Игра

Материал из «Знание.Вики»
Paul Cézanne, 1892-95, Les joueurs de carte (The Card Players), 60 x 73 cm, oil on canvas, Courtauld Institute of Art, London.jpg

Игрá — это вид деятельности человека, связанная с моделированием различных жизненных ситуаций. У игры нет какой-либо определённой цели, как например у труда, а сам процесс является развлечением или отдыхом. Игры могут использоваться в преподавании. «Игра» может носить в себе название предметов, которые связаны с игровой деятельностью человека[1][2].

Понятия

Иигра — это многогранное понятие. Каждый исследователь вкладывает в понятие «игра» свой смысл, но, так или иначе, все определения схожи между собой. Игра в истории рассматривалась как важнейший феномен человеческого бытия. В индийской религиозной мысли распространено представление о мире как о божественной игре (санскр. — лила). Гераклит уподобляет эон «играющему ребёнку». Платон, называя человека «какой-то выдуманной игрушкой бога», смысл его жизни видел в том, чтобы жить, играя в «прекраснейшие игры», к которым относятся жертвоприношения, песни, пляски и битвы с врагами («Законы» 803 cd). Эстетический аспект игры оказался в центре внимания немецкой классической философии и йенского романтизма. Так, согласно И. Канту, «свободная игра познавательных способностей» (воображения и рассудка) лежит в основе эстетического удовольствия, постулируемого в суждении вкуса[1].

Игра является уникальным феноменом культуры, характерным для всех слоев общества и всех возрастов человека[3]. Игра присуща животным.

Большая советская энциклопедия

В данном источнике[4] понятие игры раскрывается так: игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит обычно не в её результате, а в самом процессе и развитии качеств и способностей самих играющих.

Из этого можно сделать вывод о том, что игра, как деятельность, является осмысленной и непродуктивной, а значит действительно у игры нет определённого материального результата.

Педагогический энциклопедический словарь

В этом словаре игра представлена как один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результате, а в самом процессе. Игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.

Следовательно, предназначение игры в том, чтобы отвлечься от стресса и снять напряжение, то есть, получить удовольствие в её процессе и отдохнуть[5].

Культурология

Понятие игры в культурологии[6] такое: форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний.

В связи с этим понятием можно сделать вывод о том, что игра может разделиться на несколько категорий: соревновательные игры, ситуационные игры, ролевые игры и тд.

Игра в широком смысле — это вид осознанной и непродуктивной деятельности человека, в процессе которой человек получает определённые навыки и умения, а направленностью этой деятельности является отдых и развлечение.

История игры

О происхождении такого феномена, как игра ведутся споры, однако, во всех теориях есть нечто общее. Издавна люди играли. Дети придумывали сюжеты об охоте, повторяя за своими родителями, перенимая их опыт. К играм «в охоту» после начали добавляться и другие бытовые ситуации, которые обучали детей. Позднее, любая деятельность человека начала нести за собой более ритуальный характер. Так появились обряды, которые тоже переросли в ныне известные нам игры.

Впоследствии «игры» стали более состязательными. Люди начали искать не только новый способ развлечения, но и способ показать себя. Так, в Древнейшее время появились Олимпийские игры. Со временем игры все больше эволюционировали и приобретали более знакомые для нас значения.

Игры у животных

Игры есть не только у людей. Высшие животные имеют чётко выраженный ювенальный период, в течение которого проявляют игровое поведение. Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются (и совершенствуются) элементы поведенческого репертуара взрослых животных — отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздо-строительного поведения. К примеру, у лисят игра включает затаивание и прыжки — эти движения используются при охоте на мелких грызунов.

Игра животных - это активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим — особенно хищникам и обезьянам. Она направлена на моделирование биологической формы взаимодействия с внешним миром. Комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно у молодых животных), не имеющих утилитарного значения: действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение, не приводящее к биологически значимым результатам. Как правило, игра возникает как сенсорно-двигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, и направлена на предметы, кои в ходе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит усвоение эталонов сенсорных, совершенствование движений, координация элементов видоспецифического поведения. По мнению большинства исследователей, игры животных служат подготовкой к предстоящей взрослой жизни, способствуют накоплению соответственного индивидуального опыта путем упражнений в сферах сенсорной и моторной[7].

