости. Здесь возвели крепостные башни, стену, воеводский двор, колокольню и другие строения.

В июне 1637 года Бутурлин начал строить Корочу — на высокой меловой горе на правом берегу реки Корочи. Но место он выбрал не самое удачное: там не было источников воды. Достроили город только спустя три года — его перенесли вниз, к реке. Под руководством воеводы Дмитрия Львова возвели крепость с земляной насыпью и рвом. Чтобы сделать ее неуязвимой со всех сторон, пять крепостных башен выстроили на одной высоте с меловой горой.

Следующим городом черты стал Хотмыжск. Крепость стояла на горе, на высоте 50 метров над рекой на месте городища XIV века. Она находилась немного в стороне от основных путей набегов, а потому люди тут селились охотно — довольно быстро Хотмыжск стал крупным городом. В апреле 1644 года построили Карпов. Изначально это был стоялый острог, который спустя два года стал жилым городом.

В 1646 начали насыпать земляной вал между Белгородом и Карповым, чтобы перекрыть Муравский шлях. Там возвели Болховой — он же Болховец. Находился город на горе, на месте современного выезда из села Пушкарное Белгородского района. Крепость Болховец была большая: семь башен, три из них — с проезжими воротами. Земляной вал уходил от нее в обе стороны — 27 километров насыпи высотой в 3,5 метра. С «крымского» направления его укрепили бревнами и глубоким рвом. Сейчас этот участок черты — один из самых хорошо сохранившихся, хотя из 30 километров земляного вала осталось всего три. В 1970-х годах на этом месте хотели распахать поле, но сровнять с землей высокий холм и ров оказалось непросто.[3]

Белгородская черта в 20-е годы XXI века

Многие города Белгородской черты XVII века на территории современной Белгородской области, утратив свое военное значение, сохранили свои названия, превратившись в современные города Белгородской области, — Белгород, Старый Оскол, Валуйки, Новый Оскол, или другие населенные пункты — село Хотмыжск, село Яблоново. Другие же города со временем исчезли с карты Белгородчины, дав жизнь другим административным пунктам — например, город-крепость Болховец современным селам Стрелецкому, Пушкарному, Драгунскому Белгородского района, город — крепость Карпов — селам Стрелецкому, Пушкарному, Драгунскому, Казацкому Яковлевского района, город — крепость Усерд — селу Стрелецкому Красногвардейского района, город — крепость Нежегольск — селам Нежеголи, Щигоревке Шебекинского района.

Примечания