Введенский, Александр Иванович (поэт)

Материал из «Знание.Вики»
Александр Иванович Введенский
Alexander vvedenskij.jpg
Дата рождения 23 ноября (6 декабря) 1904
Место рождения Санкт-Петербург,
Российская Империя
Дата смерти 19 декабря 1942
Место смерти предположительно Казань
Подданство  СССР Российская империя
Род деятельности прозаик, поэт, драматург
Годы творчества 1921—1941
Направление модернизм, абсурд, алогизм, заумь, авангард
Жанр поэзия, проза, драма
Язык произведений русский
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря) 1904, Санкт-Петербург — 19 декабря 1942[1]) — русский советский поэт, драматург, детский поэт, представитель литературного авангарда, член группы ОБЭРИУ («Объединение реального искусства»), один из чинарей (неофициальная литературно-философская группа). Является представителем последней волны русского литературного авангарда наряду с Д. И. Хармсом. В своем творчестве решал задачи семантических экспериментов, опираясь на алогизм, абсурд. При жизни был известен как детский поэт.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге 23 ноября (6 декабря) в 1904 году. Отец — Иван Викторович (1870—1939) — выходец из семьи священников, чиновник (статский советник), экономист. Мать — Евгения Ивановна (1876—1935) — происходила из дворянской семьи М. И. Поволоцкого, получила медицинское образование и стала известным в городе врачом-гинекологом. В семье было ещё трое детей: Владимир (1906—1971), Евлалия (1909—1920) и Евгения (1908—1946). В 1914 году вместе с братом был определён в Николаевский кадетский корпус.

В 1917 году переведён в Гимназию В. К. Иванова, позже переименованную в 10-ю Трудовую школу им. Л. Д. Лентовской. Здесь же учились Леонид Савельевич Липавский (1904—1941) и Яков Семёнович Друскин (1902—1980), а также будущая первая жена Тамара Александровна Мейер (1903—1982).

В 1921 году был выпущен из школы, не сдав экзамена по литературе. Женился на Т. А. Мейер (брак продлился до 1930 года). Работал конторщиком в бухгалтерии, затем счетоводом коммерческого отдела. В 1922 году поступил в Петроградский государственный университет на правовое отделение Факультета общественных наук (не окончил), позже перевёлся на китайское отделение Восточного факультета (не окончил). В 1923—1924 годах работал в Фонологическом отделе ГИНХУКа. 14 ноября 1924 года принят в Союз поэтов. В 1925 году знакомится с Даниилом Ивановичем Хармсом (1904—1942), подписывает свои Стихи «Чинарь авто-ритет бессмыслицы» (Хармс называет себя «чинарем-взиральником»). Чинари — по выражению Я. С. Друскина, — «эзотерическое» объединение, куда помимо Введенского и Хармса входили Друскин, Липавский и Николай Макарович Олейников (1898—1937). На встречах чинарей часто бывал и Николай Алексеевич Заболоцкий (1903—1958).

Осенью 1925 года становится участником литературной группы «Левый фланг». Здесь же он оглашает свою «декларацию»: «Ни эмоций, ни смысла в искусстве не признаю. Единственно положительной до конца является бессмыслица». Выступает со своими стихами, например, на «Вечере заумных поэтов» 16 октября в Союзе поэтов (Фонтанка, 50).

В апреле 1926 года Введенский и Хармс обращаются с письмом к Борису Леонидовичу Пастернаку (1890—1960) с вопросом о возможности печати своих стихов в альманахе издательства «Узел». В этом письме они называют себя «единственными левыми поэтами Ленинграда». 21 сентября совместно с Хармсом начинает писать пьесу «Моя мама вся в часах», репетиции которой идут всю осень (текст пьесы утрачен).

Афиша выступления обэриутов в Доме печати 28 января 1928 года.

В октябре 1927 года становится участником группы ОБЭРИУ, которая первоначально называлась «ОБЭРЭРИУ» («Объединение работников реального искусства»), и 25 октября выступает на «Первом утверждающем выступлении Объединения работников реального искусства» (Дом печати, Фонтанка, 21).

24 января 1928 года принимает участие в знаменитом вечере ОБЭРИУ «Три левых часа». С февраля становится автором детского журнала «Ёж» (одна из расшифровок названия — «Ежемесячный журнал»). 10 марта вместе с Хармсом исключён из Ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов (ЛО ВСП) за неуплату членских взносов, а 30 сентября по тем же причинам — из Союза поэтов.

