Категория оценки

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


Категория оценки (происходит от существительного цена, из старославянской формы cěna) — совокупность разноуровневых языковых единиц, объединённых оценочной семантикой и выражающих положительное или отрицательное отношение автора к содержанию речи[1].

Теоретические основы исследования категории оценки

Определение оценки как лингвистической категории

Категория оценки относится к универсальным философским категориям, которые долгое время изучались с позиций учения о ценностях (аксиологии). Таким образом, она трактовалась как «положительное или отрицательное свойство предмета с признанием или непризнанием его ценности», а также при анализе предполагались аксиологические модальности, основанные на понимании понятий «добра» и «зла»[2].

Но большинство лингвистов предлагают рассматривать категорию оценки сквозь призму логико-философского понятия ценности, так как именно система ценностей предопределяет смысл жизни человека в мире. Так М. Н. Кожина под оценкой понимает совокупность разно-уровневых языковых единиц, объединённых оценочной семантикой и выражающих положительное или отрицательное отношение автора к содержанию речи.

Оценка характеризуется особой структурой. Исходя из логики оценки, выделяются четыре обязательных компонента структуры оценки:

  • оценивающий субъект, то есть, лицо, которое приписывает объекту ценность, выражая оценку;
  • объект — оцениваемый предмет (объектом оценки может быть индивидуальная характеристика описываемого объекта);
  • характер оценки определяется тем, хорош или плох объект;
  • под основанием оценки понимаются позиции и аргументы, склоняющие объект к одобрению или осуждению, определяемые тем, хорош или плох объект.

Исследователи Е. В. Шевченко и Н. Е. Кузнецов в своём толковании оценки признают её практическую ценность. Оценка, по мнению учёных, является процессом и результатом определения степени значимости объекта (предмет или вещь) субъектом (обществом или человеком) с учётом способности последнего удовлетворять его интересы или потребности, т. е оценивание приравнивается к определению фактической значимости объекта. В частности, В. Н. Телия рассматривает структуру оценки в языке следующим образом: субъект (личность с её вкусами и мировоззрением) и объект (фрагмент мира в его системных связях) соединены оценочным суждением, в котором выражается то или иное пристрастие субъекта к миру. А. А. Кирюшкина утверждает, что главной коммуникативной функцией оценки выступает не сообщение объективной информации, а трансляция оценочного отношения говорящего с целью вызвать эмоциональную реакцию и даже ответные действия говорящему.

Определение оценки как лингвистической категории
Загнитко Анатолий Панасович

А. П. Загнитко справедливо указывает на то, что оценка может быть как непосредственной, так и опосредованной реакцией говорящего на наблюдаемые или мнимые действия. В основу нашей работы положено понимание оценки, сформулированное А. В. Куниным. А. В. Куниным было сформулировано понимание оценки как субъективно-объективного или объективно-субъективного отношения человека к объекту. Это означает, что оценка может быть как субъективной, основанной на наших личных предпочтениях и вкусах, так и объективной[3], основанной на фактах и общепринятых стандартах. Однако, независимо от того, какая оценка выражается, она всегда является выражением наших чувств и мыслей.

Оценка — это лингвистическая категория, которая помогает нам выразить наше субъективное мнение о чём-либо. Мы можем выражать положительные или отрицательные оценки, используя различные языковые средства. Это может быть выражение радости, гнева, удивления и многих других эмоций и чувств. Оценка помогает нам передать наше отношение к миру вокруг нас и установить эмоциональную связь с другими людьми. В целом, оценка является важной лингвистической категорией, которая позволяет нам выражать наши мысли и чувства более точно и ясно. Благодаря оценке мы можем делиться своими впечатлениями о фильмах, книгах, музыке, искусстве, а также о событиях из нашей жизни. Она помогает нам создавать более глубокие и значимые связи с другими людьми, позволяя нам лучше понять друг друга и поделиться нашими эмоциями. Таким образом, оценка является неотъемлемой частью нашего общения.

