Красноборская операция (1943)

Материал из «Знание.Вики»
Красноборская операция (1943)
Основной конфликт: Операция «Полярная Звезда»
Битва за Ленинград
Великая Отечественная война
Sxema nastupleniya Leningrad fevral 1943 2.jpg
Дата 10 — 27 февраля, 19 марта — 2 апреля 1943
Место Красный Бор, Ленинградская область, СССР
Итог Провал операции
Противники
Командующие
Силы сторон

55-я армия Ленинградского фронта

часть сил 18-й армии (на первом этапе - 250-я испанская дивизия, 4-я полицейская дивизия СС

Потери

10 000 убитыми, ранеными и пропавшими без вести

3645 убитых и раненых, 300 пропавших без вести

Краснобо́рская опера́ция — условное обозначение в ряде источников[1][2][3] боевых действий 55-й армии Ленинградского фронта в двух наступательных операциях (10 — 27 февраля и 19 марта — 2 апреля 1943 года) с целью совместно с войсками Волховского фронта окружить и уничтожить мгинско-синявинскую группировку 18-й немецкой армии. Является логическим продолжением операции «Искра»[4], одновременно были частью общего наступления советских войск на Северо-западном направлении в рамках плана «Полярная Звезда»[5][6].

Обстановка перед началом операции

В январе 1943 года войска 67-й и 2-й ударной армий продолжили наступление, но развить достигнутый успех не смогли. Противник продолжал удерживать в своих руках мгинско-синявинский выступ и контролировать Кировскую железную дорогу. Ставка ВГК решила предпринять общее наступление на северо-западном направлении под кодовым наименованием «Полярная Звезда». Наступление было намечено на 19 февраля. Итогом операции «Полярная Звезда», общее руководство которой было возложено на маршала Г. К. Жукова, должен был стать разгром группы армий «Север» и полное освобождение Ленинграда от блокады Разгром мгинско-синявинской группировки противника войсками Ленинградского и Волховского фронтов должен был способствовать действиям Северо-Западного фронта в рамках плана «Полярная Звезда» и получил название Красноборской операции[7].

План операции

Во второй половине января 1943 года сразу после прорыва блокады Ленинграда 67-й и 2-й ударной армиям развить достигнутый успех не удалось. Вследствие этого Ставка Верховного Главнокомандования не была полностью удовлетворена результатами январского наступления. Противник продолжал удерживать в своих руках мгинско-синявинский выступ и контролировал Кировскую железную дорогу.

Поскольку общая обстановка на советско-германском фронте складывалась в пользу советской армии, Ставка решила не приостанавливать наступление под Ленинградом и, более того, предпринять в феврале общее наступление на северо-западном направлении под кодовым наименованием «Полярная Звезда»[8].

Разгром мгинско-синявинской группировки противника войсками Ленинградского фронта и Волховского фронтов должен был способствовать Северо-Западному фронту, наступление которого было намечено на 19 февраля. Координация действий трёх фронтов была возложена на маршала Г. К. Жукова.

Итогом операции «Полярная Звезда» должен был стать разгром группы армий «Север» и полное освобождение Ленинграда от блокады.

1 февраля 1943 года Ставка Верховного Главнокомандования своей директивой № 30034 предписала войскам Ленинградского и Волховского фронтов «ввиду того что фронтальные удары в районе Синявино не дали до сих пор должных результатов», не прекращая наступление 67-й и 2-й ударной армий, нанести «дополнительные удары с флангов» с целью окружения мгинско-синявинской группировки противника[8].

Фланговые удары по мгинско-синявинской группировке противника должны были нанести 54-я армия Волховского фронта из района Смердыни в направлении Васькины Нивы —Шапки и 55-я армия Ленинградского фронта из районов Ивановское и Рождествено в направлениях Мги и Тосно. В конечном итоге войска четырёх советских армий, окружив и уничтожив мгинско-синявинскую группировку противника, должны были выйти на линию Ульяновка — Тосно — Любань.

Несмотря на масштабность планов, времени на подготовку наступления было отведено крайне мало. Командованию двух фронтов было необходимо в короткие сроки разработать детальный план предстоящего наступления, организовать ударные группировки, провести большие перегруппировки частей между армиями, обеспечить наступающие части боеприпасами, горючим, продовольствием[8].

