Гобой

Материал из «Знание.Вики»
Гобой
Classical and modern oboe.jpg
Диапазон
(и строй)
Range oboe.png
Классификация Духовой инструмент с двойной тростью
Родственные инструменты Английский рожок, Фагот, Шалмей

Гобо́й (от франц. hautbois — высокое [высоко звучащее] дерево; итал. oboe) — деревянный язычковый музыкальный инструмент симфонического оркестра[1]. Это один из представителей семейства духовых инструментов, обладающий уникальным тембром, устойчивостью интонации, богатством выразительных возможностей. Именно благодаря таким особенностям данный инструмент приобрёл высокую популярность, заняв одно из первоочередных мест в мировой классике. В 1989 году занесён в книгу рекордов Гиннесса как самый сложный инструмент.[2]

История

Инструменты с двойной тростью, являющиеся непосредственными предшественниками нынешнего гобоя, известны с древнейших времён. В Древнем Египте мизмар, в Древней Греции был распространён авлос, тибия — в Древнем Риме. Они состояли из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно. Близкими «предками» гобоя можно считать среднеазиатскую зурну и сурнай, армянский дудук, венгерские народные инструменты тарогато и тороксип, индийский шенай, японскую хитирики[3].

Эпоха Средневековья

С XII века гобой приобрёл более совершенный вид. Историю изменений этого инструмента можно проследить по гобеленам, иллюстрированным книгам, картинам. К эпохе средних веков относится возникновение целого семейства язычковых деревянных духовых инструментов — «средневековые западноевропейские свирели». Дискантовые и сопрановые назывались шалмеями, теноровые и баритоновые — поммерами; басовые и контрабасовые — бомбардами. Французская мюзетта в XVII столетии называлась гобоем де Пуату, которая повлияла на конструкцию гобоя д`амур. Ансамбли, состоящие из шалмеев, поммеров и бомбард превратились в городские оркестры. Для камерной музыки звучание этих инструментов было слишком громким, грубым и интонационно неустойчивым[4].

Эпоха Барокко

Во Франции при королевском дворе или деревенском празднике шалмеи и круммхорны звучали повсюду: «гобои Пуату» появлялись на музыкальных вечерах у Людовика XIV, мюзетты сопровождали крестьянские танцы. Жак-Мартен Оттетер и Франсуа-Андре Филидор — крупнейшие музыкальные мастера и музыканты при французском королевском дворе середины XVII века (эпоха Барокко), взялись оптимизировать конструкцию шалмея (гобой Ренессанса): разделили инструмент на три части (для удобства хранения и транспортировки), усовершенствовали трость. Внимание мастеров было уделено улучшению интонации звучания[5].

Эпоха Классицизма

XVIII век стал золотым веком гобоя — его использовали и для сольных партий, и для ансамблевого выступления, для него писали музыкальные произведения лучшие композиторы того времени. В России в это время появляются русские и иностранные гобоисты-виртуозы. Первыми исполнителями на гобое в нашей стране были иностранные музыканты.

В начале XVIII века, по приказу Петра I, гобой становится постоянным инструментом в военных оркестрах. Спустя несколько лет в России появляются русские музыканты-духовики, из них формируются придворные оркестры. В этих оркестрах гобой был один из обязательных инструментов. Создаются школы игры на духовых инструментах (Джона Бенистера, Фрейона Понсена, Жана Мартена Оттетера)[6].

Эпоха Романтизма

В конце XVIII — начале XIX века инструмент практически не отличался от своего предшественника: диапазон расширился до нот третей октавы, увеличилось количество клапанов.

Современный гобой

Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём усовершенствовал механику деревянных инструментов, он изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий. Франсуа и Люсьен Лоре подогнали данную систему специально под гобой. Нововведение позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструмента[7].

Строение

Корпус гобоя представляет собой полую трубку конической формы, длинной около 60 сантиметров Состоит из трёх частей: раструб, верхнее и нижнее колено. Бо́льшая часть игровых отверстий закрыта клапанами. Основным материалом для изготовления гобоя является гренадил (африканское чёрное дерево), иногда применяется древесина экзотических деревьев, таких как кокоболо и «фиолетовое» дерево[8].

Звукоизвлечение происходит при помощи трости. Рабочий диапазон от «си-бемоль» малой до «ля» 3-й октавы, возможно извлечение звуков до «до-диез» 4-й октавы. Существуют модели, расширяющие нижнюю границу диапазона до «ля» малой октавы. Нотируется в скрипичном ключе. По звуку «ля» гобоя настраивается оркестр[9].