Оценка является важным аспектом нашего общения, которая отражает наше отношение к предмету или явлению. В то же время, она является субъективной и объективной, исходя из нашего личного мнения и конкретных характеристик предмета. В лингвистике проводится много исследований, направленных на изучение оценочной семантики. Учёные-лингвисты применяют различные методы и подходы, чтобы получить более глубокое понимание этой категории. Оценка рассматривается как один из типов практического значения, которое слово или высказывание приобретает в ситуации речи, отражая коммуникативные намерения говорящего. Оценка также является особым типом модальности, который всегда присутствует в языковом сознании говорящего. Она позволяет нам выразить наше отношение к тому, о чём говорим. Например, мы можем оценивать качество продукта, красоту природы или эффективность определённой стратегии. Оценка помогает нам выразить наши предпочтения и оценить вещи с точки зрения их ценности и значимости для нас.

Кунин Александр Владимирович

Подходы к рассмотрению оценки

В лингвистике существует большое количество эмпирических данных и определены различные подходы к исследованию оценочной семантики. В современной лингвистике особое внимание уделяется тому факту, что содержание оценок и способы их выражения во многом зависят от принадлежности текста к той или иной функциональной разновидности. Так оценочность является основным стилеобразующим фактором публицистических материалов, где она, по наблюдениям исследователей, «проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определённым углом зрения, в специфических лингвистических средствах»

Основополагающие научные труды этой области принадлежат Н. Д. Арутюновой и Е. М. Вольф. Е. М. Вольф в своём научном труде «Функциональная семантика оценки» рассматривает данную категорию как один из видов модальности, в то время как Н. Д. Арутюнова трактует оценку как логическую категорию, используя методы коммуникативно-логического анализа.

Многоаспектность семантики оценки предопределила наличие большого разнообразия исследовательских подходов для изучения оценочного значения. Интерес для данной работы представляют следующие исследовательские подходы к изучению специфики оценки:

Объектом логико-философского подхода к исследованию оценки является связь и корреляция языковых и аксиологических структур, которая проявляется в процессе анализа их языковых употреблений. Основы методики логико-философского подхода к изучению оценки была разработана английским лингвистом Дж. Муром. В его концепции, которая является разновидностью познаваемости, «хорошее» понимается как понятие целостное, неделимое на другие составляющие, то есть для оценки характерно фокусирование на одном естественном свойстве предмета.

Теория Дж. Мура была в дальнейшем расширена Ричардом Хэйром, основным тезисом концепции, которого, является разделение оценочного и описательного значения, на том основании, что оценка не тождественна естественным свойствам оцениваемого объекта или явления. По мнению лингвистов, индивидуальные свойства объекта не могут быть включены в семантическое значение оценочных прилагательных, поскольку они лишь мотивируют оценку и поэтому сводятся к основе оценки и её критериям. Негативный подход, также достаточно популярен в лингвистике. С точки зрения семантики оценки изучались субъектные значения оценочных прилагательных и разрабатывались проблемы, связанные с аспектами поведения человека.

Более того, именно семантический подход положил начало анализу таких понятий, как «добро»,"зло","долг","удовольствие","воля","действие" и так далее. Одним из наиболее ярких представителей этого подхода является Н. Д. Арутюнова[9], которая объясняет категорию оценки с помощью логического анализа. Этот исследователь характеризует оценочные значения как нормативные и считает, что они осложнены теологическими характеристиками. Так, «хорошо» всегда соответствует идеализированной модели микро- или макромира и трактуется как фундаментальная цель человеческой жизнедеятельности. И наоборот, «плохое» не соответствует указанной модели, ни по одному из параметров. В рамках логико-лингвистического подхода категория оценки признается основным способом отражения системы ценностей в языке. Феномен «оценка», выраженный языковыми средствами, переходит из языкового внешнего в языковую категорию и реализуется как оценочность в семантической структуре слов и в тексте. Оценка как лингвистическая категория должна рассматриваться в более широком контексте, в котором тесно связаны словообразовательными отношениями между словами, их синтаксические, ассоциативные и функциональные связи.