В 1930 году становится участником детского журнала «Чиж» (одна из расшифровок названия — «Чрезвычайно интересный журнал»). Женится на Анне Семёновне Ивантер (1906—1996). После выступления 1 апреля обэриутов в «Смене» выходит статья Е. Е. Сно (сотрудник ГПУ), в которой эта литературная группа подвергается жёсткой критике. После этого публичные выступления обэриутов прекращаются.

10 декабря 1931 года арестован сотрудниками ОГПУ вместе с Д. И. Хармсом, А. В. Туфановым, П. П. Калашниковым, Н. М. Вороничем (позже, 14 декабря, арестуют ещё одного обэриута — И.В. Бахтерева). 21 марта в отношении Введенского вынесено постановление: «Введенского Ал-дра Ивановича из-под стражи ОСВОБОДИТЬ, лишив права проживания в Московской, Ленинградской обл., Харьковском, Киевском, Одесском окр., СКК, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском р-не, на Урале и погранокругах, сроком на ТРИ года, считая срок с 10/XII-31 г.». В 1932 году выслан в ссылку в Курск. Вскоре туда же высылается и Хармс.

1 октября Введенский вместе с художницей Е. В. Сафоновой переезжает в Вологду, чтобы дальше отбывать ссылку. 28 ноября переезжает в Борисоглебск. В январе 1933 года возвращается из ссылки в Ленинград. 17 мая 1934 года принят в Ленинградскую организацию Союза писателей СССР. Отношения между бывшими чинарями ухудшаются. В 1934 году Липавский отмечает: «Связи, соединявшие нас, несколько человек, распадаются»[2].

Фотография А. И. Введенского из следственного дела 1941 года.

В августе 1936 года по издательским делам вместе с С. В. Михалковым (1913—2009) приезжает в Харьков, где знакомится с Галиной Борисовной Викторовой, которая становится его женой. С этого времени Харьков становится основным городом, где он проживает, хотя обе столицы (Москва и Ленинград) он регулярно посещает по издательским вопросам. В сентябре 1937 года рождается сын Пётр. 22 ноября официально регистрирует свой брак с Г. Б. Викторовой. Проживает по адресу улица Совнаркомовская, д. 8, кв. 4. В Харькове Введенский ведёт замкнутый образ жизни. Литературой почти не занимается, общается с ограниченным кругом знакомых по карточной игре преферанс. 27 сентября 1941 года арестован по обвинению в антисоветской и профашистской агитации. 19 декабря 1941 года во время этапа «Харьков—Казань» умирает от экссудативного плеврита.

Творчество

Творчество А. И. Введенского можно разделить на раннее и зрелое, а также на «детское» и «взрослое». В первом случае речь идет о влиянии поэзии футуризма на поэта. Здесь можно указать на Александра Туфанова и Игоря Терентьева. Однако, по словам сербской исследовательницы творчества обэриутов Корнелии Ичин, Введенский «быстро от этого отошёл»[3]. Для Введенского важно уловить новые смыслы в процессе творческого созерцания бытия. Его семантические эксперименты направлены как раз на выстраивание новой архитектуры мира, при этом очищенного от устоявшихся образов. Именно поэтому его поэтический язык («неутилитарный», по выражению Друскина) отличается нарочитой простотой, наивностью, косноязычием. Это отражает стремление поэта увидеть мир таким, каким он есть на самом деле, вне культурного контекста. Не случайно в этом смысле его признание о том, что стихи, написанные пятилетней девочкой, лучше, чем его.

<...> Введенский прочёл, не помню какое, но очень хорошее свое стихотворение. А потом Крученых прочёл великолепное стихотворение девочки пяти или семи лет и сказал: "А ведь это лучше, чем ваши стихи". <...> Потом мы ушли, и Введенский сказал мне грустным голосом: "А ведь он прав, стихи девочки лучше, чем мои". Надо знать гордеца Введенского, чтобы оценить всё это.Харджиев Н. И., Статьи об авангарде. В двух томах. М., 1997. Т. 1. С. 380.

