Десятина

Материал из «Знание.Вики»

Десяти́на (церко́вная) — десятая часть доходов или урожая, которую население было обязано отдавать церкви.
Десятина (церковная) [др.-евр. מַעְשַׂר; греч. δεκάτη; лат. decima] в древнем мире и в практике христианской церкви — передача 1/10 части доходов (обычно натуральной форме) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религиозной общины[1].

Десятина в иудаизме

«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня. Если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] её пятую долю» (Левит 27:30—31)[2].

הרב משה אלישיב תורם לחסדי שלום.jpg

В иудаизме библейская традиция десятины восходит к временам праотца евреев Авраама, который выделил первосвященнику Мелхиседеку десятую часть добычи, которую он захватил в битве с четырьмя царями (Бытие 28:22)[3]. Обязательной для евреев десятина становится при Моисее (Левит 27:30—33)[4]. Левиты — представители колена Левия, не имели своей земли. В еврейской общине они выполняли обязанности врачей, учителей и священнослужителей. Десятую часть от урожая и приплода полагалось отдавать ливитам, что являлось для них средством существования. Десятая часть от этой десятины отчислялась ливитами в пользу священнослужителей. Десятину в Иерусалимский храм полагалось доставлять самостоятельно. Если был риск утраты скоропортящихся продуктов, то разрешалось десятину натурой заменить на десятину деньгами в эквивалентной сумме. Вторая десятина отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины, и её привозили в Иерусалим в дни паломнических праздников для употребления самим владельцем и его семейством, его гостями, а также нищими и неимущими паломниками. Третья десятина отдавалась в пользу левитов каждый третий и шестой год семилетнего цикла, а урожай седьмого года объявлялся общим достоянием: хозяева должны были обеспечить свободный доступ к нему или выносить собранные плоды за ворота[5]. В течение семилетнего цикла отделялось 16 десятин, что составляло более 22 % от ежегодного дохода населения[6].

Таков обычай, принятый в еврейском народе ещё со времен праотца, в соответствии с которым евреи делят свой доход, оставшийся за вычетом расходов и налогов, на десять частей[7]. И одна из них и сегодня идёт на выполнение обязанности цдоки (буквально: «справедливости») — обязанности каждого еврея поддержать любого бедняка в любой форме, помочь как деньгами, так и одеждой, едой.

Десятина в христианстве

В отличие от иудейской традиции раннее христианство не восприняло десятину в качестве обязательного налога. В Новом Завете упоминания о десятине связаны лишь с иудейской традицией её уплаты, но не с христианской практикой. Христианство сделало упор на добровольный характер финансовой помощи церкви и нуждающимся, не предъявляя количественных требований. Апостол Павел в Послании к коринфянам говорит о том, что Бог любит радостного жертвователя, а не дающего из печали или принуждения. Именно такой подход, основанный на свободе воли человека, стал причиной того, что у древних христиан десятина как обязательный налог не прижилась. Поэтому в раннем христианстве десятина не стала общепринятой обязательной практикой, в отличие от иудейской традиции, поскольку христианство базировалось на принципе добровольности пожертвований[4]. Исторические источники упоминают «каноники» — сборы, уплачиваемые паствой посещающим её епископам, но они не представляли собой десятую часть урожая и не были строго регулярными.

Пипин Короткий (^) - panoramio.jpg
Zehnt Bauern.png

Впер­вые западно-европейская цер­ковь по­тре­бо­ва­ла десятину в 585 году (Маконский собор). Пипин Короткий ввёл десятину в ка­че­ст­ве воз­ме­ще­ния церк­ви при се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных вла­де­ний. Обязательной для все­го на­се­ле­ния Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва десятина становится в 779 году в империи Карла I Великого (Ге­ри­сталь­ский ка­питулярий). Цели и пропорции распределения десятины были четко регламентированы. 2/3 десятины направлялись на строительство и содержание храмов и поддержку нуждающихся, лишь 1/3 десятины шла на содержание собственно духовенства. Неуплата десятины рассматривалась как серьёзное уголовное преступление, каравшееся вплоть до смертной казни. Десятина в европейских странах была постепенно отменена в результате буржуазно-демократических революций. В Англии, хоть и в сильно модифицированном виде, но десятина сохранялась вплоть до XIX века[4].

