Давыдов, Денис Васильевич

Материал из «Знание.Вики»
Денис Васильевич Давыдов
Портрет Дениса Васильевича Давыдова мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Портрет Дениса Васильевича Давыдова мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Дата рождения 16 (27) июля 1784
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 22 апреля (4 мая) 1839
Место смерти

село Верхняя Маза,

Сызранский уезд, Симбирская губерния, Российская империя
Принадлежность Российская империя
Род войск кавалерия
Звание генерал-лейтенант
Командовал Ахтырский гусарский полк
Сражения/войны
Награды и премии

RUS Imperial Order of Saint Vladimir ribbon.svg RUS Imperial Order of Saint Vladimir ribbon.svg RUS Imperial Order of Saint Vladimir ribbon.svg RUS Imperial Order of Saint Anna ribbon.svg RUS Imperial Order of Saint Anna ribbon.svg

Золотое оружие с надписью «За храбрость»
Автограф Автограф

Денис Васильевич Давыдов (16 июля 1784, Москва — 22 апреля 1839, село Верхняя Маза, Сызранский уезд, Симбирская губерния) — генерал-лейтенант, идеолог и предводитель партизанского движения, герой Отечественной войны 1812 года.[1].

Биография

Поэт. Д. В. Давыдов принадлежит древнему дворянскому роду, ведущему свою историю от татарского мурзы Минчака, выехавшего в Москву в начале XV века. Отец, Василий Денисович Давыдов (1747—1808), служил бригадиром (командиром 2х-3х или более полков) под командованием А. В. Суворова, а мать была дочерью харьковского генерал-губернатора Е. Щербинина. Значительная часть детских лет Дениса Давыдова прошла в военной обстановке в Малороссии и на Слобожанщине, где служил его отец[1].

Когда Денису было всего девять лет, полководец удостоил своим вниманием его и его младшего брата. Удалому Денису фельдмаршал предсказал блестящую военную карьеру, а его младшему брату Евдокиму — гражданскую службу. Во втором случае он ошибся, не разглядев в застенчивом мальчике будущего героя Аустерлица[2].

В начале 1801 года запрягли кибитку, дали Давыдову в руки 400 рублей ассигнациями и отправили его в Петербург на службу. Малый рост препятствовал ему вступить в Кавалергардский полк без затруднений. Наконец, привязали недоросля нашего к огромному палашу, опустили его в глубокие ботфорты и покрыли святилище поэтического его гения мукою и треугольною шляпоюИз автобиографии «Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова»

Давыдов — поэт

В кавалергардах Давыдов оставался недолго. В 1803 году в рукописях и устных пересказах начали распространяться его политические басни: «Голова и Ноги» и «Река и Зеркало» (последняя — перевод из французского поэта Луи Филиппа Сегюра). Давыдову приписывают и одну из самых острых басен того периода — «Орлица, Турухтан и Тетерев», где в образе мудрой Орлицы выступает Екатерина II, ее жестокий и глупый наследник Турухтан — Павел I, а в «выбранном» птицами Тетереве легко угадать Александра I. На смелые выпады против правительства у Давыдова были свои причины. После смерти Екатерины попал в опалу блестящий Суворов, а вместе с ним и все его соратники. В полку, которым командовал Василий Денисович Давыдов, обнаружили недостачу в 100 тысяч рублей. Бригадир был уволен по решению суда, который также обязал его выплатить потерянную сумму[2].

В 1804 году за творчество, которое правительство сочло «возмутительным», Давыдов был выпровожен из гвардии в Белорусский гусарский полк, стоявший в Подольской губернии в Малороссии. Но герой переживал недолго, в гусарах ему понравилось[2].

Военная служба

О том, как Давыдов сумел попасть в самую гущу боевых действий, ходят легенды. По одной из них, молодой гусар, скучающий в Подольской губернии, ночью проник к фельдмаршалу Михаилу Каменскому, назначенному в это время главнокомандующим русской армии, с требованием отпустить его на фронт. Старания Давыдова были бы напрасными, так как Каменский вскоре был смещен с должности, однако о его «подвиге» узнали при дворе, и гусар попал в адъютанты к князю Петру Ивановичу Багратиону[2]. Денис Васильевич с исключительной храбростью сражался в 1806—1807 годах с французами в Пруссии, в 1809 году со шведами в Финляндии, в 1809—1810 с турками в Молдавии и на Балканах, за что был награжден орденами и знаками отличия[1]. В 1808—1809 годах, во время войны со Швецией, Давыдов, находясь в авангардном отряде Кульнева, совершил с ним поход в Северную Финляндию до Улеаборга и знаменитый переход по льду Ботнического залива к берегам Швеции. В том же 1809 году он в качестве адъютанта Багратиона участвует в боевых действиях против турок на Дунае, а после отъезда из армии Багратиона, в 1810 году, переходит к Кульневу, у которого, по собственным словам, «кончает курс аванпостной службы, начатой в Финляндии»[3].

