Витязь на распутье

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
19-v 2h Vasnetsov.jpg
Виктор Васнецов
Витязь на распутье. 1882
Холст, масло. 167 × 299 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Ви́тязь на распу́тье» — одна из самых популярных картин Виктора Васнецова. Имеет несколько вариантов, на которых обязательно присутствует воин на белом коне, камень с написанным на нём предупреждением, чёрные птицы и мрачная атмосфера на заднем фоне[1][2].

История создания

В 1870-е годы у Васнецова появляются замыслы воплотить в живописи образы из русского фольклора. К 1871 году относят первые его эскизы — два схематичных наброска композиции «Витязь на распутье» на обороте карандашного наброска «Богатырей»[3]. Начало «былинной» темы было положено картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», перекликающейся со знаменитым литературным произведением «Слово о полку Игореве». Дальнейшее развитие тема получила в серии работ, главным героем которых становится богатырь-витязь[4].

В 1870 году (а по данным Моргунова Н. С. и Моргуновой-Рудницкой Н. Д., — в середине 1870-х) Васнецов пишет акварель «Витязь на коне»[5], небольшую композицию, носящую эскизный характер — воин, восседающий на коне и смотрящий вдаль. Эта акварель стала предпосылкой для появления одной из самых значительных работ Васнецова — «Витязь на распутье»[4].

В основе картины лежит былина «Илья Муромец и разбойники». В доме-музее Васнецова хранится множество эскизов, представляющих долгий процесс поиска образов богатыря, камня, поля, усыпанного костями[4]. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же — первую версию картины. В следующем году Васнецов представил её на VI выставке передвижников[6]. Этот первый вариант значительно отличается от последующих. Стремясь к эпически величавому образу, Васнецов впоследствии неоднократно повторял сюжет «Витязя на распутье», при этом полностью его переосмыслив[7]. Само известное нам название тоже не является полным и изначальным. В письме к художнику Павлу Чистякову Васнецов упоминает эту работу как «Витязь в раздумии перед прямой дорогой»[8].

«Витязь на распутье» — первое большое произведение В. М. Васнецова на былинную тему. Картина с VI Передвижной выставки 1878 года, видимо, была также представлена на первой выставке Союза русских художников в 1903 году, — а вскоре после этого продана коллекционеру из США[9]. В этом первом варианте витязь был повёрнут к зрителю лицом и читал надпись на указательном камне. Полотно заслужило одобрение критика В. Стасова, однако самого художника не удовлетворило. На обдумывание нового замысла ушло ещё несколько лет. Во втором варианте увеличился размер холста, а фигура богатыря обрела монументальность. Теперь мы не видим лица витязя, художнику важнее сделать акцент на надпись[4].

Виктор Васнецов. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 11 мая 1898 года:[6]

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати: нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые далее надписи: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.

Известно до десяти авторских вариантов данной композиции, и среди них особенно знаменита картина 1882 года в Государственном Русском музее[9]. Это третья, окончательная версия «Витязя на распутье» писалась для мецената Саввы Мамонтова[6] и первоначально принадлежала ему[10]. Первая версия 1878 года находится в Серпуховском историко-художественном музее. Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище[11].

Варианты

Известно до 10 авторских вариантов, написанных с 1877 по 1920 год. Один из них хранится в музее Серпухова. Сейчас это самый ранний вариант картины (1878 год), чьё местонахождение известно[12]. Исследователи творчества Васнецова приводят список некоторых известных вариантов картины[13].

Год Иллюстрация Размер Примечание
1871 Схематичные карандашные наброски на обороте эскиза картины «Богатыри»[3].
1870-е Акварель «Витязь на коне». Первоначально подарена автором Репину, после которого попала в Третьяковскую галерею. О ней Васнецов упоминал в письме к Стасову. Стасов относит акварель к 1870 году, Моргуновы — к середине 1870-х[5].
? Эскиз маслом. Дата написания неизвестна. Напоминает композиции 1871—1874 годов, но по характеру образа богатыря близок к картине 1882 года. Находился в собрании С. С. Боткина, воспроизведён в журнале «Мир искусства» за 1899 год[14]. Местонахождение неизвестно[15].
1877-1878 Knight at the crossroads by Vasnetsov, sketch (1878?).jpg 99×160 Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. Вероятно, он же был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в её каталоге с пометкой «вариант». Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877—1878 года. Композиция отлична от картины 1882 года, но схожа с первыми карандашными набросками. В каталоге произведений Васнецова 1927 года отсутствует[16].
1878 Витязь на распутье (1878).jpg 79×147  Второй вариант картины. Находится в Серпуховском историко-художественном музее[9].
1882 TheKnightAtTheCrossroads.jpg 167×299 Окончательный вариант (в увеличенном формате) был написан по заказу известного мецената Саввы Мамонтова. Картина долгое время принадлежала С. И. Мамонтову и была известна небольшому кругу людей[10]. Местонахождение: Государственный русский музей.
1919 1919 Vasnetsov Ritter an der Kreuzung anagoria.JPG 98х176,5 Авторское повторение. Картина находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств[17].
1920 Knight at the crossroads by Vasnetsov (1920, Tbilisi).jpg 58х160 Местонахождение: Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси[18].

