Горчаков, Александр Михайлович

Материал из «Знание.Вики»

Александр Михайлович Горчаков (1798—1883) — Светлейший князь (с 1871) глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи (с 1867). Родился в семье генерал-майора князя Михаила Алексеевича Горчакова и баронессы Елены Доротеи Ферзен, вдовы барона Иоганна-Густава фон дер Остен-Сакена (1727—1793), саксонского посланника в Петербурге.

Биография

Александр Горчаков получил воспитание в Царскосельском лицее, где был товарищем А. С. Пушкина. С юности «питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель» (как характеризовал его Пушкин в одном из посланий к нему), до поздней старости отличался теми качествами, которые считались наиболее необходимыми для дипломата. Кроме светских талантов и салонного остроумия, он обладал также значительным литературным образованием, которое и отразилось впоследствии в его красноречивых дипломатических нотах. Обстоятельства рано позволили ему изучить все закулисные пружины международной политики в Европе.

В 1819 году Горчаков был удостоен придворного звания камер-юнкера. В 1820—1822 годах он состоял при графе Нессельроде на конгрессах в Троппау, Любляне и Вероне. В 1822 году был назначен секретарем посольства в Лондоне, где оставался до 1827 года, а затем был в той же должности при миссии в Риме. В 1828 году был переведён в Берлин советником посольства, оттуда — во Флоренцию поверенным в делах, в 1833 — советником посольства в Вене.

В июле 1838 года Горчаков женился на Марии Александровне Мусиной-Пушкиной, племяннице Д. П. Татищева, начальника Горчакова, и московской красавицей. Ради этого брака Горчакову пришлось выйти в отставку и на некоторое время покинуть дипломатическую службу. У Марии Александровны уже было пятеро детей У супругов родились сыновья Михаил (1839—1897) и Константин (1841—1926).

Татищев был против брака племянницы с человеком, не имевшим состояния. Неприятие Татищева искусно раздувал глава австрийской политики, князь Меттерних. Он не любил Горчакова за его русскую душу, за его неуступчивость, отменным знанием приличий, вежливостью самою изящною, но, тем не менее, которая раздражала Меттерниха. Он старался рассорить Татищева с князем Горчаковым и удалить дипломата из Вены.

Князь А. М. Горчаков, поставленный перед выбором между любимой женщиной и заманчивою службою, не колебался и вышел в отставку. Позже родственные связи Урусовых, родственников жены, помогли ему вернуться на службу и возобновить карьеру в октябре 1839 года.

Посол в германских государствах

В 1841 он был послан в Штутгарт для устройства брака великой княжны Ольги Николаевны с Карлом Фридрихом, а после бракосочетания оставался чрезвычайным посланником в течение двенадцати лет. За четыре года А. М. Горчаков нашел взаимопонимание с Отто фон Бисмарком, который был тогда сторонником тесного союза с Россией и горячо поддерживал её политику. За это ему была выражена особая признательность императора Николая I.

Летом 1854 года А. М. Горчаков был переведён в Вену и с весны 1855 года назначен посланником при австрийском дворе. Это был критический период, когда Австрия «удивила мир своей неблагодарностью» и готовилась действовать совместно с Францией и Англией против России. В связи с этим положение русского посланника в Вене было крайне тяжелым и ответственным.

После смерти императора Николая I в Вене была созвана конференция представителей великих держав для определения условий мира. И хотя переговоры не привели к положительному результату, но благодаря искусству и настойчивости А. М. Горчакова, Австрия вновь отделилась от враждебных России кабинетов и объявила себя нейтральной. Падение Севастополя послужило сигналом для нового вмешательства венского кабинета в дела России. Русское правительство вынуждено было принять австрийские предложения. В феврале 1856 года собрался конгресс в Париже для выработки мирного договора. Парижский трактат 1856 года закончил эпоху активного участия России в западноевропейских политических делах. В 1856 году князь А. М. Горчаков стал министром иностранных дел. Тягостные впечатления от Крымской войны и венской конференции наложили свою печать на последующую деятельность Горчакова как министра. Его политическая программа определялась теми обстоятельствами, при которых ему пришлось вступить в управление министерством.

