Дмитриевский собор

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Православный храм
Собор Димитрия Солунского
Дмитриевский собор с юго-восточной стороныДмитриевский собор с юго-восточной стороны
Страна  Россия
Город Владимир,
Большая Московская ул., 60
Конфессия Православие
Епархия -
Тип здания Крестово-купольный храм
Архитектурный стиль Владимиро-суздальский
Основатель Князь Всеволод Большое Гнездо
Дата основания -
Строительство 1194—1197 годы
Дата упразднения 1919 год
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 331411342760006

Состояние Не действует, музей
Сайт

vladmuseum.ru

Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Cathedral of St. Demetrius
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор)
Ссылка № 633-005 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)

Дми́триевский собо́р — православный храм во Владимире, возведённый в 1194 году по указу великого князя Всеволода Большое Гнездо, в канонических традициях крестово-купольного белокаменного зодчества владимиро-суздальской архитектурной школы. Церковь была освящена в честь великомученика Димитрия Солунского[1].

С 1992 года включен в состав объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как белокаменный памятник Владимира и Суздаля. Собор находится в оперативном управлении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. На текущий момент православные службы в храме не ведутся, он открыт как музей[2].

История

Информация о строительстве собора встречается в некрологе его строителя — Всеволода III, она позволяет с достаточной точностью определить даты между 1194 и 1197 годами. По сведениям летописного источника Всеволод создал на своём дворе «церковь прекрасную» святого мученика Димитрия и дивно украсил её иконами и росписью.

В XVXVI веках здания княжеского двора ещё существовали. Димитрий Донской за время своего правления поддерживал состояние собора. В XVI и XVIII веках собор не раз горел и сильно пострадал во время городских пожаров.

План Дмитриевского собора (Владимир)

В XIX веке император Николай I пожелал привести собор в «первобытный вид», но специальная комиссия по исследование древности галерей сделало неверные выводы из-за стилистического отличия галерей. Было решено, что они были пристроены к собору по указу царя Ивана Грозного, во время восстановления города после пожара 1536 года. В 18371839 годах галереи и лестничные башни были разобраны. Рельефы с них были использованы для восстановления фасада собора[3]. Такое вмешательство ослабило конструкцию собора: лопнули паруса и подпружные арки, началось расслоение столбов под хорами и западной стены.

В 1952 году усилиями владимирского архитектора-реставратора Александра Столетова было остановлено разрушение храма[4].

В 1840 — 1847 годах после окончания наружных работ по восстановлению фасадных рельефов, был проведён ремонт внутри здания. Со стен были были сбиты поздние росписи и побелка, в результате чего под хорами обнаружились древние фрески. В ходе ремонта были заново расписаны стены, установлен новый иконостас, добавлена дубовая винтовая лестница на хоры, понижен пол до древнего уровня, Руководил работами 1839 году губернский архитектор Евграф Петров, затем несколько месяцев капитан Станицкий, а с 1840 года архитектор Яков Никифоров. С окончанием работ собор повторно был освящён 24 августа 1847 года[5].

В 1848 — 1850 годы на средства старосты собора купца 1-й гильдии А. Н. Никитина глава церкви была покрыта новой медью с золоченой сеткой, а старые медные листы с огневым золочением остались у купца.

Богослужения в соборе велись только в летнее время, 26 октября, в день памяти святого великомученика Димитрия храм закрывался. До реставрации Николая I, в зимнее время служили в тёплом приделе, но он был разобран вместе с галереями. Но уже в 1883 году в храм провели калориферное отопление, и после этого богослужения совершались круглогодично. В это же время к южному фасаду была пристроена звонница, в которой помещалась печь. Эти работы были проведены по инициативе настоятеля собора протоирея Василия Косаткина по проекту архитектора А. М. Павлинова на средства старосты собора Вакха Муравкина[5].

Архитектура

Экстерьер

Димитриевский собор это небольшой четырёхстолпный одноглавый храм, такие храмы являются типичными храмовыми сооружениями XII века. Они строились, как правило, на феодальных дворах или городскими приходами. Дмитриевский собор был дворцовый храмом великого князя Всеволода Большое Гнездо, построенный им во время усиления власти Владимирского княжества.

Условно здание можно разделить на на три яруса: нижний, самый высокий, который почти лишен убранства, средний, над колончатым поясом, именно на нём сосредоточена вся декоративная отделка, на этом уровне пилястры, делят фасады на три широкие, гармоничные доли и верхняя часть стен с узкими, высокими окнами, богато профилированными амбразурами прорезают, которые занимают верхнюю половину фасадов над аркатурно-колончатым поясом и украшают барабан главы[3].

Дмитриевский собор знаменит своими рельефами, которые расположены ровными горизонтальными полосами. Колонки пояса уходят вниз, подобно тяжёлым плетёным шнурам с массивными подвесками фигурных консолей. Резной убор собора практически одинаковый на трёх фасадах, на восточной стене орнамента меньше — пояс колонок протянут по верху расчленённых тонкими полуколонками апсид, а вместо фигур святых в него вставлены плоские орнаментальные рельефы. Профилировка порталов и их резьба на каждом фасаде выполнены из учёта освещения: богато освещённый южный портал украшен главным образом плоской плетенкой; профиль портала северной, теневой стороны имеет сильный и контрастный рельеф, он покрыт сочной глубокой резьбой и рассчитанной на скользящие слабые лучи заходящего солнца[3].