Характерно, что описанная Николаем Харджиевым встреча Введенского с Алексеем Крученых, одним из лидеров отечественного футуризма, произошла в 1936 году, то есть когда Введенский был уже зрелым, состоявшимся поэтом. Поэтому можно утверждать, что «игра в бессмыслицу» для Введенского была основным поэтическим приемом на протяжении всей его поэтической жизни.

<...> Введенский часто говорит о полной свободе от языковых, семантических связей, его бессмыслица не просто отказывается от связей, но устанавливает новые, невероятные и парадоксальные соотношения: кони с ладонями; птицы с руками; цветы, на которые смотрят направо; двухместные князья; геометрия трусов; сёла, сосущие песню; ветер, который скамья; воздух-сосед. Здесь смысловые скачки обусловлены тем, что определить нечто можно только через абсолютно другое, через не "то", что кажется "этим". Вот тут и вступает в силу алогичная логика бессмыслицы.Кети Чухров, Некоторые позиции поэтики Александра Введенского // Новое литературное обозрение, 2011. № 2[4].

Основными темами Введенского являются Бог, смерть и время. Вместе с тем в его творчестве можно выделить множество мотивов, вообще присущих поэзии обэриутов: столкновение, внезапность, чудо, старость, война, музыка, неустойчивость и др. Эти мотивы отражаются не только во «взрослом» творчестве поэта, но и в «детском», которое представлено многочисленными стихами. Иногда граница между «взрослым» и «детским» довольно сложно уловима в творчестве Введенского, что опять-таки объясняется поэтической установкой на попытку увидеть мир незашоренным взглядом.

Память

С 9 по 11 апреля 2004 года на филологическом факультете Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена прошла первая в истории международная научная конференция, посвящённая проблемам творчества Введенского[5]. По итогам конференции вышел научный сборник «Александр Введенский и русский авангард»[6].

С 23 по 25 сентября 2004 года на филологическом факультете Белградского Университета (Сербия) прошла ещё одна международная научная конференция, приуроченная к столетию со дня рождения поэта[7]. По итогам конференции в 2006 году в издательстве «Гилея» был издан сборник «Поэт Александр Введенский».

17 июля 2011 года в Санкт-Петербурге на улице Съезжинской, дом 37, где Введенский жил до 1936 года, во время проведения велоночи установлена мемориальная доска в его честь[8].

Библиография

Введенский публиковался в СССР как детский поэт. С отсканированными книгами Введенского для детей можно познакомиться на сайте Национальной Электронной Библиотеки[9]. Полная библиография произведений Введенского для детей за период с 1928 года по 1978 год составлена В. И. Эрлем и опубликована во втором томе собраний сочинений поэта[10].

Примечания

  1. Герасимова А. Об Александре Введенском. — Москва: ОГИ, 2021. — С. 17.
  2. Липавский Л.С. Разговоры // «…Сборище друзей, оставленных судьбою». Л. Липавский, А. Введенский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников: «Чинари» в текстах, док. и исслед.: в 2 т. — Москва: Ладомир, 2000. — С. 214.
  3. Умираем умираем за возвышенным сараем. Интервью с литературоведом Корнелией Ичин об Александре Введенском. Gorky.media (29 мая 2023). Дата обращения: 6 июня 2023.
  4. Кети Чухров Некоторые позиции поэтики Александра Введенского. Magazines.gorky.media. Дата обращения: 6 июня 2023.
  5. «Александр Введенский и русский авангард» (неопр.). Фонд имени Д.С. Лихачева. Дата обращения: 30 мая 2023.
  6. Александр Введенский и русский авангард. Elibrary.Ru. Дата обращения: 30 мая 2023.
  7. Александр Введенский в контексте мирового авангарда (неопр.). Toronto Slavic Quarterly. Дата обращения: 30 мая 2023.
  8. «Велоночь»: По праву руля (рус.) ?. Фонтанка.Ру. Дата обращения: 30 мая 2023.
  9. Александр Введенский. НЭБ. Дата обращения: 1 июня 2023.
  10. Эрль В.И. Библиография произведений Введенского для детей (1928—1978 гг.) // Введенский А.И. Полное собрание произведений в двух томах. — Москва: Гилея, 1993. — С. 248—257. — ISBN 5-85302-015-3.

