Васильченко, Константин Константинович

Материал из «Знание.Вики»
Константин Константинович Васильченко
Дата рождения 10 января 1926(1926-01-10)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 15 июля 2010(2010-07-15) (84 года)
Место смерти Москва, Российская Федерация
Страна  СССР, Флаг России Россия
Научная сфера авиастроение
Место работы ОКБ имени А. И. Микояна, Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова, МФТИ
Альма-матер Московский авиационный институт
Учёная степень доктор технических наук (1987)
Учёное звание профессор
Награды и премии
Герой Социалистического Труда — 1982
Орден Ленина — 1982 Орден Октябрьской Революции — 1974 Орден Трудового Красного Знамени — 1971 Орден Дружбы народов  — 1992
Орден «Знак Почёта»  — 1957 Орден «Знак Почёта»  — 1966 Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
SU Medal Thirty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal Forty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg RUS Medal 50 Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg RUS Medal 60 Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg Медаль «Ветеран труда» RUS Medal In Commemoration of the 850th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Ленинская премия — 1962 Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники — 1999
Автограф Sign of K. K. Vasilchenko.png

Константи́н Константи́нович Васи́льченко (10 января 1926, Москва — 15 июля 2010, там же) — советский авиаконструктор, учёный, Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской премии (1962), доктор технических наук (1987), профессор (1990)[1].

Биография

Константин Константинович Васильченко родился 10 января 1926 года в Москве в семье крупного военного деятеля[2]. В 1941—1943 годах жил в эвакуации в городе Кировград Свердловской области. В 1943 году окончил 10 классов школы, поступил в Московский авиационный институт.

По окончании института Васильченко попал в бригаду аэродинамики своего ОКБ. Вскоре он стал специализироваться в летных испытаниях. Через его руки в бытность его одним из руководителей летных испытаний прошли все основные самолеты ОКБ, начиная с МиГ-9. С его именем было связано множество мировых рекордов, установленных на самолетах марки МиГ, среди них — поистине уникальные рекорды, не побитые и поныне, десятилетия спустя после их установления[3].

Об этой поре тепло вспоминал выдающийся микояновский лётчик-испытатель Г. А. Седов:

«Безусловно, без Васильченко я не мог бы сделать того, что мне удалось сделать. Он „владел“ всей экспериментальной аэродинамикой на летной станции. Там был создан расчетный отдел, и начальником этого отдела был как раз Васильченко. Он защитил кандидатскую диссертацию, и его научным руководителем был крупный ученый-динамик И. В. Остославский. По сути, Васильченко возглавлял всю методическую и всю инженерную часть летных испытаний. В частности, все мировые рекорды, которые были установлены, а их было несметное количество, готовил Константин Константинович. Естественным было то, что он стал и доктором наук».

Работал инженером-конструктором, начальником группы, инженером-расчётчиком, ведущим конструктором по расчётам, начальником лаборатории, заместителем начальника и начальником отдела лётных испытаний[3]

.

В 1970—1975 годах — заместитель главного конструктора ОКБ А. И. Микояна по лётным испытаниям; осуществлял научно-техническое и методическое руководство при проведении испытаний самолётов. В 1975—1985 годах — главный конструктор сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31. Под его руководством были реализованы уникальные боевые возможности этого самолёта[4].

В 1985—1995 годах — начальник Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова в городе Жуковский Московской области. Под его руководством были проведены испытания атмосферного аналога космического корабля многоразового использования «Буран» — БТС-002, а также отработаны бортовые системы для его автоматического полёта и посадки на Землю. Внёс большой вклад в организацию и становление Международного авиационно-космического салона.

В 1995—2000 годах — первый заместитель начальника Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова.

Прежде чем стать Главным конструктором, он прошел большую школу, участвуя не только в испытаниях, но и доводке всех основных самолетов ОКБ Микояна. Помимо уже упоминавшегося истребителя МиГ-9 это были самолеты мировой известности: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21. Именно за большую работу по опытному самолету МиГ-21, одному из лучших в мировой авиационной истории, Васильченко был удостоен Ленинской премии[3].

За большой вклад в разработку и испытания самолёта МиГ-31 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1982 года Васильченко Константину Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Занимался активной преподавательской деятельностью. В 1985—1995 годах заведовал кафедрой лётных исследований, испытаний и сертификации факультета аэромеханики и летательной техники в Московском физико-техническом институте. С 1993 года — член Президиума Высшей аттестационной комиссии. Один из авторов учебного пособия «Летные испытания самолетов» (2-е изд., перераб. и доп. М., 1996). Лен. пр. (1962), пр. Пр-ва РФ (1999)[2].

Васильченко К. К. жил в Москве. Умер 15 июля 2010 года. Похоронен на Быковском кладбище в городе Жуковский Московской области.

Почётные звания и награды

Библиография

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!