Игры у людей

Игра — основной способ взаимодействия ребёнка с миром, его путь к освоению и познанию окружающей реальности, в игре развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества детей, формируется их личность. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых, что способствует развитию мышления и воображения ребёнка.

Элементы игры пронизывают и современную взрослую жизнь, проявляясь, например, в экономике («биржевые игры»), в обучении («деловые игры»), в дипломатии и политике («политические игры»), социальной работе (психологические тренинги). Широчайшее распространение получили спортивные игры и состязания (Олимпийские игры, мировые чемпионаты и т. п.). Компьютерные игры широко используются взрослыми как способ отдыха и развлечения, тренажёры, средство обучения, инструмент психодиагностики и реабилитации[1].

Игровые методы обучения

Ещё под термином «игра» может скрываться и метод обучения. Игровые методы обучения — это методы, которые воссоздают ситуации в игровой форме для усвоения норм и правил поведения, формирования социального опыта и совершенствования навыков управления поведением. Такие методы интересны детям и способствуют созданию комфортной атмосферы для обучения. Игровые методы разнообразны и зависят от вида игры, используемой педагогом. Они имеют две основные педагогические функции: совершенствование и закрепление знаний, а также успешное усвоение новых знаний и умений.

В игровые методы обучения входят различные виды игр: ролевые, имитационные, дидактические, деловые. Дидактические игры направлены на закрепление и повторение пройденного материала, развитие внимания, памяти и мышления учащихся. Ролевые игры позволяют ученикам примерить на себя различные роли и ситуации, способствуя развитию коммуникативных навыков и эмпатии. Деловые игры имитируют реальные ситуации из профессиональной или учебной деятельности, помогая учащимся развивать навыки принятия решений и работы в команде. Имитационные игры основаны на моделировании реальных процессов и объектов, позволяя учащимся изучать их свойства и принципы работы[8].

При использовании игровых методов обучения важно опираться на психовозрастные особенности учащихся, потому что, так или иначе, это связано с усвоением материала. Учитель не только обязан включать в активный игровой процесс всех присутствующих на уроке детей, но и объективно оценивать результаты, полученные в ходе этих игр. Нельзя искоренять дух «здравого соперничества», ровно так же, как и нельзя делать победителями всех. Дети должны понимать, что тот, кто играет по правилам — выигрывает.

Игровые методы обучения могут быть использованы на различных этапах образовательного процесса: от начального до среднего и высшего образования. Они особенно эффективны при изучении предметов гуманитарного цикла, таких как история, литература, обществознание, но также могут применяться и в естественнонаучных дисциплинах. Применение игровых методов обучения позволяет сделать процесс обучения интересным, увлекательным и запоминающимся для учащихся. Игры помогают снять напряжение и стресс, возникающие при изучении сложных тем или выполнении трудных заданий, а также способствуют развитию творческих способностей и критического мышления.

Виды игр

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Игра. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2024.
  2. Петров Игорь Федорович. О человеческой деятельности // Символ науки. — 2016. — № 3—4. — С. 109—110..
  3. Яковлева Е.Л. Игра уникальный феномен культуры Вестник Оренбургского государственного университета, no. 7 (113), 2010, pp. 150-155. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2010. — № 7(113). — С. 150-155.
  4. Теория игр. Большая советская энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2024.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд.. — Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. — 527 с. — ISBN 978-5-85270-230-2.
  6. Игра. Большой толковый словарь по культурологии. Дата обращения: 30 мая 2024.
  7. Игры животных. Первое сентября. Дата обращения: 30 мая 2024.
  8. Дубровская Е.А, Франц С.В. Игра как социокультурный феномен // Дискуссия. — 2014. — № 7 (48). — С. 14-24.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Ссылки

История игр за 17 минут (Арзамас)