Вечный муж

Материал из «Знание.Вики»
Вечный муж
Вечный муж
Издание
Жанр повесть
Автор Фёдор Достоевский
Язык оригинала русский
Дата написания 1870 год
Дата первой публикации 1870 год (в журнале «Заря»)

Вечный муж — десятая повесть Фёдора Михайловича Достоевского написанная им в 1870 году и впервые напечатана в этом же году в журнале «Заря». В 1887 году повесть вышла отдельным изданием в издательстве А. С. Суворина.

Предыстория

Десятая повесть Фёдора Михайловича Достоевского написанная им в 1870 году и впервые опубликованная в этом же году в журнале «Заря». В 1887 году повесть вышла отдельным изданием в издательстве А. С. Суворина; в 1894 году повесть вышла в сборнике «Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 12 томах» издательства А. Ф. Маркса. В 1869 году Достоевский через публициста Николая Страхова получил приглашение участвовать в новом журнале славянофильского направления «Заря». Достоевский после начала работы над повестью в письме от 18 марта 1869 года к Николаю Страхову признавался, что его нынешнее произведение продолжает линию «Записок из подполья»: «Это совершенно другое по форме, хотя сущность — та же, моя всегдашняя сущность». В этом же году Достоевский пообещал повесть издателю «Зари» Владимиру Кашпирёву, работа над которой началась им ещё в августе 1869 года. Ход работы над повестью освещалась Достоевским в его письмах к поэту Аполлону Майкову: 27 октября — «две трети повести уже написано и переписано окончательно». 23 ноября — повесть «Вечный муж» была уже закончена, а 4 декабря отослана в редакцию. Окончательный объём намного превысил первоначальные предположения Достоевского: «Писал, кажется, ровно три месяца и написал одиннадцать печатных листов minimum. Можете себе представить, какая это была каторжная работа! тем более что я возненавидел эту мерзкую повесть с самого начала. Думал написать самое большее листа три, но представились сами собой подробности и вышло одиннадцать». В основу сюжета легли воспоминания Достоевского о романе друга писателя А. Е. Врангеля с Екатериной Иосифовной Гернгросс, женою начальника Алтайского горного округа А. Р. Гернгросса. Достоевский не воспроизвел буквально всех обстоятельств романа своего друга с Е. И. Гернгросс, трансформировав и переосмыслив образы главных героев. Анна Достоевская в своих воспоминаниях указывала автобиографическую основу некоторых эпизодов повести: «Роман этот имеет автобиографическое значение. Это отголосок летнего пребывания моего мужа в 1866 году в Люблине, близ Москвы, где он поселился на даче, рядом с дачей своей сестры, В. М. Ивановой. В лице членов семейства Захлебининых Федор Михайлович изобразил семью Ивановых. Тут и отец, весь ушедший в свою большую докторскую практику, мать, вечно усталая от хозяйственных забот, и веселая молодежь — племянники и племянницы Федора Михайловича и их молодые друзья. В лице подружки Марьи Никитичны изображена друг семьи М. С. Иванчина — Писарева, а в лице Александра Лобова — пасынок мужа, П. А. Исаев, конечно, в самом идеализированном виде. Даже в Вельчанинове имеются некоторые черточки самого Федора Михайловича, например, в описании различного рода игр, затеянных им при приезде на дачу»[1][2][3][4].

Основные персонажи

  • Алексей Иванович Вельчанинов — главный герой около сорока лет; живёт на полученное наследство, ведёт праздный образ жизни. Он настоящий красавец с богатым опытом по части любовных романов
  • Павел Павлович Трусоцкий — главный герой; мужчина средних лет, чиновник в провинциальном городе, человек заурядной наружности.
  • Наталья Васильевна Трусоцкая — его жена; очаровательная женщина с характером диктатора, муж находится у неё под каблуком.
  • Лиза Трусоцкая — их дочь
  • Клавдия Петровна Погорельцева — подруга Вельчанинова
  • Багаутов Степан Михайлович — любовник Натальи Васильевны Трусоцкой
  • Федосей Петрович Захлебинин — статский советник
  • Катерина Захлебинина — его старшая дочь
  • Надежда Захлебинина — его младшая дочь
  • Марья Никитишна — их подруга[2][3][5].

