Времена года (Чайковский)
Времена года — фортепианный цикл из 12 эпизодов, музыкальный дневник русского композитора Петра Ильича Чайковского, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.
Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени[1].
Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.Модест Чайковский, брат композитора
Лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года».
История создания
Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Пётр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард послал Чайковскому заказ на фортепианный цикл (письмо Бернарда не сохранилось). В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появилось объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве. При издании пьес в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы. По-видимому, инициатором этого был Бернард. Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее о включении эпиграфов, и обсуждался ли с ним выбор стихов, но так как все прижизненные издания включали их, композитор так или иначе это одобрил. Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внёс свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены. 13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию (на тот момент были готовы две пьесы). Пьесы Чайковского открывали каждый номер, кроме сентябрьского, в котором журнал открывала «Сербская походная песня» в переложении для фортепиано композитора В. И. Главача, что было откликом на Балканскую войну. В конце 1876 года Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять-таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок[1].
Состав цикла
- «Январь. У камелька»
- «Февраль. Масленица»
- «Март. Песня жаворонка»
- «Апрель. Подснежник»
- «Май. Белые ночи»
- «Июнь. Баркарола»
- «Июль. Песнь косаря»
- «Август. Жатва»
- «Сентябрь. Охота»
- «Октябрь. Осенняя песнь»
- «Ноябрь. На тройке»
- «Декабрь. Святки»[1]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Времена года (фортепианный цикл П.И. Чайковского) // Веснянка детская хоровая студия : сборник.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |