Динамика (музыка)

Материал из «Знание.Вики»

Дина́мика (от греч. δύναμις — возможность, сила) в музыке — различные степени громкости звучания, имеющие выразительное значение[1].

Громкостная динамика занимает среди других элементов музыки весьма своеобразное место. Воздействие динамики наиболее непосредственно. Различие между громким и тихим звуком не только ощущается, но и ясно осознается человеком с младенческого возраста. Это обусловлено тем, что громкостная динамика не специфична для музыки. Несмотря на эту свою относительную несамостоятельность и неспецифичность, громкостная динамика является очень существенной стороной музыки. И это лишний раз показывает, что существенны для природы какого-либо явления не только его специфические свойства, но и те свойства, которые непосредственно сближают и объединяют его с другими явлениями (в данном случае речь идёт об общности свойств музыки и её жизненных прообразов). Действительно, музыкальная динамика — это одно из важнейших орудий в руках музыканта-исполнителя[2].

История

Одним из первоисточников динамики является эхо — резкое, непосредственное противопоставление громкого и тихого звучания. Первые динамические указания появляются в лютневой музыке XVI века[3].

В XVIII веке в музыке появляется динамика forte и piano. Высшее своё развитие этот динамический принцип получил в эпоху барокко с его искусством «хорошо организованного контраста», тяготением к монументальным полифоническим формам вокальной и инструментальной музыки, к ярким эффектам светотени. Для музыки эпохи барокко типичной являлась контрастная динамика и в более тонких её проявлениях динамика регистров. Этому типу динамики отвечал и господствовавший музыкальный инструментарий эпохи, в частности такие инструменты, как орган, клавесин, на которых нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звука[4].

Наряду с forte и piano впервые начал применять знаки crescendo и diminuendo итальянский композитор Доминико Мадзокки, начиная с 1638 года, также эти знаки встречаются у Жанна-Филиппа Рамо с 1730-х годов[3].

Термин «динамика» впервые был введён в музыкальную теорию и практику швейцарским музыкальным педагогом Гансом Георгом Негеле в 1810 году[3].

Обозначения

Постоянная степень громкости

  • Music dynamic fortississimo.svg — forte-fortissimo, крайне громко;
  • Music dynamic fortissimo.svg — fortissimo, очень громко;
  • Music dynamic forte.svg — forte, громко;
  • Music dynamic mezzo forte.svg — mezzo forte, средне-громко;
  • Music dynamic mezzo piano.svg — mezzo piano, средне-тихо;
  • Music dynamic piano.svg — piano, тихо;
  • Music dynamic pianissimo.svg — pianissimo, очень тихо;
  • Music dynamic pianississimo.svg — piano-pianissimo, крайне тихо.

Постепенно меняющаяся громкость

  • Music-crescendo.png или crescendo — усиливая;
  • Music-diminuendo.svg или diminuendo (decrescendo) — стихая;

Иногда обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться указаниями poco (с итал. — немного) и poco a poco (с итал. — мало-помалу). Например, poco a poco crescendo — мало-помалу усиливая.

Резко меняющаяся громкость

Примечания

  1. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 2012. — С. 232. — 254 с. — ISBN 978-5-7140-0962-4.
  2. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. — Москва: Музыка, 1967. — С. 312.
  3. 3,0 3,1 3,2 Бычков Ю. Н. Курс теории и истории музыкального исполнительства. — М.: МГИМ им А. Г. Шнитке. Кафедра теории и истории музыки, 2009.
  4. И. M. Ямпольский. Динамика | Belcanto.ru. Дата обращения: 21 мая 2023.