Церковное законодательство Древней Руси, включая уставы князей Владимира и Ярослава, восходит к византийским источникам. В византийской традиции, в отличие от западной христианской практики, десятина не была установлена в качестве обязательного налога. Соответственно, на Руси десятина как обязательный христианский налог также не вводилась, несмотря на её распространение в Западной Европе. Таким образом, раннее христианство на Руси не восприняло десятину в качестве обязательного налога, в отличие от западной христианской традиции.

Мозаика Святой князь Владимир.jpg

Десятина как источник финансирования деятельности церкви по-разному реализовывалась в Западной Европе и на Руси. В Западной Европе церковная десятина со временем стала обязательным церковным налогом, в то время как на Руси преобладали не регулярные, в том числе единовременные значительные пожертвования в пользу церкви.

«Принципиальное отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньшей, чем на Западе», — В. Цыпин[1].

На Руси десятина в пользу Церкви выплачивалась только государственной властью, начиная со святого равноапостольного Великого князя Владимира — Крестителя Руси[6]. Великий князь Владимир в соответствии со своим церковным уставом выделял десятую часть своих доходов на строительство и содержание первой каменной церкви на Руси — Десятинной церкви в Киеве[8]. Аналогичным образом, опираясь на устав Владимира, финансировалось содержание Новгородского Софийского собора и Софийского собора в Киеве. Имеются сведения о существовании и других «десятинных» церквей и даже монастырей на Руси, основанных на финансировании из княжеской казны.

Альтернативные значения понятия

Помимо понятия церковной десятины в истории ещё есть десятина как административная единица — церковный округ в структуре епархий Русской Церкви до XVIII века. Во главе десятины стоял десятильник. И десятина как мера площади — русская мера площади земельных угодий, известная с XIV века. Размер десятины варьировался — от 2 400 до 10 000 квадратных сажен (примерно от 1,0 до 4,6 гектаров). После перехода в 1918 году к метрической системе мер использование десятины было ограничено, а с 1927 года — запрещено. Таким образом, десятина выступала в качестве церковной подати, административной единицы и традиционной меры земельной площади в дореволюционной России[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ткаченко А. А., Сильвестрова Е. В., Цыпин В. Десятина. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (24 марта 2012). Дата обращения: 26 мая 2024.
  2. Левит, глава 27. Азбука веры. Библия. Дата обращения: 26 мая 2024.
  3. Бытие, глава 28. Азбука веры. Библия. Дата обращения: 26 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Емельянов Д. Н. Церковная десятина: прошлое и современность // Вестник РГАТУ : журнал. — 2013. — № 3 (19). — С. 93—99.
  5. Налоговая история / под общ. ред. А. В. Шкреда. — М.: Интуит.ру, 2020. — С. 64—68. — 703 с. — ISBN 978-5-9556-0197-7.
  6. 6,0 6,1 Кнутов А., Немыченков В. Церковная десятина в историческом контекста. Православие.Ru (24 марта 2020). Дата обращения: 26 мая 2024.
  7. Маасер — Десятина. Как отделять десятину (маасер) и чем это отличается от цдаки?. Иудаизм и евреи. Дата обращения: 26 мая 2024.
  8. Десятина. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 26 мая 2024.
  9. Личман Г. Десятина. Всемирная история (Энциклопедия) (26 ноября 2021). Дата обращения: 26 мая 2024.

Ссылки

  1. Авструб Сергей. Деньги, благотворительность и десятина — еврейский взгляд (19 февраля 2024)
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!