В начале Отечественной войны Давыдов командовал батальоном Ахтырского гусарского полка. Незадолго до Бородинской битвы с одобрения командующего русской армией М. И. Кутузова он занялся организацией партизанского движения. Сформированный из гусар и казаков летучий отряд Давыдова успешно действовал в тылу французской армии в районе Вязьмы, Гжатска, под Ляховым, Красным[4][5].

Партизанскую тактику Давыдов пытался использовать и во время заграничных походов 1813—1815 годах, но за самовольный набег на Дрезден, закончившийся пленением гарнизона, был отстранён от должности.

Опыт Давыдова позднее был использован партизанскими отрядами А. Н. Сеславина, А. С. Фигнера и др. Однако первая вылазка Давыдова могла закончиться для него печально — крестьяне окружили отряд и чуть не убили героя. Сам Давыдов в записках «Дневник партизанских действий 1812 года» объясняет это так: «Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: ‘Отчего вы полагали нас французами?’ Каждый раз отвечали они мне: ‘Да, вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одежду схожо.’ — ‘Да разве я не русским языком говорю?’. — ‘Да ведь у них всякого сбора люди!’ — Тогда я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком народа, но приноравливаться к нему в его обычаях и в его одежде. Я надел чекмень, стал отпускать бороду и заговорил языком ему понятным»[1].

Последующие годы

Войну Денис Васильевич закончил в чине генерал-майора и признанным народным героем. Слава о нем распространилась далеко за пределы России, даже у шотландского поэта и романиста Вальтера Скотта в кабинете был портрет Давыдова[1].

После окончания Отечественной войны карьера Давыдова складывалась не лучшим образом. Для правительства он навсегда остался вольнодумцем, а значит, человеком, которого нельзя задействовать в серьезных кампаниях. И хотя до 1831 года Денис Давыдов принимал участие в военных действиях, он считал себя человеком обделенным по службе[2].

На литературном поприще ему сопутствовал успех. Д. В. Давыдов писал стихи и печатался в лучших журналах и альманахах, стал членом литературного общества «Арзамас» и находился в дружеских отношениях с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским. Он тесно общался с декабристами, хотя и отказался вступить в их общество, считая, что Россия не доросла до конституции[1].

Последние годы жизни Д. В. Давыдов провел в имении в селе Верхняя Маза. Здесь он продолжал заниматься творчеством, составлял военно-исторические записки, занимался воспитанием своих 9 детей и домашним хозяйством[1]. Отдыхом ему служила псовая и ястребиная охота. Денис Васильевич выбирался в Симбирск, Москву, Петербург, а также Саратов и Пензу, где имел обширный круг знакомых. В 1832 году удалось собрать и издать в Москве небольшую книжку под непритязательным заглавием «Стихотворения Дениса Давыдова». На следующий год в Петербурге вышел сборник стихотворений Николая Михайловича Языкова, который поэт не замедлил подарить Давыдову. Денис Васильевич с восхищением писал собрату по перу, поселившемуся в родовом имении Языково под Симбирском: «Что мои хмельные стихи против этих? Сивуха перед шампанским». Давыдов и Языков жили в одной губернии, но виделись нечасто. Однако переписка между ними была регулярной, с приложением новых стихотворений[6].

В 1839 году по его инициативе на Бородинское поле был перенесен и захоронен на батарее Раевского прах П. И. Багратиона[7]. Скоропостижно скончался за два месяца до этого в своем имении 22 апреля (по григорианскому календарю — 4 мая) 1839 года на 55-м году жизни. Прах его был перевезен в Москву и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря[2].