Необходимо было соблюдать большую сдержанность в первые годы, пока совершались великие внутренние преобразования. Князь Горчаков поставил себе две цели — во-первых, отплатить Австрии за её поведение в 1854—1855 гг. и, во-вторых, добиться денонсирования Парижского трактата.

Союз с Отто фон Бисмарком

В 1856 году Горчаков уклонился от участия в дипломатических мерах против злоупотреблений неаполитанского правительства, ссылаясь на принцип невмешательства во внутренние дела чужих держав и дал понять, что Россия не отказывается от права голоса в европейских международных вопросах, но только собирается с силами для будущего: «La Russie ne boude pas — elle se recueille» (Россия сосредотачивается).

Эта фраза имела большой успех в Европе и была принята за точную характеристику политического положения России после Крымской войны. Три года спустя князь Горчаков заявил: «Россия выходит из того положения сдержанности, которое она считала для себя обязательным после Крымской войны».

С апреля 1859 года прусским посланником в Петербурге был Отто фон Бисмарк, и солидарность обоих дипломатов относительно Австрии оказывала влияние на дальнейший ход событий. Россия открыто стояла на стороне Наполеона III в конфликте его с Австрией из-за Италии. В русско-французских отношениях произошёл заметный поворот, который был подготовлен официально свиданием двух императоров в Штутгарте в 1857 году.

В 1860 году Горчаков считал своевременным напомнить Европе о бедственном состоянии христианских народностей, подвластных турецкому правительству, и предложил созвать международную конференцию для пересмотра постановлений Парижского трактата по этому вопросу. «События на Западе отозвались на Востоке как поощрение и надежда», выразился он, и «совесть не позволяет России долее сохранять молчание о несчастном положении христиан на Востоке». Попытка не имела успеха и была оставлена как преждевременная.

Польский вопрос закрепил союз с Пруссией, но расстроил отношения России с империей Наполеона III. Во главе прусского правительства в сентябре 1862 года встал Бисмарк, лояльно относившийся к России. Пруссия в 1863 году заключила с Россией конвенцию Альвенслебена для облегчения задачи русских войск в борьбе с польским восстанием.

Англия, Австрия и Франция выступили за национальные права поляков, что впоследствии приняло форму дипломатического вмешательства, что было решительно отклонено князем Горчаковым, Искусная переписка по польскому вопросу доставила Горчакову славу первостепенного дипломата и сделала его имя знаменитым в Европе и России. Это был высший, кульминационный пункт политической карьеры Горчакова.

Бисмарк приступил к осуществлению своей программы, используя доверчивость Наполеона III, дружбу и содействие русского министра. Обострился Шлезинг-голштинский спор с претензиями Дании на прусские земли. Заботы о Польше были отложены. Наполеон III высказал идею о конгрессе, но без успеха. Горчаков, одобряя французский проект в принципе, оба раза возражал против конгресса при данных обстоятельствах.

Успех Пруссии в 1866 году упрочил дружбу её с Россией. Антагонизм с Францией и глухое противодействие Австрии заставляли берлинский кабинет твердо держаться русского союза, тогда как русская дипломатия могла вполне сохранить свободу действий.

Восстание греческого населения острова Крит против Османской империи продолжалось с осени 1866 до 1869 года. Главным требованием восставших было воссоединение с Грецией, что дало повод Австрии и Франции искать сближения с Россией на почве восточного вопроса. Требования Греции не были удовлетворены, и дело ограничилось преобразованием местной администрации на злополучном острове с допущением некоторой автономии населения.

