Иллюстрация

Материал из «Знание.Вики»
Иллюстрация Гарри Фернисса, «Призрак прошедшего Рождества»(1910)

Иллюстра́ция(от лат. illustratio — ос­ве­ще­ние, на­глядность) — это изображение (рисунок, фотография), которое сопровождает текст и создаёт смысловой акцент в произведении[1].

Является одним из способов визуальной коммуникации, благодаря которому читатель видит изображения героев повествования, демонстрацию тех или иных объектов, описываемых в книге. Таким образом проще представить и понять, о чём идет речь и почувствовать эмоциональную атмосферу художественного произведения.

В книгах для детей используют большое количество иллюстраций чтобы помочь лучше понять написанное или изобразить то, что тяжело описать с помощью текста. В художественных произведениях читатель видит наглядные примеры, поэтому ему проще представить и понять, о чём идет речь.

Виды иллюстраций

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные(карты, планы, схемы) и художественно-образные(истолкование литературного произведения средствами книжной графики).

  • Научно-познавательные иллюстрации[2] — это изображения, научно отражающие мир, объективирующие позицию автора, стремящиеся к адекватности отображения, воздействующие на разум через логику; их цель — помочь читателю научно познать мир.
  • В художественно-образных иллюстрациях, которые могут быть созданы как автором, так и художником-иллюстратором, мир отображается через изобразительный художественный образ, который помогает читателю его осваивать, воздействуя главным образом на чувства.

История

Иллюстрация Джона Дэвида Бэттена, «Английские сказки»(1890).

Самые ранние иллюстрации сохранились на папирусных свитках Древнего Египта, тексты дополнялись рисунками-иллюстрациями, до XXI века дошли античные образцы, обнаруженные в рукописях «Илиады» и «Энеиды», изо­бра­же­ния выносили в пус­тые про­стран­ст­ва ме­ж­ду строками или на по­ля.

миниатюра Хлудовская Псалтирь

В средневековых рукописных книгах иллюстрация выполнялась в технике миниатюрной живописи. В про­цес­се раз­ви­тия ру­ко­пис­ной кни­ги ми­ниа­тю­ра ста­ла изы­скан­ным по тех­ни­ке са­мо­сто­ятельным ви­дом искусства, ока­зав­шим значительное влияние на ста­нов­ле­ние ран­них форм стан­ко­вой жи­во­пи­си. История иллюстрации тесно связана с историей книги. Нового расцвета книжная иллюстрация достигает в середине XV века с изобретением Иоганном Гутенбергом книгопечатания, а основным методом становится гравюра.

Особую группу об­ра­зу­ют блоч­ные кни­ги (2-я половина XV века, пре­имущественно в Гер­ма­нии), где текст и иллюстрация к не­му вы­ре­за­лись на од­ной дос­ке; иногда текст к та­кой «кни­ге-кар­тин­ке» впи­сы­вал­ся от ру­ки. Ча­ще гра­ви­ро­ван­ные на де­ре­ве иллюстрации вклю­ча­лись в пе­чат­ную на­бор­ную кни­гу; они от­ли­ча­лись ла­ко­низ­мом обобщённых кон­ту­ров, гармонирующих с ри­сун­ком шрифта(особенно изы­скан­ны про­из­ве­де­ния итальянских кси­ло­гра­фов конца XV – начала XVI веков), и не­ред­ко рас­кра­ши­ва­лись от ру­ки.

С конца XVI века в иллюстрации пре­об­ла­да­ет тех­ни­ка гра­ви­ро­ва­ния на ме­ди. Ус­лож­нён­ность этой тех­ни­ки, круп­ные фор­ма­ты изо­бра­же­ний, тре­бую­щие скла­ды­ва­ния лис­тов, на ко­то­рых от­дель­но от на­бо­ра пе­ча­та­лись иллюстрации, вклеиваемые за­тем в кни­гу, обуславливают пол­ный от­рыв иллюстрации от тек­ста во многих из­да­ни­ях XVII века. В XVII веке большую популярность приобретает виньетка

[3] в ду­хе ро­коко. Обычно такие иллюстрации располагались на титульных листах книги. Также становится популярным создание цветных гравюр. На рубеже XVIII—XIX веков на смену гравюре по­яв­ля­ют­ся бо­лее гиб­кие и менее затратные изобразительные сред­ст­ва — по­ли­типаж(тор­цо­вая гра­вю­ра на де­ре­ве), литография и хро­мо­ли­то­графия[4]. В конце XIX века не­ог­ра­ни­чен­ная сво­бо­да ре­про­ду­ци­ро­ва­ния лю­бо­го изо­бра­же­ния (по­яв­ле­ние фо­то­ме­ха­нической ре­про­дук­ции) рез­ко уве­ли­чи­ла воз­мож­но­сти иллюстрации, в том числе цвет­ной, по­ро­див многообразие её тех­ник: цин­ко­графия, ав­то­цин­ко­графия, фо­то­типия, ав­то­типия и другие. Благодаря этим средствам художник имел больше возможностей для творчества.

