Коучинг

Материал из «Знание.Вики»

Коучинг (англ. coaching, от coach — тренировать, инструктировать) — особая форма взаимодействия между клиентом и консультантом (коучем), направленная на достижение личной или профессиональной цели клиента. В основе такого взаимодействия лежат идеи о том, что любой человек — уникален, является ценностью сам по себе, он может всё, что захочет и более того, в нём уже всё необходимое есть.

В настоящее время под коучингом понимается определённая методология, поскольку коучинговый подход выходит за рамки консультативной деятельности и распространяется на другие сферы взаимодействия людей такие как управление, образование, детско-родительские взаимоотношения[1].

История подхода

Основателем коучингового подхода принято считать профессора Гарвардского университета Тимоти Голви. Он тренировал спортсменов, работая тренером по теннису и гольфу. В ходе тренировок заметил, что традиционный директивный подход, когда тренер даёт рекомендацию или чёткую инструкцию и отслеживает правильность выполнения, снижает осознанность и ответственность учеников. Так как весь процесс контролируется тренером и сравнивается с его представлением о правильном, то сам спортсмен не до конца понимает, как он этого добился. Большая часть ответственности лежит на тренере и его внешней оценке.

Тимоти Голви заметил, что у любого спортсмена есть естественная способность обучатся на своём опыте. Если спортсмен сам берет ответственность за свои тренировки и свой результат, наблюдает за собой со стороны, производит самостоятельно коррекцию своих действий и при этом отсутствует внешняя оценка, то его прогресс и успех приходят быстрее. А вдобавок укрепляется мотивация и растет внутренняя уверенность, которая в самый ответственный момент даёт состояние спокойной сосредоточенности.

Он утверждал, что у каждого спортсмена внутри заложен огромный потенциал, но не все его в состоянии раскрыть. Задача тренера заключается в фокусировании внимания спортсмена на внутренних ресурсах с целью дальнейшего их развития и максимальной реализации. С такого смещения фокуса внимания с техники выполнения на внутреннее состояние, барьеры в голове и зародился коучинг как технология обучения[2].

Определение коучинга

Сэр Джон Уитмор (John Whitmore) бизнес-тренер, писатель, консультант

Единого определения у коучинга нет.

Тимоти Голви даёт следующее определение:

Коучинг -  это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение.

Джон Уитмор, ученик Тимоти Голви, автор книги «Коучинг высокой эффективности», даёт такое определение коучингу[3]:

Коучинг - это раскрытие потенциала личности или группы совместно работающих людей для максимизации собственной производительности и эффективности.


В Этическом Кодексе Международной Федерации Коучинга (ICF) в 2020 г было сформулировано такое определение[4]:

Партнёрство с клиентами, стимулирующие мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального роста.

Международное представительство

Существует Международная федерация коучинга (ICF) — некоммерческая организация, занимающаяся развитием профессионального коучинга, аккредитаций образовательных программ и сертификацией специалистов. В настоящее время она насчитывает более 50 000 участников в более чем 150 странах. С 2022 года Международная федерация коучинга (ICF) приостановила работу российского офиса ICF Russia Chapter[5].

В рамках стандартов, установленных Международной федерацией коучинга (ICF) коучинг базируется на 8 коучинговых компетенциях, разбитых на 4 блока, представляющие собой мета-навыки[6]:

  • формирование внутренней позиции взрослого, гибкого и безоценочного
  • создание и поддержание отношений, ориентация на собеседника
  • эффективная коммуникация, умение слышать и слушать
  • содействие развитию клиента, создание условия для принятия ответственности

Типология коучинга

Мэрилин Аткинсон (Marilyn W. Atkinson) бизнес-тренер, писатель, основатель и президент компании «Erickson Coaching International»

Мэрилин Аткинсон, основатель и президент компании «Erickson Coaching International» выделяет 20 коучинговых ниш[7]

Из сферы лайф-коучинга

  • Коучинг успеха
  • Восстановительный коучинг
  • Коучинг личного развития
  • Мотивационный коучинг
  • Коучинг холистического здоровья
  • Коучинг здорового образа жизни
  • Карьерный коучинг
  • Коучинг отношений
  • Коучинг пар
  • Семейный коучинг
  • Коучинг разводов
  • Коучинг одиноких (холостяков)
  • Коучинг родителей
  • Духовный коучинг

Из сферы бизнес-коучинга

  • Управленческий коучинг
  • Коучинг предпринимателей
  • Executive-коучинг
  • Коучинг лидерских навыков
  • Коучинг продаж
  • Коучинг в маркетинге

Отличие от других профессий

В настоящее время коучинговый подход объединяет в себе ряд концепций из психологии, педагогики, философии, бизнес-сферы, спорта и духовного роста. Однако, важно понимать отличие коучингового подхода от таких профессий как учитель, психолог, тренер, консультант, наставник.

От психологии и психотерапии коучинг отличается фокусом внимания. Тогда как в ходе работы с психологом человек анализирует своё прошлое, ищет ответ на вопрос «почему?», то в коучинговом подходе фокус внимания всегда направлен на будущее, а анализу подвергается настоящее — то как есть сейчас, данность.

Учитель, тренер являются носителями уникальных знаний, которые передают в зоне «здесь и сейчас». Коучинговый подход не предполагает владение глубокими профессиональными знаниями в какой-то конкретной сфере или в рамках какого-то предмета. Коуч не учит, а помогает учиться.

Наставник — это всегда более опытный специалист, обладающий нужными знаниями в конкретной области и готовый показать мастер-класс. Коуч не знает как лучше, а задаёт вопросы и помогает клиенту самому искать ответы в глубине себя, анализируя обстоятельства, убеждения, действия[8].

Примечание

  1. Эрик Парслоу, Мелвилл Лидхем. Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития. — Библос, 2020. — 440 с. — ISBN 978-5-905641-75-6.
  2. Голви У. Тимоти. Теннис. Психология успешной игры / пер. с англ. С. Егоров. — Олимп-Бизнес, 2018. — 208 с. — ISBN 978-5-9693-0301-0.
  3. Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. — Москва: МАК: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — С. 17. — 161 с.
  4. ICF Code of Ethics (англ.). ICF International Coaching Federation (Январь 2020). Дата обращения: 5 ноября 2023.
  5. ICF Russia Chapter. ICF Russia Chapter. Дата обращения: 10 ноября 2023.
  6. ICF Code of Ethics (англ.). ICF International Coaching Federation (Январь 2020). Дата обращения: 10 ноября 2023.
  7. Мэрилин Аткинсон. 20 Коучинговых ниш (Мэрилин Аткинсон). Erickson Coaching International. Дата обращения: 5 ноября 2023.
  8. Эрик Парслоу, Моника Рэй. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. — СПб.: Питер, 2003. — С. 28. — 204 с. — ISBN 5-88782-233-3.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!