Сюжеты рельефов разнообразны: между колонками аркатурного пояса — фигуры святых, в поясе западного прясла северного фасада — фигуры Бориса и Глеба, в центральном тимпане каждого из трёх фасадов — изображение царя Давида, псалмопевца. Положение и величина фигуры Давида говорят о её ключевом значении в декоративной системе фасада. Вокруг неё и ниже расположены отдельные рельефы, по существу, не связанные с фигурой Давида. В восточной закомаре южного фасада — Вознесение Александра Македонского[6]. Сцена «Вознесения Александра Македонского» из популярной средневековой повести «Александрии». Александр сидит в корзине, к которой привязаны крылатые чудища-грифоны; он держит в поднятых руках маленьких львят — приманку, к которой тянутся грифоны и влекут царя кверху. Над головой Александра две птицы в очень живо переданном резчиком движении полета и удивления. Эта фантастическая тема понималась в древности как символ прославления царской власти[3].

Из 566 резных камней трёх фасадов только 46 изображений христианского характера. Остальные представляют собой фантастических и сказочных образов: основную массу рельефов составляют изображения растений, птиц и зверей. Есть несколько сцен борьбы зверей и грифонов, охоты. Поэтому смысл резного убора храма не может быть полностью разъяснен, исходя из церковных песнопений и текстов.

Обмер собора и его деталей, проведённый архитектором Валентиной Казариновой обнаружил большое искусства его строителей. Масштабы и формы основных элементов здания спроектированы с учётом реальной нагрузки на зоны их применения. Пропорции и вынос полуколонн и их баз нарастают сверху вниз: вверху — на барабане — они более стройные и практически не выступают из плоскости стены, а полуколонки порталов в нижней, наиболее нагруженной части стены, массивнее и выступают гораздо больше. Взаимосвязь конструктивной логики здания и его убранства сказывается и в выборе формы арки: в порталах они имеют слегка вспарушенный характер, упругую и спокойную форму; декоративные арочки пояса, лежащие на границе передачи давления верхней зоны стены к нижней, получили напряжённую подковообразную дугу; закомары фасадов имеют эллипсоидное начертание с большой вертикальной осью, так как нормальная кривая, при ракурсе на данной высоте, казалась бы приплюснутой[3].

Интерьер

Из-за светлых цветов интерьера небольшой храм производит впечатление обширного и просторного. Широкий и мерный ритм арок создаёт торжественное спокойствие воздушного и светового пространства. В уровне хор пересекаются брусья деревянных связей, которые ранее, вероятно, были украшены резьбой, также как и рельефам фасадов. В пятах арок, несущих мощный барабан главы и своды хор, помещены парные фигуры лежащих львов; но здесь они исполнены в более плоскостной орнаментальной манере. В кладке северной стены под сводом среднего нефа находится, видимо забракованный резчиками, камень с тонко исполненной плетенкой: возможно, он предназначался для парапетов хор или для убора белокаменной алтарной преграды.

В 1918 году в ходе первой научной реставрации фресок была раскрыта сохранившаяся роспись XII века. Композиция была посвящена библейской теме «Страшного суда». На среднем своде хор представлена главная сцена суда — двенадцать апостолов, сидящих на престолах, и сонм ангельского воинства за ними. На угловом, юго-западном своде, изображен итог суда — шествие в рай праведных, ведомых апостолом Петром и сам рай с богоматерью на троне и пророками Авраамом, Исааком и Иаковом[7].

Стиль росписи обнаруживает работу византийского мастера и талантливых русских соавторов, которые переняли стиль письма, хотя и через призму своего видения. Композиции на южном своде предположительно принадлежит труду русских художников, ими была выполнена композиция «Шествие праведных в рай». Русские мастера предпочитали изображать в своих композициях фигуры не столь крупными, но старались их сделать красочнее, усилить в рисунке композиций декоративное начало. Одежды ангелов и святых украшены затейливыми узорами, яркими пятнышками рубинов, прядями жемчуга, вычерчивали прихотливую вязь ветвей «райского сада». Лики апостолов исполнены наделены индивидуальными, как бы чертами, придающими каждому из них большую жизненность[8].

Культурная значимость, музей

В 1919 года, из-за политики проводимой большевиками по секуляризации владений церквей Дмитриевский собор переведён в ведение губернской Коллегии по охране памятников старины. Это было предпринято, как временная мера, до образования новой общины верующих, но община так и не образовалась и собор остался в ведении государства и использовался Владимирским музеем как фондохранилище. В 1945 году собор перешёл в ведение областного отдела по делам архитектуры, а после окончания реставрационных работ вновь передан музею. В 1955 году в соборе открылась выставка, посвященная владимиро-суздальскому белокаменному зодчеству, действовавшая до начала 1970-х годов[5].

В 1992 году Дмитриевский собор внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО[1].

В 2005 году, после окончания реставрационных работ, была открыта новая выставка: «Дмитриевский собор XII века — уникальный памятник древнерусского зодчества». Главным элементом экспозиции стал сам собор. В нём помещены копии двух икон великомученика Димитрия: «доски гробной» и иконы, написанной при князе Всеволоде III для города Дмитрова. В объёмной витрине представлены фрагменты древнего креста и голубка с него, грамота 1515 года и несколько археологических находок домонгольского времени. В день памяти Димитрия в соборе совершается молебен[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Дмитриевский собор. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Дата обращения: 23 августа 2023.
  2. Дмитриевский собор — уникальный памятник древнерусского зодчества. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Дата обращения: 23 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.,: Искусство, 1967.
  4. Столетов Александр Васильевич. Владимирское краеведение. Дата обращения: 25 августа 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Димитрия Солунского великомученика собор. Православнуя энциклопедия. Дата обращения: 24 августа 2023.
  6. Дмитриевский собор (Архи.ру). Дата обращения: 25 августа 2023.
  7. Страшный Суд. Христианство в искусстве. Дата обращения: 25 августа 2023.
  8. Фрески в Дмитриевском соборе (13 июля 2016). Дата обращения: 25 августа 2023.

Литература

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 633-005
рус.англ.фр.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!