Белоусов, Андрей Данилович

Материал из «Знание.Вики»
Андрей Данилович Белоусов
Белоусов Андрей Данилович.jpg
Дата рождения 1895 год(1895)
Место рождения село Ериловка,
Елецкий уезд,
Орловская губерния,
Российская империя
Дата смерти 1989 год(1989)
Место смерти Новосибирск, СССР
Страна  Российская империя
 СССР
Место работы Красноярский техникум железнодорожного транспорта,
ТЭМИИТ, НИИЖТ, НСХИ
Альма-матер Сибирский технологический институт
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии
Орден «Знак Почёта» Медаль «За трудовую доблесть» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
SU Medal Thirty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal Forty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg Медаль «Ветеран труда»

Андрей Данилович Белоусов (18951989) — советский учёный и педагог, доктор технических наук (1953), профессор; начальник Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта в 1941—1953 годах.

Биография

Родился 1895 году в селе Ериловка Елецкого уезда Орловской губернии[1].

Окончив в 1912 году школу, с 1912 по 1914 год работал в артели каменщиков на Юго-Восточных железных дорогах (ныне Юго-Восточная железная дорога) в Воронеже[1].

В период Первой мировой войны, в 1914—1918 годах, был подручным слесаря в Воронежских железнодорожных мастерских. Участвовал в Гражданской войне в России, но в 1920 году был откомандирован из РККА в Трудовую армию и поступил в депо Елец Юго-Восточной железной дороги, где работал слесарем. В 1922—1925 годах учился на Елецком рабфаке, по окончании которого был направлен на учебу в Сибирский технологический институт в Красноярск (ныне Сибирский государственный технологический университет). В СТИ учился по 1930 год на механическом факультете по паровозной специальности. Окончив институт, в этом же 1930 году был направлен на работу в паровозное депо станции Красноярск. В 1931 году Андрей Белоусов был откомандирован в Красноярский техникум железнодорожного транспорта преподавателем курса паровозов, где по 1935 год. выполнял обязанности начальника учебной части техникума.[2]

В 1935 году Белоусов был переведен на работу в созданный в 1932 году Томский электромеханический институт инженеров железно-дорожного транспорта (ТЭМИИТ), здесь занимал должности ассистента, преподавателя и старшего преподавателя. В 1936 году он был назначен начальником паровозного факультета.[2] В ноябре 1938 года на заседании Ученого совета Московского электро-механического института инженеров железно-дорожного транспорта (МЭМИИТ) защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование процесса сепарации пара в паровых котлах»[3]. В мае 1939 года утвержден в ученом звании доцента по кафедре «Паровозы», а в декабре 1938 года приказом по Народному комиссариату путей сообщения (НКПС) № ЦГЛ/2984 был назначен заместителем начальника ТЭМИИТ по учебной и научной работе.[2]

В июле 1942 года приказом по НКПС № ЦГЛ/1520 Андрей Данилович был назначен начальником ТЭМИИТ и работал в этой должности по 1953 год. С 1943 года по совместительству являлся начальником кафедры «Подвижной состав». В этот период научно-исследовательская работа А. Д. Белоусова была связана с повышением эффективности эксплуатации паровозов на железнодорожной сети СССР и имела особо важное значение в годы Великой Отечественной войны.[1]

При поддержке профессора Н. И. Карташова подготовил докторскую диссертацию и защитил ее 30 декабря 1942 года. Однако утверждение А. Д. Белоусова в ученой степени доктора технических наук в ВАК СССР не состоялось. Повторная защита диссертации прошла в Ленинградском политехническом институте в апреле 1951 года и по ее результатам 9 апреля 1953 года учёный был утверждён доктором технических наук. Приказом по Министерству путей сообщения ЦЗ № 1441 в сентябре 1953 года профессор А. Д. Белоусов был переведен в Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (НИИЖТ) на должность проректора по научной работе; одновременно он стал заведовать кафедрой «Подвижной состав». В должности проректора профессор он работал до 1957 года, а в качестве заведующего кафедрой — до 1968 года.[1]

Официально находясь на пенсии с 1965 года, в 1968 году покинул НИИЖТ и в этом же году стал заведующим кафедры механики (транспортных средств) Новосибирского сельскохозяйственного института (НСХИ, ныне Новосибирский государственный аграрный университет). Возглавлял её до 1980 года и оставил преподавательскую деятельность.[1]

Умер в 1989 году в Новосибирске, где и был похоронен.[4]

Андрей Данилович Белоусов был женат на Валентине Анатольевне (окончила Томский медицинский институт), в 1950-е годы являлась заведующей отделением Первой городской больницы Новосибирска. Их дочь Маргарита Андреевна Рымша (род. 1941) — стала учёной, доктором медицинских наук, Заслуженный врач РФ, проживает в Новосибирске.[4]

Награды

Был награждён орденом «Знак Почёта» (1966) и медалями, в числе которых «За трудовую доблесть» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946), «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975), «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1985) и «Ветеран труда» (1975).[4]

Примечания