Верещагин, Василий Петрович

Материал из «Знание.Вики»
Василий Петрович Верещагин
Верещагин Василий Петрович.png
Дата рождения 1 (13) января 1835(1835-01-13)
Место рождения Пермь,
Российская империя
Дата смерти 9 (22) октября 1909(1909-10-22) (74 года)
Место смерти Санкт-Петербург,
Российская империя
Подданство  Российская империя
Жанр историческая живопись, портрет
Награды Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1861)
Звания профессор ИАХ (1869)
Премии пенсия ИАХ (1863)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Василий Петрович Верещагин (1 [13] января 1835 — 9 [22] октября 1909) — русский исторический живописец и портретист, профессор Императорской Академии художеств. Действительный статский советник (1883)[1].

Биография

Родился 1 (13) января 1835 года в Перми, его отец Пётр Прокопьевич (1795—1843) и дед Прокопий Данилович (1764 — после 1811) Верещагины были иконописцами. Также художниками стали его братья Пётр (1834—1886) и Митрофан (1842—1894) Верещагины.

Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучился у деда Ивана Васильевича Бабина и у Афанасия Ульяновича Орлова, принявшего активное участие в его судьбе.

Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 году поступил в Академию художеств учеником Алексея Тарасовича Маркова. В течение шестилетнего пребывания в Академии он получил все академические медали. За программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.

Отправившись за границу пенсионером Академии, Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 году, он представил в Академию в виде отчёта о своих заграничных занятиях картины: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия» (1862; ГРМ), «Свидание заключённого со своим семейством» (1868; ГТГ, повторение — ПГХГ), «Ночь на Голгофе» (1869; ГРМ), «Молитва святой Анны, матери пророка Самуила» (1864, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже — 1867; ПГХГ), три портрета (в том числе, портрет Александры Николаевны Якоби), две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. Более 20 лет преподавал в Академии рисунок и композицию.

В 1870 году Верещагин отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Написал картины «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872), «Алёша Попович», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Деву-зарю» и «Овсень», в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам; — получил за них золотую медаль на Всемирной выставке в Вене (1873).

К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: «Крещение святого Владимира», «Водворение христианства в Киеве» и «Закладка десятинной церкви». Эти последние картины находятся в церкви дворца великого князя Владимира Александровича. Капитальными трудами Верещагина являются работы его в храме Спасителя в Москве (1875—1879), а также для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Также выдающиеся его картины: «Снятие со креста», «Римские девочки», «Чучар», «Ау!». В 1891 году Верещагин издал «Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей». На академической выставке 1891 года находилась большая картина Верещагина «Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 году» (1891; ГРМ). Им исполнено несколько литографий, а именно: «Святополк Окаянный, преследуемый тенями своих братьев», «Святая, держащая крест перед открытою пастью медведя», «Три львиные головы».

В 1896 году Верещагин издал альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», включающий в себя около 70-и изображений русских правителей от Рюрика до Николая II.

При содействии Василия Петровича Верещагина были открыты Художественно-промышленное училище в Екатеринбурге и Пермская рисовальная школа[2].

Умер 9 (22) октября 1909 года. Похоронен на Успенском кладбище Санкт-Петербурга. Рядом с ним — жена Агрипина Александровна (23.06.1854—14.12.1901) и сын Владимир (21.06.1887—30.05.1905)[3].

Галерея

Литература

Примечания

  1. Правительственные распоряжения // Неделя строителя : журнал. — СПб., 1883. — 12 июня (№ 24). — С. 177.
  2. Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 106. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
  3. Петербургский некрополь. Т. 1. — С. 412—413.. Дата обращения: 26 января 2022. Архивировано 6 февраля 2021 года.

Ссылки