Изучение набросков картины и информационных текстов позволило выявить следующее: художник шёл по пути сокращения лишних деталей. Камень-вещун постепенно меняет свой облик — становится более приземлённым и древним. Сравнение двух вариантов картины — раннего, 1878 года, и более позднего, 1882 года:[1][2]

Позиции сравнения Картина 1878 г. Картина 1882 г.
Витязь Повёрнут лицом к зрителю. Расположен спиной (в 3/4) к зрителю.
Камни Разбросаны по картине хаотично. Центральный заострён, надпись длинная. Расположены более упорядоченно. За центральным уходят цепочкой вдаль. Центральный закруглён, более старый. Надпись сокращена.
Детали Много костных останков. Из скелетов остались лишь череп человека и череп с фрагментом позвоночника и рёбер лошади.
Птицы Три ворона — один летит навстречу витязю, два сидят на камне. Три ворона — один летит навстречу витязю, один сидит на земле, голова обращена к витязю, один сидит на камне и каркает на рыцаря.
Время Пасмурный серый день. «Кровавый» закат с напряженными отблесками. На горизонте мрачные тёмно-серые облака.

Степь с колышущимся сухим ковылём во втором варианте написана более подробно и живописно[2]. Введение В. Васнецовым чёрных воронов предполагалось в самом начале замысла. В процессе работы над картиной количество птиц было уменьшено (со стаи до трех), их размещение стало более определённым: летящий ворон (возвращение оттуда, куда собирается витязь), сидящий ворон (размышляющий, глядя на витязя), каркающий ворон (накликающий беду)[1].

Описание картины 1882 года

Центральное место картины «Витязь на распутье» занимает богатырь, восседающий на белом коне. Вся фигура всадника выражает задумчивость. Это неудивительно, ведь он остановился перед камнем-указателем, на котором написан старинный фольклорный текст. Видно, что камень этот старый, уже очень давно стоит в этих местах. На нём ясно сказано, что тот, кто будет и далее придерживаться прямого направления, живым не останется. Без сомнения, витязь прекрасно понимает всю серьёзность такого предупреждения, однако вынужден продолжит свой путь. Поза богатыря говорит о его усталости. Вероятно, именно поэтому он задумался и несколько медлит, собираясь с силами. Это же заметно и по его коню: грива и хвост не развеваются, а само животное также выглядит уставшим. Можно отметить, что витязь прекрасно подготовлен — он в полном боевом облачении. За его спиной висит щит, к поясу прикреплён полный стрел колчан. Сбоку висит крупная булава, а в правой руке богатыря — длинное острое копьё. Вокруг главного героя полотна виднеются человеческие останки, над которыми кружат вороны. Над ним — грозное закатное небо, что тоже не предвещает радостных событий. Без сомнения, витязь направляется в крайне опасный путь. Художник мастерски создаёт мрачную гнетущую атмосферу того места, где находится его персонаж[19].

В картине найдено колористическое единство, нужная цветовая гармония несколько приглушённых благодаря сумеркам тонов. Умело сопоставлены голубоватые тени и тёплые розовые отсветы заката на камне и на гриве коня. Выразительно предвечернее небо с длинным синим облаком над темнеющей степью. Всюду разбросаны по необъятным пространствам поля валуны. Чёрные вороны усиливают тревожное напряжение сюжета и предвещают опасность каждому, кто выбирает прямой путь, указанный на камне[1].

Выражение «Витязь на распутье» нередко используется метафорически, как описание ситуации экзистенциального выбора. Например, название монографии «Витязь на распутье» историка А. А. Зимина о Московской междоусобной войне является ключевой метафорой, отражающей представления автора о ходе русского исторического процесса в XV—XVI веках[20].

Литература

Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, — 1962. — С. 459

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Смелова В. Г. Старый ворон не каркнет мимо. Интегрированный урок по картине В. Васнецова «Витязь на распутье» // Биология. — 2009. — № 1. — С. 8—16.
  2. 2,0 2,1 2,2 Евстратова Е. Н. «Витязь на распутье». Товарищество передвижных художественных выставок. Дата обращения: 7 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 95.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Белошапкина Я. Витязь на распутье. Дата обращения: 7 августа 2023.
  5. 5,0 5,1 Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 96.
  6. 6,0 6,1 6,2 Борисенко Д. Герои былин в русской живописи. Arzamas. Дата обращения: 7 августа 2023.
  7. В. М. Васнецов. «Витязь на распутье» (1882). Нижегородский государственный художественный музей. Дата обращения: 7 августа 2023.
  8. Бокачов О. Витязь на распутье. Eternal and Real (5 мая 2021). Дата обращения: 7 августа 2023.
  9. 9,0 9,1 9,2 «Витязь на распутье». Васнецов Виктор Михайлович. Холст, масло. 1878 г.. Серпуховский историко-художественный музей. Дата обращения: 7 августа 2023.
  10. 10,0 10,1 Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 138.
  11. Захоронение Васнецовых. Дата обращения: 7 августа 2023.
  12. Васнецов и его Витязь (27 февраля 2022). Дата обращения: 7 августа 2023.
  13. Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 416.
  14. Мир искусства. - Том 1. - № 1/2. — 1899. — С. 3 (23).
  15. Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 136.
  16. Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1962. — С. 137—139.
  17. Витязь на распутье. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Дата обращения: 7 августа 2023.
  18. Виктор Васнецов (1848-1926). Дата обращения: 7 августа 2023.
  19. Завгородняя М. «Витязь на распутье» – что нам открывает творение Васнецова? (14.02.2021). Дата обращения: 7 августа 2023.
  20. Кореневский А.В. Много в поле тропинок // Новое прошлое. — 2020. — № 3. — С. 8—34.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!