Иллюстрация, предназначенная для книги уже была известна в Китае с IV века н. э. Наиболее ран­ние кси­ло­гра­фичные[5] иллюстрации по­яви­лись в Ки­тае в VI—VII века, по­лу­чив особое рас­про­стра­не­ние с XII века. В конце XVI века в Ки­тае воз­ни­ка­ет цвет­ная гравюра на де­ре­ве. Ус­лов­ные изо­бра­же­ния и ие­рог­ли­фичные знаки об­ра­зу­ют в китайских кси­ло­гра­фи­ях не­рас­тор­жи­мое един­ст­во.

В Японии книж­ная гра­фи­ка по­яв­ля­ет­ся в начале XVII века, а её рас­цвет при­хо­дит­ся на XVIII — начало XIX века: Хи­си­ка­ва Мо­ро­но­бу, Суд­зу­ки Ха­ру­но­бу, Ки­та­га­ва Ута­ма­ро, Ка­цу­си­ка Хо­ку­сай с лю­бо­вью пе­ре­да­ва­ли в иллюстрациях всё бес­ко­нечное многообразие жи­во­го ми­ра.

Русская иллюстрация

Иллюстрация Иван Билибин
Иллюстрация Иван Билибин

Русская иллюстрация занимает особое место в мировом изобразительном искусстве. Ещё в Древней Руси известны религиозные книги с миниатюрами, написанными от руки. Древнейшие работы относят к XI веку и причисляют к памятникам изобразительного искусства. Называются такие издания «лицевая книга». Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Первые иллюстрации были цветными и украшались золотом. Такие книги были практически недоступными для большинства людей, они делались в единственном экземпляре по заказу правителей государства или по заказу церкви, бережно хранились и очень дорого стоили.

К XII веку меняется стиль художественного оформления книг. Пышная орнаментальность уступает место смысловому содержанию, однако все ещё остается обязательной частью изображения. На иллюстрациях просматриваются несколько характерных черт: многофигурность, герои иллюстраций являются главным звеном композиции, их окружают предметы, с которыми они связаны. Появляются иллюстрации, выполненные в одном цвете или сближенной цветовой гамме, например, «Юрьевское Евангелие». С приходом монгольского периода, который не мог не повлиять на изобразительное искусство, в иллюстрациях усложняется орнамент, однако, традиции изображения героев остаются прежними. Появляются изображения всадников. В XVII—XVIII появляется книгопечатание. Распространение печатных принадлежностей дает толчок для развития в Росси гравюрных изображений. Появляются гравированные(блочные) книги. Текст, вместе с изображением, в таких книгах, вырезается на одной доске, однако, существовали и методы отдельного набора текста, что позволяло уделить большее внимание изображению. В течении следующих веков (с XVIII в.), сценарий развития был схож с европейским. Интерес к иллюстрации в это время повышен. Собираются целые альбомы с редкими изображениями. Следует отметить, что созданием рисунка и гравюры по нему занимаются разные люди. Альбомы посвящены литературным произведениям, часто выходят совсем без текста.

Настоящий расцвет книжной иллюстрации в России приходится на XIX—XX века. В эту эпоху параллельно друг другу развивается множество жанров, стилей и направлений иллюстрации. Реалистичную школу представляет Дмитрий Николаевич Кардовский (1866—1943), Леонид Осипович Пастернак (1862 − 1945). Школа модерна развивается под влиянием Александра Николаевича Бенуа (1870 − 1960). В ту пору он создает свою знаменитую «Азбуку в картинках». Существует и конструктивистское направление. Большое внимание в XX веке художники уделяют творчеству и приемам традиционного народного искусства. Особенно часто в отечественной книжной графике используются образы из древнерусской книжной иллюстрации. Присутствуют элементы декоративно−прикладного искусства. Глубоко изучается история иллюстрации с древних времен, всех народов, как следствие применяется и в изобразительном искусстве иллюстрации. Огромное внимание уделяется иллюстрациям детских книг. Основным деятелем этой сферы является Иван Яковлевич Билибин (1876 − 1942). на протяжении многих веков, с основными видами изобразительного искусства гармонично соседствует жанр иллюстрации. Сегодняшний день уже сложно представить без иллюстрации. Будь то детская книга, журнал, газета или художественная литература. Развиваясь с давних времен, иллюстрация вобрала в себя множество стилей, традиций и применяется повсеместно.

Литература

  • ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE.
  • Кузьминский К. С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX веков. — М., 1937.
  • Власов В. Г.. Ксилография // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006.
  • Гончаров А. Д. Художник и книга. М., 1964.
  • Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательство АСТ, 2010.
  • Иллюстрация // Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.] / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
  • Иллюстрация // Большая российская энциклопедия. Том 11. — М., 2008.

Примечания

  1. Иллюстрация // Большая российская энциклопедия. Том 11. — М., 2008. — С. 104.c.Дата обращения: 11 ноября 2023.
  2. ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. № 4(34) — 2013. — 261с. Дата обращения: 11 ноября 2023.
  3. Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательство АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4. Дата обращения: 11 ноября 2023.
  4. Иллюстрация // Большая российская энциклопедия. Том 11. — М., 2008. — С. 104. Дата обращения: 11 ноября 2023.
  5. Власов В. Г.. Ксилография // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 706—707. — ISBN 5-352-01759-1 (Т. IV) Дата обращения: 11 ноября 2023.