Бисмарк был против того, чтобы Россия достигла успехов на Востоке, но Горчаков поддерживал берлинскую дружбу. Когда летом 1870 года разыгралась прелюдия к кровавой борьбе между Францией и Пруссией, князь Горчаков вернулся в Санкт-Петербург и присоединился к принятому императором Александром II решению удержать Австрию от участия в войне, чтобы избегнуть необходимости вмешательства со стороны России.

Российская дипломатия не только удержала Австрию от вмешательства, но и старательно охраняла свободу военных и политических действий Пруссии в течение всей войны, вплоть до заключительных мирных переговоров и подписания Франкфуртского трактата. Вильгельма I выразил благодарность телеграммой 14 февраля 1871 г. к императору Александру II. Пруссия создала могущественную империю при значительном содействии Горчакова, а русский канцлер воспользовался этой переменой обстоятельств для уничтожения 2-й статьи Парижского трактата о нейтрализации Чёрного моря. Но все великие державы согласились подвергнуть пересмотру статью Парижского договора и вновь предоставить России право держать военный флот в Чёрном море, что и было утверждено Лондонскою конвенцией 1871 года.

Ф. И. Тютчев так отметил это событие в стихах:

Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля —

И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.

Именным Высочайшим указом, от 17 (29) марта 1871 года, министру иностранных дел, государственному канцлеру князю Александру Михайловичу Горчакову пожалован, с нисходящим его потомством, титул Светлости.

Тройственный союз

После разгрома Франции отношения Бисмарка и Горчакова изменились. Серьёзная размолвка произошла в 1875 году, когда русский канцлер принял на себя роль охранителя Франции от посягательств прусской военной партии. Бисмарк, затаив раздражение, поддерживал прежнюю дружбу ввиду возникшего балканского кризиса.

Дипломатия в русско-турецкой войне и Берлинский конгресс

В апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. Были отрезаны пути к защите русских интересов на Балканском полуострове после громадных жертв двухлетней кампании. Сан-Стефанский мирный договор 1878 года создавал обширную Болгарию, увеличивал Сербию и Черногорию, но лишь небольшими территориальными прирезками, оставлял Боснию с Герцеговиной под турецкою властью и ничего не давал Греции. Этим договором были недовольны почти все балканские народности и именно те, которые принесли наиболее жертв в борьбе с турками — сербы и черногорцы, боснийцы и герцеговинцы.

Россия предложила германскому канцлеру провести конгресс в Берлине. Конгресс состоялся с 1 июня до 1 июля 1878 года. Горчаков придавал особое значение тому, чтобы России была возвращена часть Бессарабии, отнятая у неё по Парижскому трактату. Предложение Англии о занятии Боснии и Герцеговины австрийскими войсками было поддержано председателем конгресса Бисмарком, против турецких уполномоченных; князь Горчаков также высказался за оккупацию. Позднее часть русской печати жестоко нападала на Германию и её канцлера как главного виновника неудач России. Между обеими державами произошло охлаждение, и в сентябре 1879 года князь Бисмарк решился заключить в Вене специальный оборонительный союз против России.

В 1880 году Горчаков не смог приехать на торжества по случаю открытия памятника А. С. Пушкину, но дал интервью корреспондентам и пушкинистам. В это время из лицейских товарищей Пушкина в живых были только он и С. Д. Комовский. Вскоре после пушкинских торжеств Комовский умер, и Горчаков остался последним лицеистом. Этих строках Пушкин был пророком…

Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Последние годы

Горчаков долгое время собирал картины европейских живописцев, и в итоге собрал одну из лучших в Санкт-Петербурге коллекций живописи. Его собрание было национализировано и почти полностью вошло в состав Государственного Эрмитажа, некоторое количество картин было передано в Пушкинский музей и другие музеи СССР. В 1998 году в Эрмитаже прошла отдельная выставка картин из собрания А. М. Горчакова.

А. М. Горчаков ушёл из жизни в 1883 году в Баден-Бадене.

После смерти князя среди его бумаг была обнаружена неизвестная лицейская поэма А. С. Пушкина «Монах».

Примечания

Ссылки