Коржавин, Константин Николаевич

Материал из «Знание.Вики»
Константин Николаевич Коржавин
Коржавин Константин Николаевич.jpg
Дата рождения 14 августа 1905(1905-08-14)
Место рождения город Казань,
Российская империя
Дата смерти 17 марта 2002(2002-03-17) (96 лет)
Место смерти Новосибирск, Россия
Страна  Российская империя
 СССР Флаг России Россия
Место работы СибЦИС НКПС, НИИЖТ,
Транспортно-энергетический институт ЗСФ АН СССР
Альма-матер Томский технологический институт
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Знак СССР «Почётному железнодорожнику» ZDNT RSFSR.jpg

Константин Николаевич Коржавин (14 августа 1905 — 17 марта 2002) — советский и российский учёный, доктор технических наук (1952), профессор (1953).

Автор более 100 научных трудов и трёх монографий. Занимаясь исследованием механических свойств льда, детально разработал теорию воздействия льда на опоры мостов, составил проект норм по ледовым нагрузкам, предложил новый метод определения фактического давления льда на опоры мостов и гидротехнические сооружения.[1] Является создателем школы по изучению воздействия льда на инженерные сооружения.[2]

Биография

Родился 14 августа 1905 года[3] в Казани в семье учителя.

В 1920 году начал работать в Казанском районном управление водного транспорта: до 1923 года был курьером, конторщиком и счетоводом, одновременно обучаясь в вечерней школе. В 1923 году Константин поступил на инженерно-строительный факультет Казанского политехнического института. В 1924 году этот вуз был закрыт[4], и Коржавин перевелся в Томский технологический институт (ныне Томский политехнический университет), который окончил в 1929 году по гидротехническому отделению инженерно-строительного факультета, получив квалификацию инженера-строителя.[1]

Уже во время учебы на старших курсах он руководил изысканиями и строительством крупной оросительной системы в Северном Казахстане (1927—1928). По окончании учебы работал в Западно-Сибирском пароходстве в качестве инженера по проектированию и строительству набережных в Новосибирске и Семипалатинске, а затем был производителем работ на строительстве Новосибирского судоремонтного завода. В 1932 году Константин Коржавин перешел на строительство комбината № 179 (ныне — ОАО «НПО „Сибсельмаш“») в качестве прораба литейного цеха.[1]

В ноябре 1932 году К. Н. Коржавин был приглашен в Сибирский филиал Центрального научно-исследовательского института пути и строительства Народного комиссариата путей сообщения (СибЦИС НКПС) в качестве руководителя группы стока и мостовой гидрологии. В 1933 году по совместительству начал работать в только что созданным Новосибирском путейско-строительном институте (позже НИИЖТ, ныне Сибирский государственный университет путей сообщения), читая несколько курсов. В 1933—1936 годах — преподаватель, в 1936—1938 годах — ассистент этого вуза. В 1940 году Коржавин защитил кандидатскую диссертацию, а в 1951 году — докторскую. Был утверждён Высшей аттестационной комиссией Утвержден в ученой степени доктора технических наук в 1952 году; в 1953 году — в ученом звании профессора по кафедре гидравлики и водоснабжения.[1]

В 1946 году приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совете министров СССР Коржавин был утвержден начальником кафедры гидравлики, водоснабжения и канализации НИИЖТ. Также с ноября 1951 года по совместительству, а с 1954 по 1960 год — на постоянной основе, руководил Транспортно-энергетическим институтом Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР и одновременно руководил созданной им здесь лабораторией ледотехники. Был участником и представлял научные доклады на международных конгрессах и симпозиумах по проблемам воздействия льда на инженерные сооружения: в Канаде (1959), США (1967) и Исландии (1970).[1] Подготовил 21 кандидата и двух докторов наук.[5]

Умер 17 марта 2002 года в Новосибирске и был похоронен на Заельцовском кладбище города[3].

В Государственном архиве Новосибирской области имеются документы, относящиеся к К. Н. Коржавину.[6]

Награды

К. Н. Коржавин был дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени (1954, 1961) и был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1969).

В 1943 году Народный комиссариат путей сообщения наградил его знаком «Почётному железнодорожнику».

Примечания

Ссылки