Иващенко, Иван Тимофеевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Иван Тимофеевич Иващенко
Дата рождения 16 октября 1905(1905-10-16)
Место рождения станица Усть-Лабинская, ныне Краснодарский край
Дата смерти 17 марта 1950(1950-03-17) (44 года)
Место смерти Москва
Принадлежность  СССР
Годы службы 19271950
Звание Подполковник ВВС СССР
Сражения/войны Советско-финская война,
Великая Отечественная война
Награды и премии
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны II степени Орден Красной Звезды

Ива́н Тимофе́евич Ива́щенко (19051950) — советский лётчик-испытатель, подполковник Советской Армии, Герой Советского Союза (1948).

Биография

Иван Тимофеевич Иващенко родился 3 (по новому стилю — 16) октября 1905 года в станице Усть-Лабинской (ныне — город Усть-Лабинск в Краснодарском крае). С раннего возраста трудился чернорабочим, затем подмастерьем на обувной фабрике, батрачил на кубанских хуторах в Усть-Лабинском районе Краснодарского края. С 1925 года проживал в городе Майкопе. В ноябре 1927 года Иващенко был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Начинал службу рядовым красноармейцем в кавалерийских частях. В ноябре 1930 года был демобилизован, после чего поступил на сельскохозяйственный рабфак в Краснодаре. По окончании второго курса в мае 1932 год а Иващенко вновь был призван в армию и направлен на учёбу в Луганскую военную авиационную школу лётчиков. В 1933 году окончил её, годом позже окончил курсы командиров звеньев при Качинской военной авиационной школе лётчиков. Служил командиром звена, заместителем командира, командиром эскадрильи в различных авиационных частях Забайкальского и Ленинградского военного округа[1].

Участвовал в советско-финской войне, будучи командиром эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка. Летал на самолёте «И-16», совершил несколько боевых вылетов, за что был награждён первым своим орденом — Красного Знамени. По завершении боёв командовал эскадрильей истребительного авиационного полка Московского военного округа.

В 1940 года — на лётно-испытательной работе, был лётчиком-испытателем на авиационном заводе № 24 в Москве. Перед войной занимался испытанием авиационных двигателей. С июля 1941 года — на фронте Великой Отечественной войны, был лётчиком во 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье. Совершал ночные вылеты на истребителе «МиГ-3» с Центрального аэродрома Москвы. В сентябре 1941 года вновь направлен на лётно-испытательную работу, на сей раз на авиационный завод № 1. Вскоре это предприятие было эвакуировано в город Куйбышев. Занимался испытаниями штурмовиков «Ил-2». В 1943 году переведён на авиационный завод № 301 в городе Химки Московской области, участвовал в испытаниях истребителей «Як-9».

Могила Иващенко на Новодевичьем кладбище Москвы. На памятнике указаны неверное звание и дата смерти.

После окончания войны продолжил службу в качестве лётчика-испытателя в ОКБ А. И Микояна. Был испытателем истребителей «И-250», «МиГ-9М», «МиГ-15П», «И-225», «И-250», «МиГ-9», «МиГ-15», «МиГ-17», а также их различные модификации. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года майор Иван Тимофеевич Иващенко был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

14 января 1950 года Иващенко совершил первый вылет на экспериментальном истребителе «СИ-1» («МиГ-17»). Испытание завершилось успешно — самолёта на 40 километров в час превысил рекорд последних модификаций «МиГ-15». 1 февраля 1950 года в ходе очередного полёта Иващенко на высоте 2200 километров в час разогнал боевую машину до скорости звука и превысил её. Позднее эта же модель продемонстрировала такую же скорость и на большей высоте. Трагически погиб 17 марта 1950 года в авиационной катастрофе во время испытательного полёта на реактивном истребителе «МиГ-17». В тот день он набрал 11000 километров высоты и, проведя испытательную программу и не обнаружив каких-либо отклонений в поведении самолёта, снизился до 5000 километров. В это время боевая машина свалилась в крутое пике и на полной скорости врезалась в землю. Причиной гибели пилота, как показали экспертизы, стал так называемый «волновой эффект», разрушивший вибрацией хвостовое оперение самолёта[2]. Гибель пилота заставила конструкторов обратить внимание на эту проблему, и уже в следующем году машина была запущена в серийное производство, став одной из самых удачных моделей подобного класса во всём мире. Всего было произведено более 11 тысяч экземпляров этого самолёта, которому суждено было принять участие в ряде крупных военных конфликтов, в том числе в Корейской и Вьетнамской война, где он показал себя достойным противником американских самолётов.

Похоронен на 4-м участке Новодевичьего кладбища Москвы.

Награды

Литература

  • Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т. 1. — М.: Воениздат, 1987.
  • Балаков И. Б., Симонов А. А. Испытатели «МиГов». — Жуковский, 1999.
  • Воробьёв В. П., Ефимов Н. В. Герои Советского Союза: справочник. — СПб., 2010.
  • Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного административного округа города Москвы. — М., 2003.
  • Московский некрополь Героев. Т. 1. — М., 2011.

Примечания

  1. Hero of the Soviet Union medal.png Иващенко, Иван Тимофеевич. Сайт «Герои страны».
  2. Иващенко Иван Тимофеевич. // Интернет-проект «Испытатели».
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!