Ермолова, Мария Николаевна

Материал из «Знание.Вики»
Мария Николаевна Ермолова
Россия. Артистка Ермолова М.Н. (цв.цинкография) конецXIX-нач.XXвв. ГИМ e1t3.jpg
Дата рождения 3 (15) июля 1853(1853-07-15)
Место рождения Москва,
Российская империя
Дата смерти 12 марта 1928(1928-03-12) (74 года)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия актриса
Театр Малый театр
Награды
Народный артист РСФСР
Заслуженная артистка Императорских театров
Герой Труда

Мария Николаевна Ермолова (3 [15] июля 1853 — 12 марта 1928) — русская драматическая актриса Малого театра.

Заслуженная артистка Императорских театров (1902), первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924).

«Мария Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности» — писал об актрисе Константин Станиславский.[1]

Биография

Родилась 3 июля (15 июля по новому стилю) в Москве в семье суфлёра Малого театра Николая Алексеевича Ермолова; её дед — Алексей Семёнович Ермолов был в своё время крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Отец Марии хорошо риовал и сочинял стихи. Даже написал пятиактную феерию из рыцарскойй жизни и несколько водевилей.

В 1862 году девочку отдали в балетный класс Московского театрального училища. Особых способностей к балету она не обнаружила, но участвовала в массовых сценах балетов и драматических спектаклей, став свидетельницей творчества крупных мастеров русской сцены. Часто из суфлёрской будки отца она наблюдала за спектаклями. В 1866 году отец Ермоловой, знавший об увлечении дочери сценой, разрешил ей сыграть на своём бенефисе роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Дмитрия Ленского. Это была её первая сценическая роль.

В 1870 году Надежда Медведева по случаю решила дать Ермоловой главную роль в своем бенефисе, так как заболела основная актриса Гликерия Федотова. В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого состоялась 30 января 1870 года, Мария Ермолова проявила свой скрытый сильный сценический потениал. Надежда Медведева об этом сообщала:[1]

«Мурашки забегали у меня по спине. Я вся вздрогнула. Тут было что-то особенное, сразу сказался громадный сценический темперамент. Многое было очень плохо. Но здесь было главное — талант, сила. И я сразу поняла, что судьба направила меня в верную сторону и столкнула с настоящей актрисой».

В 1871 году Ермолова окончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы карьеры ей не поручали серьёзных ролей — Ермоловой приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. В период 1870—1880 годов она познакомилась со многими деятелями культуры и литературы, а также с Николаем Петровичем Шубинским, своим будущим мужем, который учился на юриста, собираясь посвятить праву свою деятельность. В это время Ермолова начала играть настоящие роли; так в 1873 году она исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Спустя три года на своём бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Николай Стороженко писал об этом так:[2]

«Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии… В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».

С этого успеха началась череда неизменных удач Ермоловой на протяжении многих последующих лет. В 1910-е годы актриса стала играть более возрастные роли. В 1920 году она получила звание народной артистки, а в Малом театре торжественно отпраздновали творческий юбилей Ермоловой — 50 лет на сцене. В декабре 1921 года Мария Ермолова сыграла свой последний спектакль «Холопы». В этом же году в эмиграции умер её муж Николай Петрович Шубинский. В 1923 году актриса окончательно покинула сцену. Врачи обнаружили у неё проблемы с лёгкими. Угасавшую актрису навещал доктор Константин Павлинов, в которого Ермолова влюбилась, будучи ещё замужней.[3]

Одновременно с работой в театре Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В её репертуаре была гражданская лирика А. С. Пушкина, Ю. М. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. П. Огарева, И. С. Никитина, Я. П. Полонского.[2]

Умерла великая русская актриса 12 марта 1928 года. Прощание с ней проходило в Щепкинском фойе Малого театра Москвы — с актрисой прощалась вся театральная Москва. Отпевание прошло при большом стечении народа в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. Согласно завещанию, Мария Ермолова была похоронена в подмосковном селе Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с родителями и сёстрами.[4] В конце 1930-х кладбище во Владыкине снесли, а её прах в 1971 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище в могиле Татьяны Щепкиной-Куперник, куда в 195 году также была подхоронена Маргарита Зеленина — дочка Марии Ермоловой.

Маргарита Зеленина оставила мемуарные свидетельства о матери и об отце, записи со спектаклей, характеристики быта семьи.

Память

Почтовая марка СССР, 1957 год
  • С 1935 года имя актрисы носит Московский драматический театр.
  • В её честь была выпущена почтовая марка СССР и почтовый конверт России.
  • В 1985 году в честь актрисы был назван кратер на Венере, а в 1993 году — астероид (3657) Ермолова, открытый в 1978 году советским астрономом Л. В. Журавлёвой.

Примечания

Источники

  • 100 великих женщин. Автор-составитель И. И. Семашко. — М.: Вече, 2001. — 77 с. ISBN 5-7838-042-8.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!