Жанр

Сам Давыдов стал создателем, так называемого жанра «гусарской лирики» — своеобразного лирического дневника русского офицера-патриота, свободомыслящего воина и поэта — что наиболее ярко отражено в его произведениях «Гусарский пир», «Бородинское поле»[4].

Личная жизнь

В 1819 году женился на дочери покойного генерала Н. Чиркова, Софье Николаевне. Как только у них с Софьей стали рождаться дети, у Давыдова пропало желание тянуть военную лямку. Он хотел находиться дома, возле жены. Давыдов то и дело сказывался больным и уходил в многомесячные отпуска. Даже Кавказская война, куда он был направлен под начало генерала Ермолова, его не увлекла. Он пробыл в действующей армии всего два месяца, а затем выпросил у Ермолова шестинедельный отпуск для поправки здоровья. Заехав для вида на минеральные воды, разослав для убедительности несколько писем о своей болезни (в том числе и Вальтеру Скотту), он помчался на Арбат в Москву, где его в то время ждали уже три сына и беременная в очередной раз Софья. Всего в браке Дениса и Софьи родилось девять детей.

Стихотворения, посвящённые Денису Давыдову

Многие поэты XIX—XX веков посвящали стихотворения Денису Давыдову[8]:

  • Василий Жуковский — «Давыдов, пламенный боец…», 1812; При посылке издания («Мой друг, усатый воин…»), 1818
  • Пётр Вяземский — Партизану-поэту («Анакреон под доломаном…»), 1814; К партизану-поэту («Давыдов, баловень счастливый…»), 1814; К старому гусару, 1832; Денису Васильевичу Давыдову («Икалось ли, тебе…»), 1838; «Так из чужбины отведенной…», 1854
  • Фёдор Толстой — «Надпись к портрету Давыдова», 1810-е годы
  • Александр Пушкин. Денису Давыдову («Певец-гусар, ты пел биваки…»), 1821; «Недавно я в часы свободы…», 1822; Д. В. Давыдову. При посылке «Истории Пугачёва», 1836
  • Фёдор Глинка — Партизан Давыдов («Усач. Умом, пером остер, как француз…»), 1824
  • Евгений Баратынский — «…Не мне…», 1824; Д. В. Давыдову («Пока восторгом я умею…»), 1825
  • Ефим Зайцевский — Денису Васильевичу Давыдову («Я вызван из толпы…»), 1828
  • Вильгельм Кюхельбекер — «…Софа, в углу — комод…», 1833
  • Николай Языков — Д. В. Давыдову («Давным-давно люблю я страстно…»), 1833; «Жизни баловень счастливый…», 1835
  • Леонид Гроссман — Денис Давыдов («В хмельной толпе отчаянных рубак…»), 1918
  • Георгий Шенгели — Денис Давыдов («Над выкругленным лбом…»), 1920
  • Юрий Верховский — Память Дениса Давыдова («Наш добрый друг, Денис Давыдов…»), 1939
  • Михаил Спиров — Денис Давыдов. Памяти знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года, 1941
  • Вячеслав Иванов — «Рубиться ныне бы, Денис…», 1944
  • Всеволод Рождественский. Денис Давыдов («Герой двенадцатого года…»)
  • Ярослав Смеляков. Денис Давыдов («Утром, вставя ногу в стремя…»), 1966

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Давыдов Денис Васильевич. Узнай Москву. Дата обращения: 7 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Денис Давыдов. КультураРФ. Дата обращения: 7 июля 2024.
  3. Денис Васильевич Давыдов (1784 – 1839) Генерал-майор. Русские биографии. Дата обращения: 7 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 Родился военный писатель и поэт, герой Отечественной войны 1812 г. Денис Васильевич Давыдов. Президентская библиотека. Дата обращения: 7 июля 2024.
  5. Певец-гусар в Симбирском крае. Ульяновский краевед Юрий Козлов о жизни Дениса Давыдова в Верхней Мазе
  6. Певец-гусар в Симбирском крае. Ульяновский краевед Юрий Козлов о жизни Дениса Давыдова в Верхней Мазе. Дата обращения: 7 июля 2024.
  7. Денис Васильевич Давыдов- прославленный герой Отечественной войны 1812 года.. «ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник». Дата обращения: 7 июля 2024.
  8. Поэты о Денисе Давыдове. Библиотека электронной литературе в формате fb2.. Дата обращения: 7 июля 2024.

По материалам:

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!