Участвовавшие в прорыве блокады в составе 67-й армии 45-я и 63-я гвардейские, а также 268-я стрелковая дивизии и некоторые другие части были наспех пополнены и включены в состав 55-й армии, а 372-я стрелковая дивизия и несколько артиллерийских дивизионов 2-й ударной армии были переданы в состав 54-й армии.

Серьёзные опасения вызывало и продолжение наступления 67-й и 2-й ударной армий, которые понесли большие потери, но так и не получили в должной мере пополнения в людях и технике.

Вместе с тем, советское командование не без основания полагало, что наступление в январе заставило командование немецкой 18-я армии стянуть все резервы в район Мги и ослабить фланги. Закончить подготовку операции к 8 февраля не удалось, и начало наступления было перенесено на 10 февраля[8].

Ход боевых действий (10 — 27 февраля 1943 года)

Защитники Ленинграда: Бойцы Великой Отечественной войны идут в атаку

10 февраля 1943 года, во исполнение директивы Ставки, после артподготовки, в направлении населённого пункта Красный Бор пошли в наступление войска 55-й армии Ленинградского фронта. Они атаковали позиции, занимаемые здесь частями 4-й охранной дивизии СС и испанской 250-й дивизии[9].

На флангах ударной группировки особых успехов 55-я армия не добилась. 72-я стрелковая дивизия захватила Старую Мызу и очистила от противника часть восточного берега р. Ижора. 43-я стрелковая дивизия в основном выполнила ближайшую задачу на левом фланге гвардейцев Симоняка. Наиболее успешно действовала 63-я гвардейская стрелковая дивизия. Гвардейцы смогли проскочить открытую равнину без больших потерь. Дружной атакой её пехоты совместно с танками 31-го гвардейского и 46-го танковых полков дивизия уже к 12 ч дня овладела передовой траншеей противника. К 17 ч после ожесточенного боя и разгрома испанцев в Красном Бору дивизия Симоняка вышла на южную окраину поселка, где и стала закрепляться. Дивизия свою задачу выполнила. Трофеями дивизии стали 59 орудий, 26 минометов, 18 станковых и 30 ручных пулеметов, 35 автоматов, 922 винтовки. В плен попало 307 солдат и офицеров противника[10].

К 10 часам 10 февраля лыжная бригада из района Понтонного вышла и сосредоточилась в Колпино. При передвижении в Колпино бригада понесла большие потери. Немецкая артиллерия была не подавлена и вела огонь по тылам 55-й армии. Из-за оттепели бригада вынуждена была оставить лыжи и действовать как стрелковая часть. В 14 ч бригада двинулась в Красный Бор, потеряв 60 человек из-за ударов авиации во время марша. Только к 19 ч 20 мин части бригады вошли в Красный Бор. К этому времени подвижную группу уже развернули в направлении Степановка–Феклистово–Чернышево (восточнее Красного Бора). Лыжники подошли к Степановке и через нее пошли к Феклистово, там они была задержаны автоматным огнем. Пока лыжники совершали свой марш, 1-я танковая бригада подполковника А.С. Бородина в 15 ч 30 мин выступила из Колпино. Выйдя в район Степановки и встретив там сопротивление противника, бригада, развернувшись в боевые порядки и без взаимодействия с артиллерией и пехотой, атаковала противника. Танки без пехоты атаковали с рубежа Степановка на Феклистово и Чернышево. Танкистам удалось занять эти деревни с большими потерями в технике и живой силе к к утру 11 февраля почти весь Красный Бор был отбит у противника, 45-я гвардейская стрелковая дивизия должна была вводиться в бой вслед за частями Симоняка. Однако она вошла в Красный Бор только поздним вечером 10 февраля, движение её полков было плохо организованным и медленным. Артиллерия отстала. Движение войск к Красному Бору и обратно было крайне затруднено. КП дивизии, перейдя на новое место, не установил связи с полками, комдива на рекогносцировке с ними не было, командиры полков были в тылу, вследствие чего в районы исходных позиций батальонов пришли с опозданием на 1,5– 2 часа. Времени на организацию взаимодействия с артиллерией не было. Утром 11 февраля дивизия вступила в бой без артиллерийской поддержки. И 11 февраля судьба операции была решена. Наши войска понесли большие потери, окончательно утратили момент внезапности. Противник уплотнил свою оборону за счет сформированных боевых групп, его артиллерия не была подавлена, артиллерия 55-й армии оказалась неспособна вести контрбатарейную борьбу[10].