Литература

  1. Александр Введенский и русский авангард. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Введенского / Под ред. А. Кобринского. — Санкт-Петербург: ИПЦ СПГУДТ, 2004. — 208 с.
  2. Александров А. А. «В широких шляпах, длинных пиджаках...»: Поэты ОБЭРИУ // День поэзии. — Ленинград, 1988. — С. 229—231.
  3. Антанасиевич И. Н. Фольклор и авангард: символы и явления. — Ниш: Despot Book, 2011. — [Главы: «Птицы: в творчестве Введенского»; «Физика мира: в творчестве Введенского»] 148 с.
  4. Антанасиевич И. Н. Трёхлистный мир Александра Введенского, Зборник Научные концепции XX века и русское авангардное искусство. — Белград, 2011. — С. 201—219. — ISBN 978-86-6153-003-6.
  5. Бахтерев И. В. Когда мы были молодыми: Невыдуманный рассказ // Воспоминания о Н. Заболоцком. — Москва: Советский писатель, 1984. — С. 57—100.
  6. Валиева Ю. М. Игра в бессмыслицу: поэтический мир Александра Введенского. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2007. — 280 с. — ISBN 978-5-86007-546-7.
  7. Введенский А. И. Всё. — Москва: ОГИ, 2013. — 736 с. — ISBN 978-5-94282-714-4.
  8. Введенский А. И. Полное собрание произведений: В 2 т. / Вступительная статья, примечания М. Мейлаха; составление, подготовка текста М. Мейлаха и В. Эрля. — Москва: Гилея, 1993.
  9. Герасимова А. Об Александре Введенском // Введенский А. И. Всё. — Москва: ОГИ, 2021. — ISBN 978-5-94282-908-7.
  10. Герасимова А. Г. Проблема смешного в творчестве обэриутов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Москва: Издательство МГУ, 1988. — 257 с.
  11. Друскин Я.С. Звезда бессмыслицы // «…Сборище друзей, оставленных судьбою». Л. Липавский, А. Введенский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников: «Чинари» в текстах, док. и исслед.: в 2 т. / [Отв. ред. В. Н. Сажин]. — Москва: Ладомир, 2000. — Т. 1. — ISBN 5-86218-265-9.
  12. Ичин К. «Бескрылый эрос» поэзии Александра Введенского // Новое литературное обозрение. — 2011. — № 2 (108). — С. 233—248.
  13. Йованович М. А. Введенский – пародист: К разбору Ёлки у Ивановых // Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 12. — Wien, 1983. — С. 71—86.
  14. Кацис Л.Ф. Введенский Александр Иванович // Русские писатели. XX век: биографический словарь: А - Я. — Москва: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2009. — 125-126 с.
  15. Кобринский А. А. Система организации пространства в поэме Александра Введенского Кругом возможно Бог // Театр. — 1991. — № 11. — С. 94—101.
  16. Кобринский А. А. Некоторые проблемы поэтики Александра Введенского // Поэзия русского и украинского авангарда: История, поэтика, традиции (1910-1990 г..): Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. — Херсон: Херсонский государственный педагогический институт, 1990. — С. 94–96.
  17. Липавский Л.С. Разговоры // «…Сборище друзей, оставленных судьбою». Л. Липавский, А. Введенский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников: «Чинари» в текстах, док. и исслед.: в 2 т. — Москва: Ладомир, 2000. — С. 174—253. — ISBN 5-86218-265-9.
  18. Мейлах М.Б. «Дверь в поэзию открыта...» / / Введенский А.И. Полное собрание произведений: В 2 т. — Москва: Гилея, 1993. — Т. 1. — С. 10—39.
  19. Павлов С. Г. Поэтический мир А. И. Введенского: Лингвостилистический аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Москва: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2003. — 26 с.
  20. Поэт Александр Введенский: сборник материалов / составление и общая редакция Корнелия Ичин и Сергей Кудрявцев. — Москва: Гилея, 2006. — 476 с. — ISBN 5-87987-036-7.
  21. Филиппов Г. В. Введенский Александр Иванович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографический словарь : В 3 т. / РАН, ИРЛИ. — Т. 1: А—Ж / Под общей редакцией Н. Н. Скатова. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — С. 352—354.
  22. Nakhimovsky A. S. Laughter In the Void: An Intro duction to the Writings of Daniil Charms and Alexander Vvedenskij. — Wien, 1982. — С. 191.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!