Дубровский (роман)

Материал из «Знание.Вики»
Дубровский
Дубровский
Издание
Обложка издания 1919 года
Жанр роман
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала русский
Дата написания 1833
Дата первой публикации 1841

«Дубро́вский» — роман А. С. Пушкина. Необработанное для печати (и неоконченное) произведение, повествующее о любви Владимира Дубровского к Марии Троекуровой — потомков двух конфликтующих помещичьих семейств.

В советском литературоведение произведение преподносилось как история дворянина, возглавившего взбунтовавшихся крестьян[1].

История создания

Исследователи отмечают, что прототипом Дубровского может является герой рассказа приятеля А. С. Пушкина П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других»[2].

Автор изменил фамилию главного героя на «Дубровский» (данную фамилию носили в XVIII веке владельцы соседнего с пушкинским имением села Апраксино), а название деревни Кистенёвка позаимствовано у соседнего с Апраксиным села Кистенево.

Пушкин не закончил роман. Это произведение выросло «из одного подлинного документа -дела об отобрании имения крупным помещиком у мелкого. По-видимому, подлинность этого документа, полностью включённого в роман, и была главным стимулом к романтическому замыслу»[3]

Первоначальный сюжетный замысел: Островский (так звали героя в первых набросках) бежит с героиней и женится на ней.

В 1833 г. работа романом была прекращена, белового автографа и окончательного названия рукопись не имела[4]. Текст романа для академического собрания сочинений Пушкина подготовлен Б. В. Томашевским и К. И. Халабаевым в 1923 г. Корпус черновых материалов, включающий варианты автографа, наброски отдельных глав и планы огромен.

Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года. Сходный сюжет (два соседа-помещика дружат, однако затем из-за незначительного повода ругаются, и один сживает со света другого) был независимо использован М. Ю. Лермонтовым в своём юношеском неоконченном романе «Вадим», создававшемся в те же годы.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Сюжет романа

Кирила Петрович Троекуров — богатый и своенравный помещик, отставной генерал-аншеф представлен человеком необразованным, своевольным, порывистым и ограниченным[5]. С особенностями его поведения смиряются и потакают соседи, губернские чиновники. Кирила Петрович дружит со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же поручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским.

Линогравюра сцены с медведем

Действие произведения разворачивается в трех имениях[6]:Покровское, принадлежащее Троекурову, Кистенёвка Дубровских, Арбатово князя Верейского.

Троекуров славится своим жестоким нравом, он подвергает гостей усадьбы жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.

Дубровский старший и Троекуров непримиримо ссорятся. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Ввиду этого обстоятельства младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником, держащим в страхе помещиков. Но он не грабит имения Троекурова. Подкупом Дубровский младший устраняет проезжего учителя-француза Дефоржа, который должен был служить гувернером у Троекуровых. Под видом француза Дубровский проникает в дом Троекуровых. Троекуров проделывает с ним шутку с медведем, которого Дубровский убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Семнадцатилетнюю Машу выдают замуж за пятидесятилетнего князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши (записку в дупле дуба), он спешит спасти её. Дубровский опаздывает и венчание состоялось. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооружённые люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Жених Маши, ранив Дубровского, попадает в руки разбойников, но Дубровский просит их не трогать жениха. Разбойники с Дубровским возвращаются в лес, где происходит сражение с прочёсывающими местность солдатами, победное для разбойников. После этого правительство посылает роту солдат на поимку Дубровского, но он распускает своих сообщников и скрывается за границей от правосудия.

Особенности

В произведении переплелись две линии: социальная и любовная[7].

В советском литературоведении утвердилась мысль, что любовная интрига здесь вторична и, в отличие от социальной, искусственна, традиционна. Так, например, Е. А. Маймин отмечает:

«Повесть удалась в своей исторической сфере: в том, что относилось к историческим типам, к историкожанровым зарисовкам. Лирическая сторона повести, молодые герои и связанное с ними фабульное развитие удались меньше»[8]

В любовной интриге выделяются две линии: с одной стороны, Марья Кириловна и Дубровский, с другой — Марья Кириловна и Верейский. И в обоих случаях по-разному, диаметрально противоположно выстраивается процесс общения.

Установлена связь повести с западноевропейской традицией (произведениями В. Скотта, Ж. Санд), а также и с русской — романом Р. М. Зотова «Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона»[9]

Временами Пушкин избегает повествования строго по непрерывной шкале времени. На тождество воспитателя Дефоргеса с главарем разбойников Владимиром Дубровским намекают несколько раз.

Возможное продолжение

Клыков Н. П., Шкатулка «Дубровский». 1940 г. Мстера, Владимирская область. Государственный Русский музей.

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа[10].

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином[11]. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера[12].

Критика

Б. В. Томашевский объясняет «мелодраматический характер героя и механичность романтической интриги» зависимостью «Дубровского» от поэтики традиционного «разбойничьего» романа[13] . Однако если проследить, как в «Дубровском» осуществляется любовное общение, то это позволит прояснить сюжетную логику произведения и отвести «упрёки» исследователей по поводу неудачно выстроенной любовной интриги.

