Бутовская культура

Материал из «Знание.Вики»
Бутовская культура
Мезолит
Локализация Волго-Окское междуречье
Датировка VIII—VI тыс. до н. э.
Исследователи Л. В. Кольцов
Преемственность
Свидерская Верхневолжская

Бу́товская культу́ра — мезолитическая культура Волго-Окского междуречья VIII—VI тысячелетия до н. э. Выделена Л. В. Кольцовым в 1980-х годах. Насчитывает более 70 памятников, расположенных на территории Брянской, Московской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Костромской и Тверской областей. Предложено несколько вариантов хронологии, установлены соотношения с культурами кунда, рессетинской, свидерской, верхневолжской неолитической[1].

История открытия

Бутовская культура была выделена Л. В. Кольцовым в 1976 году, позднее он неоднократно уточнял её характеристику. Помимо этого изучению бутовской культуры посвящён ряд работ М. Г. Жилина, А. Н. Сорокина, А. Е. Кравцова и некоторых других авторов. В настоящий момент известно более 200 памятников бутовской культуры, около 50 из них подверглись раскопкам. В 1980-х годах М. Г. Жилиным начаты планомерные работы по выявлению и изучению торфяниковых мезолитических памятников в Верхнем Поволжье. В результате было обнаружено более 20 торфяниковых стоянок с хорошей сохранностью органических материалов, 12 из них исследованы раскопками. Торфяниковые памятники бутовской культуры изучались также А. Н. Сорокиным, О. В. и В. М. Лозовскими[2]. В 1993 году в статье В. Е. Кудряшова и О. Л. Липницкой впервые был поставлен вопрос о бутовской принадлежности стоянки Криничная на Соже (Чериковский район), ранее считавшейся кудлаевским памятником. Двумя годами раньше, в 1991 году, В. Ф. Копытин в бассейне реки Проня (правый приток Сожа, Чаусский район) открыл стоянку Дедня, раскопки которой в 1992—1993 годах позволили ему интерпретировать полученные находки в пользу бутовской культуры и предварительно датировать их позднемезолитическим временем[3].

Памятники мезолита Белоруссии: зелёный — бутовская культура

Локализация и хронология

Эталонные памятники бутовской культуры распространены в междуречье Волги и Оки. В настоящее время стоянки этой культуры зафиксированы и на территории белорусского Посожья. Культура датируется VIII—VI тысячелетием до н. э[1].

Материальная культура

Орудия труда

В бутовской культуре техника расщепления кремня была направлена на получение длинных, узких и тонких пластин с правильной огранкой. Среди орудий особое место занимали резцы, которые изготавливались из заготовок. Коллекция артефактов, найденных на посожских стоянках, включает разнообразные предметы. Среди них — пластины-вкладыши, микропластины с ретушированным краем, прямоугольники, скребки, острия, проколки и свёрла, изделия с выемкой, рубящие орудия, а также наконечники стрел с выраженным черешком. Некоторые наконечники имеют два шипа по бокам.

В настоящее время материалы бутовской культуры обнаружены в бассейне реки Беседь на стоянках Новые Громыки-4, Новые Громыки-7, Витунь 5-А и Витунь 5-Б. Стоянка Новые Громыки-4 расположена на левом берегу реки Беседь, в 400 метрах юго-западнее деревни и в 200 метрах юго-западнее урочища Аврамов Бугор (стоянка Новые Громыки-10). Здесь были найдены регулярные пластины с ретушью по краю, наконечник стрелы на пластине с выраженным черешком и полукрутой ретушью со стороны брюшка.

Стоянка Новые Громыки-7 находится на левом берегу реки Беседь, в 1,5 километрах юго-западнее деревни Новые Громыки и в 1,8 километрах северо-западнее кладбища деревни Бартоломеевка. Она расположена вдоль дороги, идущей по берегу реки на деревню Бартоломеевка, в урочище Громыщина. Здесь были обнаружены фрагменты регулярных пластин и микропластин, наконечник стрелы с черешком, обозначенным плоской ретушью со стороны брюшка, а также сломанный у основания наконечник стрелы с выделенным полукрутой ретушью черешком со стороны спинки[1][4][2].

Хозяйственная деятельность

В нижнем слое Станового 4 прослеживаются черты промысловой деятельности и обрабатывающих производств, характерные для голоценовых памятников Европы и Урала. Адаптивные процессы в конце позднего дриаса шли быстро, не отставая от природных изменений. Раннебутовское население успешно адаптировалось к определённой экологической нише. Хозяйственного кризиса на рубеже плейстоцена и голоцена не было.

В нижнем слое Станового 4 есть значительная часть каменных орудий, представленных на стоянках бутовской культуры изготавливались из сырья располагавшегося за 300 км от стоянки. Это говорит о высокой мобильности населения. На стоянку были принесены только готовые орудия из этого кремня. Остальные изготавливались из местного сырья с помощью развитой технологии обработки.

Материалы раскопанных стоянок показывают, что природа имела определяющее значение при развитие хозяйственных навыков населявших их. На территориях современной лесной зоны Европы сохранялся хозяйственно-культурный тип охотников на северного оленя. Природные изменения на протяжении раннего голоцена были плавными и не внесли существенных изменений в сложившуюся систему хозяйства мезолитического населения. Замена её происходит в Волго-Окском междуречье в позднем неолите под влиянием социального фактора — роста населения[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Хилькевич А. Ю. Археологические культуры эпохи мезолита в бассейне реки Беседь // Копытинские чтения-III. — 2020. — С. 35—37.
  2. 2,0 2,1 Жилин М. Г. Наконечники стрел бутовской мезолитической культуры // Stratum Plus. Археология и культурная антропология. — 2016. — № 1. — С. 137—167.
  3. Колосов А. В. Памятники бутовской культуры на территории Белорусского Посожья // Романовские чтения-3 : сборник трудов международной научной конференции. — 2007. — С. 154—156.
  4. Лозовский В. М., Гиря Е. Ю., Кравцов А. Е. Мезолит волго-окского междуречья: технологический подход // Актуальные проблемы первобытной археологии Восточной Европы. — 2009. — С. 269—288.
  5. Жилин М. Г. Природная среда и хозяйство населения бутовской культуры в финале плейстоцена: (по материалам нижнего слоя Станового 4). // Тверской археологический сборник. — 2006. — Т. 1, № 6. — С. 116—125.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!