Сюжет

В произведении три героя, которым присуща своя история. Вельчанинов Алексей — сорокалетний ловелас, прожигающий наследство. Трусоцкий Павел — чиновник с заурядной внешностью, живущий в провинциальном городишке. Наталья — супруга Павла Трусоцкого, деспот с очаровательной внешностью, держащая супруга под контролем, из-за этого он беспрекословно подчиняется ей. Алексей Вельчанинов заездом оказывается в этом городе, знакомиться с этой парой. Павел с уважением отнесся при знакомстве с Алексеем, он признал в нём настоящего петербуржца. Трусоцкий вместе с супругой часто приглашали его на чаепитие к себе домой. Алексей общение продолжал с Натальей в неформальной обстановке, в дальнейшем они стали любовниками. О подобной близости не подозревал супруг. Вскоре Наталья забеременела, и сообщила об этом Алексею, выразила желание закончить отношения. Алексей уезжает в Петербург и увлекается новым бумерангом удовольствий, забыв про Наталью. Спустя девять лет, Вельчанинову надоедает светский образ жизни. Он иногда заглядывает в один ресторан, в оставшееся время смотрит в окно. Временами встречает маленького человека в шляпе с крепом, перед которым он чувствует вину, которая с каждым днем его наказывает. В один день, маленький господин заходит в гости к Алексею, открыв дверь — Лёша вспомнил пару из провинциального городка. Они узнали друг друга. Алексей пригласил Павла к себе, разместившись в кресле, тот поведал о своей жизни. Несколько месяцев назад умерла Наталья, в её вещах он обнаружил стопку любовных посланий. Павел прочитал письма, и понял — Наталья была в любовных связях с несколькими приезжающими господами из Петербурга. Павел был в шоке, он приглашал этих товарищей к себе домой, они оказались любовниками Натальи — Трусоцкий запил и стал срываться на дочь Елизавету, стал сомневаться в своем отцовстве. Восьмилетняя девочка молча переносит ругательства отца. В Петербурге находился с дочерью, которая осталась в гостинице. Алексей вспоминает, что письма Наталье не писал — далее пошли предположения, что Павел не знает о том, что Лиза это дочь Вельчанинова. Начинается драма для маленькой девочки, Алексей планирует вернуть дочь к себе домой. Муж Натальи мучает любовника игрой в неясность происходящего. Павел общается с Алексеем, пользуется им как жилеткой. В одну ночь Трусоцкий пытается убить бритвой Вельчанинова — Алексею удается победить Павла, одурманенного целой гаммой эмоций. Алексей забирает Лизу из гостиницы, и оставляет её у своих друзей. Девочка душевно заболевает, и вскоре умирает. Павел имеет неотправленное письмо Натальи к Алексею, из него понятно, кто папа Лизы. Новая встреча происходит через несколько лет на железнодорожном вокзале, Трусоцкий женился на властной даме, вместе с офицером они путешествуют по миру. Павел был в очередной раз обманут супругой[5][2][3]

Оценка и критика

14 февраля 1870 года после выхода повести публицист Николай Страхов писал Достоевскому: «Ваша повесть производит весьма живое впечатление и будет иметь несомненный успех. По-моему, это одна из самых обработанных Ваших вещей, — а по теме — одна из интереснейших и глубочайших, какие только Вы писали: я говорю о характере Трусоцкого; большинство едва ли поймет, но читают и будут читать с жадностью». 17 марта 1870 года Страхов сообщал Достоевскому что: «Предсказание мое сбылось. Ваш „Вечный муж“ пользуется великим вниманием и читается нарасхват»; 16 апреля 1870 года Стахов высказал свое окончательное суждение о повести Достоевского: «Ваш „Вечный муж“, конечно, лучше всего явившегося в нынешнем году…»[4]

Поэт Аполлон Майков написал отрицательный отзыв на повесть, писав что: «во всем создании есть раздвоенность интереса трагического и комического; всего рельефнее это выражается в сцене с урыльником: не знаешь, какому впечатлению отдаться», несмотря на это он остался доволен тем восторженным приёмом, который получила повесть[6].

Литературный критик Виктор Буренин в рецензии для «Санкт-Петербургских ведомостей» писал:

В наше время повести этого рода потеряли всякий кредит и нравятся разве только особенным любителям болезненной «фальшивой психологии». «Вечный муж» начат очень ловко, хотя по всем правилам рутины; таинственностью, которая, потомив воображение читателя на двадцати страницах, благополучно разъясняется на двадцать первой. После таинственности следуют «нервические» диалоги двух главных действующих лиц, в которых автор играет психологическими мотивами с искусством, хорошо изученным не только им самим, но даже и читателями его прежних произведений. Затем выступает на сцену одно из любимейших лиц г. Достоевского — преждевременно развитый болезненный ребёнок-девочка, и вокруг этого лица устраивается драма по обычному рецепту"; только «местами», по мнению Буренина, Достоевский обнаруживает свое, конечно, немалое дарование в полной силе[7]

На экране

Примечания

  1. Воспоминания: [о Ф. М. Достоевском] / А. Г. Достоевская; [вступ. ст., подгот. текста и примеч. С. В. Белова и В. А. Туниманова]. — Москва : Художественная литература, 1981. — 518 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
  3. 3,0 3,1 3,2 Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
  4. 4,0 4,1 Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
  5. 5,0 5,1 Вечный муж : Рассказ Ф. М. Достоевского. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1887. — 132 с.
  6. Письма … / Ф. М. Достоевский; под ред. и с примеч. А. С. Долинина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1934. — Т. 3. — С. 474.
  7. С.-Петербургские ведомости. 1870. 31 янв. № 31

Литература

  • Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
  • Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — С. 16—19. — 280 с.
  • Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
  • Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
  • Вечный муж : Рассказ Ф. М. Достоевского. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1887. — 132 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!