Иллюстрации

Иллюстрации Бориса Кустодиева. Сцена обеда у Троекурова.

Самые известные иллюстрации к роману выполнены Борисом Михайловичем Кустодиевым для первого советского издательства — Литературно-издательский отдел Наркомпроса в 1919 году. Кустодиев выполнил десять небольших черно-белых иллюстраций пером.

Также известны и узнаваемы иллюстрации Д.Шмаринова.

Экранизации

1936. Дубровский. По мотивам одноимённого произведения А. С. Пушкина. Роман Пушкина. Студия «Ленфильм»
  • «Дубровский, атаман разбойников» / нем. Dubrowsky, der Räuber Ataman (Германия) (1921), режиссёр Пётр Чардынин.
  • «Орёл» (англ. The Eagle) — голливудский немой фильм с сильно изменённым сюжетом (1925); в главной роли — Рудольф Валентино.
  • «Дубровский» — фильм советского режиссёра Александра Ивановского (1936).
  • «Чёрный орёл» — фильм итальянского режиссёра Риккардо Фреда (1946). В главной роли — Россано Брацци.
  • «Мститель» — фильм итальянского режиссёра Уильяма Дитерле (1959). В главной роли — Джон Форсайт.
  • Театр для юношества: Дубровский / фр. Le Théâtre de la jeunesse: Doubrovsky (ТВ) (Франция) (1961). Режиссёр Ален Боде.
  • Что хорошего в жизни / исп. Pa' qué me sirve la vida (Мексика) (1961). Режиссёр Хайме Сальвадор (мюзикл по роману «Дубровский»).
  • «Благородный разбойник Владимир Дубровский» — фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский» (1989). В роли Владимира Дубровского — Михаил Ефремов.
  • «Дубровский» — полнометражный фильм и 5-серийная телевизионная версия. Действие романа перенесено в современную Россию. Режиссёр Александр Вартанов (2014). В роли Владимира Дубровского — Данила Козловский.

Постановки

  • 1895 — «Дубровский» — опера Э. Ф. Направника в Мариинском театре, под управлением автора.
  • 1961 — «Дубровский» — фильм-опера Виталия Головина по одноимённой опере Э. Ф. Направника.
  • 1997 — «Дубровский» — спектакль режиссёра Романа Мархолиа в яркотеатральной форме. Театр имени Пушкина, Москва.
  • 2016 — «Черный русский» — иммерсивный спектакль, режиссёр Максим Диденко, театральная компания Ecstatic, Москва.
  • 2022 — «Дубровский» — музыкальный спектакль-ревю по мотивам повести А. Пушкина Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение»

Радиопостановка

  • 1986 — Дубровский — Режиссёр: Иоахим Стариц (детская радиопостановка — Радио ГДР)

Литература

Глухов В. Н. К истории создания романа «Дубровский» // Болдинские чтения. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. С. 15-24.

Примечания

  1. Юхнова Ирина Сергеевна. Роман А. С. Пушкина «Дубровский»: любовная интрига в свете проблемы общения // Вестник ННГУ.. — 2011. — № 3—1. — С. 321.
  2. Нащокин П. В., Нащокина В. А. Рассказы о Пушкине, записанные П. И. Бартеневым / Пушкин в воспоминаниях современников.. — СПб.: Академический проект, 1998. — Т. 2. С. 223—234. с.
  3. Томашевский Б.В. Пушкин и народность. — М.: Книга, 1990. — С. 117.
  4. Кислина Мария Сергеевна. «Старинный русский барин» Троекуров и «Старинный дворянин» андрей Дубровский в вариантах автографа романа Пушкина «Дубровский» // Известия Саратовского университета. — 2014. — Т. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика., № 1.
  5. Мартьянова С. А. Трапеза в системе образов романа А. С. Пушкина «Дубровский» // Вестник ННГУ.. — 2014. — Февраль.
  6. Кислина Мария Сергеевна. Усадебный быт в романе А. С. Пушкина «Дубровский» // Пушкинские чтения.. — 2014. — № XIX. — С. 85.
  7. Юхнова Ирина Сергеевна. Роман А. С. Пушкина «Дубровский»: любовная интрига в свете проблемы общения // Вестник ННГУ.. — 2011. — Т. 3—1.
  8. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество.. — М.: Наука, 1984. — С. 188. — 208 с.
  9. Глухов В.Н. К истории создания романа «Дубровский» // Болдинские чтения. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ. — 1998. — С. 15—24..
  10. Зильберштейн И.С. Из бумаг Пушкина (новые материалы).. — М.: Огонек, 1926. — С. 47.
  11. Петрунина Н. Н. Пушкин на пути к роману в прозе: "Дубровский" / Пушкин: Исследования и материалы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,, 1979. — С. Т. 9. — С. 141—167..
  12. Зильберштейн И.С. Из бумаг Пушкина (новые материалы). — М.: Огонек, 1926. — С. 51.
  13. Томашевский Б.В. Пушкин и народность / Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет.. — М.: Книга, 1990. — С. 116.