Клинопись
Клинопись | |
---|---|
Тип письма | логографическое, слоговое, реже фонетическое |
Языки |
шумерский, аккадский или ассиро-вавилонский угаритский, урартский, древнеперсидский |
Территория | От Средиземного моря до Персидского залива |
История | |
Место возникновения | Древняя Месопотамия |
Создатель | Шумеры |
Дата создания | 3000 лет до нашей эры или около 3200 лет до нашей эры |
Период | 3300 год до нашей эры — 75 год нашей эры |
Древнейший документ | Глиняные таблички с административными документами Шумерского царства |
Происхождение | Оригинальная письменность |
Развилось в |
Угаритский алфавит Древнеперсидская клинопись |
Свойства | |
Статус | Изчезла |
Направление письма | Изначально справа налево, колонками, затем слева направо строками |
Знаков |
300—900 знаков для слоговой системы; 36 букв для древнеперсидского алфавита |
Диапазон Юникода |
U+12000 to U+1236E (шумеро-аккадская клинопись) U+12400 to U+12473 (цифры) |
Кли́нопись — тип письменности в виде комбинации вытянутых треугольных значков, выдавленных на глиняных табличках. Клинопись использовалась на Ближнем Востоке с конца IV тысячелетия до нашей эры по I век нашей эры на территории от Средиземного моря до Персидского залива. Клинописные знаки могут обозначать звук, слог или понятие[1].
История
Возникновение клинописи
Клинопись появилась в Шумере около трёх тысяч лет до нашей эры. Её появление совпадает с возникновением первых городских поселений и сопутствующей этому необходимостью учёта излишков производства в домашнем хозяйстве.
Первые образцы клинописи были найдены на раскопках древнего города Урук, в Южной Месопотамии. На глиняных табличках сохранились отпечатки числовых знаков разного размера и величины, обозначающих классы единиц системы счисления. Позднее рядом с числами появляются и другие знаки, поясняющие, что именно подсчитывается — пиктограммы[2].
Эволюция клинописи
Шумерская письменность близка к древнекитайской иероглифике, где один предмет или одну идею обозначает один знак и один звук. Поэтому первые клинописные образцы имели более 2000 знаков. Ряд из них обозначали конкретные предметы, легко поддающиеся идентификации. Например, мотыга (земледельческое орудие), лодка, головы животных, части тела человека: голова, нога, рука. Другие могли быть просто условными. Они служили лишь отметками для памяти, указывающими на важнейшие моменты записанной мысли, а не дословным пересказом[3].
В силу невозможности выражения абстрактной идеи графически, одна пиктограмма могла использоваться для обозначения нескольких понятий и имела неоднозначное толкование. Например, пиктограмма «ступня» означал не только ногу, но и выражения «стоять», «идти», «приходить». А некоторые понятия, не связанные между собой, но произносимые с использованием одного звука, группировались вокруг одного знака. Поэтому в шумерском языке верное толкование знака определялось с помощью общего контекста. Поэтому современная лингвистика позволяет уловить лишь общий смысл содержания пиктографических урукских табличек как текстов хозяйственного назначения, содержащих списки храмовых работников, изделий ремесленников и товаров[3].
Позднее пиктограммы стали связывать с определёнными словами. Это позволило сократить число знаков до 600. С совершенствованием письма изображения стали упрощаться и терять свои пиктографические очертания. Для выделения слов, обозначающих понятия отдельных категорий, например, птицы, рыбы, профессии стали применяться детерминативы (словоформы). Древние вавилоняне и ассирийцы сократили число наиболее распространённых знаков до 300. Форма пиктограмм становилась всё более схематичной, а линии клинообразными.
Изначально направление письма шло сверху вниз, а расположение строк — справа налево. В течение III и II тысячелетий до нашей эры происходит поворот текста на 90°, направление письма становится привычным современному читателю: слева направо с расположением строк сверху вниз. К середине III тысячелетия до нашей эры это эволюционное изменение завершилось и клинопись приобрела привычный вид[2].
Процесс создания
Для создания клинописного документа нужен был комок хорошо отмытой глины, который превращали в небольшую гладкую овальную «лепёшку» размером от 7 до 15 см. На ней заострённой тростинкой с расщеплённым концом (стилос) создавались клиновидные углубления за счёт изменения степени нажатия и угла наклона стилоса. Вначале наносились линии, разделяющие поверхность таблички на квадраты, которые впоследствии заполнялись пиктограммами. Готовые таблички подвергались обжигу для упрочнения и продления срока службы. Кроме того, клинопись могла высекаться на камне и вырезаться на дереве[3].
Историческое значение
Памятники клинописи, дошедшие до нашего времени, имеют различную форму: конусы, призмы, цилиндры или целые каменные плиты. Наибольшее количество клинописных документов представляют плитки из глины[1].
Сохранилось большое количество текстов, написанных клинописью: денежные счета, летописи, государственные указы, эпосы, словари, научные сочинения, религиозно-магические тексты. Ряд из них были созданы народами, контактирующими с древними израильтянами, поэтому клинописные источники имеют важное значение для изучения истории Ветхого Завета[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Дьяконов И. М. Клинопись . Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Дата обращения: 15 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Клинопись . Энциклопедия Всемирная история (26 ноября 2021). Дата обращения: 15 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Мень А. Клинопись . Азбука веры. Православная библиотека. Дата обращения: 15 июня 2024.
Ссылки
- История древней Евразии. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Вокруг света — первый познавательный портал. Клин с клином: как расшифровывали древнейшую письменность на Земле