Связь категории оценки с другими категориями

Индоевропейская филология,1969

Немаловажным является тот факт, что Е. М. Вольф, И. Л. Муханов, А. Д. Шмёлева и другие исследователи на тесную связь оценки с такими категориями, как оценочность (эмотивность), эмоциональность, экспрессивность (стилистическая окраска), что является доказательством динамичности оценочной категории в современной языковедческой теории, поэтому мы считаем, что изучение категории оценки не может быть без сопоставительного анализа вышеназванных лингвистических категорий. Категория оценки является одной из основных категорий лингвистики, которая используется для описания и анализа языковых выражений, связанных с выражением эмоций, чувств, оценок и мнений. Эта категория тесно связана с другими лингвистическими категориями, такими как категория модальности, категория времени, категория пространства, категория личности и категория действия.

Категория оценки используется для определения степени одобрения или неодобрения, похвалы или порицания, симпатии или антипатии, уверенности или неуверенности в том, что говорит говорящий или пишет автор. Она может быть выражена в различных формах, таких как прилагательные, наречия, глаголы и даже существительные. Например, слово «хорошо» может использоваться для выражения положительной оценки, а слово «плохо» — для отрицательной.

Однако, категория оценки не ограничивается только выражением эмоций и мнений, она также может использоваться для анализа других аспектов языка, таких как стиль, жанр, тематика и т. д. Например, в литературе категория оценки может использоваться для определения авторского стиля и тона. Можем утверждать что, категория оценки тесно связана с многими другими категориями лингвистики и является важной частью нашей языковой компетенции и способности к пониманию и интерпретации языковых выражений.

Так, И. И. Туранский уточняет, что вышеупомянутые категории взаимосвязаны в языке и их границы расположены близко по отношению к друг другу[10], но также встречаются случаи взаимного наложения областей применения этих категорий. На огромное количество работ, посвящённых исследованию данных функциональных категорий, среди лингвистов нет единого мнения по поводу их дефиниций. Что касается соотношения оценки и эмотивности, стоит в первую очередь обратиться к мнению Е. М. Вольф, которая считает, что оценочность тождественна эмотивности[11], которую необходимо понимать вне связи с представлением об эмоциях и эмоциональности в прямом смысле.

По мнению учёного, эмотивность (оценочность) — это параметр субъектно-объектной взаимозависимости, который подразумевает субъективную хорошую или плохую характеристику оценки вне зависимости от реальных свойств оцениваемого объекта. В сущности, эмотивность представляет собой элемент оценочных выражений, которому свойственна субъективность. Иными словами, эмотивность содержится в любом оценочном выражении, отражая присутствие смысловой оценки. Следовательно, именно эмотивность обуславливает эмоциональную окраску оценочных выражений.

Примечания

  1. Ивин, А.А. Основания логики оценок. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — С. 229.
  2. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка. — Флинта : Наука, 2008. — С. 462.
  3. Кунин А.В. Фразеология современного английского языка. Дата обращения: 28 сентября 2023.
  4. Сергеева Л. А. Проблемы оценочной семантики. https://cyberleninka.ru (2005).
  5. Маркелова Т. В. Прагматика и семантика средств выражения оценки в русском языке. — М.— Москва: М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гос. ун-т печати им. Ивана Федорова, 2013.
  6. Телия В.Н. Русская фразеология : Семант., прагмат. и лингвокультурол. аспекты. — 1996.
  7. Гак В.Г. Функционально-семантическое поле предикатов локализации. — Наука, 1996.
  8. Писанова Т. В. Национально-культурные аспекты оценочной семантики. — Моск. гос. лингв. ун-т. - Москва: ИКАР, 1997.
  9. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. — Москва: Наука, 1988.
  10. Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. — М.: Высшая школа,, 1990. – 173 с..
  11. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. — М.: Едиториал УРСС, 2002.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!