Роль гобоя в музыке

За тембровые особенности гобоя композиторы в своих партитурах с давних пор доверяли инструменту озвучивание пасторальных сцен, тонких задушевных соло в операх и симфониях. С XVIII века для гобоя было написано огромное количество произведений выдающимися композиторами, такими как Бах И. С., Гендель Г. Ф., Гайдн Й., Моцарт В.А., Бетховен Л. В, Вивальди А., Марчелло А., Беллини В., Пуленк Ф., Телеман Г. Ф., Сен-Санс К., Штраус Р., Чайковский П. И., Римский-Корсаков Н. А., Мусоргский М.П.[10].

Гобой эпохи Барокко

В 1657 году гобой прозвучал в опере-балете «Больной Амур». Ж. Б. Люлли первым ввёл гобой в оркестр. Первые сольные сочинения для гобоя — «Королевские концерты» Франсуа Куперена, сюиты и «Сельские дивертисменты» Жозефа Буамортье, концерт для гобоя с оркестром (C-dur) Жана-Мари Леклера.

Среди сочинений для гобоя этого периода — концерты для одного или двух гобоев Томазо Альбинони (оркестр 7, 1715 год, самые ранние из напечатанных в Европе, и оркестр 9, 1722 год), многочисленные (около 100) сонаты и концерты Антонио Вивальди, произведения Георга Фридриха Генделя и Георга Филиппа Телемана (сонаты и концерты), большие сольные эпизоды в операх, мессах, балетах, кантатах, ораториях. В сочинениях Иоганна Себастьяна Баха гобой также играет немаловажную роль: «Бранденбургские концерты» № 1 и № 2, концерт для скрипки и гобоя с оркестром, концерт для гобоя д’амур с оркестром и многочисленные соло в ариях из кантат[11].

Гобой эпохи Классицизма

В. А. Моцарт стал автором самых известных сочинений для гобоя данного периода: концерт C-dur и квартет для гобоя со струнным трио F-dur. Гобою отведены значительные оркестровые эпизоды в операх, симфониях и духовных сочинениях Моцарта. Нужно также отметить обязательное присутствие двух гобоев в камерной музыке Моцарта для духовых инструментов в жанре Harmoniemusik (духовые квинтеты возникли в начале XIX века на основе существовавших при дворах европейской знати ансамблей, называвшихся «Harmoniemusik» и состоявших из двух гобоев).

Людвиг ван Бетховен сочинил два произведения для двух гобоев и английского рожка: Вариации на тему «Là ci darem la mano» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» и Трио C-dur, opкестр 87. В третьей и шестой симфониях Л. В. Бетховен поручил гобою значительное соло[12].

Гобой в музыке XIX века

В эпоху романтизма духовые инструменты уходят на второй план. Но существует ряд сочинений, написанных в этот период, предназначенных для исполнения на гобое. Среди наиболее известных сочинений этого времени:

Гобой в музыке XX века

Среди многочисленных произведений XX столетия, в которых используется гобой и его разновидности, нужно отметить:

Гобой в оркестре

В симфоническом оркестре используется обычно два или три гобоя. Партии английского рожка или гобоя д’амур (если таковые предусмотрены) исполняются одним из гобоистов. Изредка используется гобой-пикколо (например, во Втором концерте Бруно Мадерны).

Киномузыка

В начале XX века гобой не только не потерял актуальность, но и стал востребованным в записи музыкального сопровождения к фильмам, играм и спектаклям. Партии гобоя включают в свои произведения такие композиторы, как Эннио Морриконе (фильм «Миссия» — пьеса «Гобой Габриэля»), Говард Шор, Ханс Циммер, Джон Пауэлл и Джон Уильямс, посвятивший гобою несколько сюит в работе над фильмом «Звёздные войны», (Эпизод II. Атака клонов)[10].

Примечания

  1. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. — Л.: Союз сов. композиторов СССР : Ленингр. отд-ние Музфонда СССР (тип. им. Володарского), 1950.
  2. Творческий Центр «Звуки Времен».
  3. Левин С. Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. В 2-ч частях. — М., 1983.
  4. Гобой. Музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 15 ноября 2023.
  5. Келдыш Г.В. Музыкальная энциклопедия Т.1. — М.: "Советская энциклопедия", 1973. — 672 с.
  6. Райкова Л. История развития гобоя (22 января 2023). Дата обращения: 15 ноября 2023.
  7. Юргенсон П. Б. Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Гобой. — М.: Музыка, 1973. — 72 с.
  8. Гобой музыкальный инструмент. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  9. Андреянова Е.С. Инструментовка и инструментоведение. Дата обращения: 14 ноября 2023.
  10. 10,0 10,1 Гобой. БРЭ. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  11. Давыдов В.П. Гобой в инструментальной музыке XVIII века : диссертация кандидата искусствоведения. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — 195 с.
  12. История музыкального инструмента Гобой, кто его придумал и когда. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  13. Райкова Л.С. История развития гобоя // Знанио : сайт.
  14. Гобой. Благотворительный Фонд развития культуры им. Ю. Н. Должикова "Академия Должникова". Дата обращения: 16 ноября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!