В течение 1214 февраля 55-я армия проводила перегруппировку. 72-ястрелковая дивизия сдавала свои позиции 110-му отдельному пулеметно- артиллерийскому батальону. 63-я гвардейская стрелковая дивизия была выведена из боя. Вместо нее позиции в Красном Бору заняла 250-я отдельная стрелковая бригада. 45-я гвардейская дивизия пыталась в течение 12–14 февраля наступать, но немцы отбили все её атаки. К вечеру 14 февраля дивизия должна была перейти к обороне. Неудачными в эти дни были действия и 43-й стрелковой дивизии. Вместо нее штаб армии решил ввести в бой 268-ю стрелковую дивизию полковника С.Н. Борщева. Ее наступление было назначено на 14 февраля. Всё время, пока дивизия Борщева готовилась к наступлению, она находилась под огнем противника. Командиры скученно держали полки дивизии на исходных позициях, в результате они понесли большие потери (более 50% личного состава) и наступление захлебнулось. Было выведено из строя большинство командиров рот. Разведка не представила данных о противнике, наши части наступали, не зная даже начертания переднего края. В результате уже 14 февраля стало ясно, что у дивизии не осталось сил для выполнения задачи. Итогом такого наступления стало решение Военного совета 55-й армии. К 15 февраля Военный совет армии, понимая, что наступление на поселок Ульяновка уже не является целесообразным и просто непосильно для армии, решает с помощью 56-й и 72-й стрелковых дивизий, 14-го укрепленного района и 250-й отдельной стрелковой бригады оборонять правый фланг армии на прежних рубежах[10].

Военный совет решил силами ударной группировки армии в составе трех дивизий нанести удар в направлении Никольское–Захожье–Отрадное. Для этого наступления решили снова использовать 63-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Она получила пополнение в 1731 чел. и в ночь на 17 февраля заняла исходные позиции для атаки. Ей были приданы танки 46-го гвардейского танкового полка. Наступление началось после 65-минутной артподготовки в 9 ч 35 мин утра 17 февраля. Гвардейская дивизия встретила организованное сопротивление, части, неся большие потери, залегли. Полк потерял 6 машин в этой атаке. В бой для этого вводился резервный 296-й стрелковый полк. Вследствие задержек атака была перенесена на 18 февраля. Резервный 269-й стрелковый полк всеми силами старался выполнить задачу, применив две ночных атаки, но всё было безуспешно. Полк понес большие потери, к исходу 18 февраля в нем осталось всего 127 активных штыков[10].

Неудачи дивизии Симоняка на этом не кончились. 19 февраля её подразделения были атакованы противником. Немцы решили вернуть себе потерянную ранее деревню Чернышево. Контратака велась силами подошедшей сюда относительно свежей 24-й пехотной дивизии. В конце концов прочно закрепить за собой Чернышево дивизия не смогла, и немцы отбили его.

Несмотря на привлечение значительных сил и средств (10 стрелковых дивизий, 3 стрелковых бригады, 3 танковых полка, а также артиллерийские и инженерные части — всего более 70 000 человек), части 54-я армии, наступая севернее реки Тигода на 9-километровом участке фронта Макарьевская Пустынь — Смердыня — Кородыня, к 27 февраля сумели продвинуться на 3 — 4 км на 5-километровом участке фронта и не выполнили поставленную перед ними задачу.

Ход боевых действий (19 марта — 2 апреля 1943 года)

19 марта начала наступление из района Красного Бора в направлении на Ульяновку 55-я армия, в первом эшелоне которой действовали 72-я, 291-я, 123-я, 131-я и 46-я стрелковых дивизий со средствами усиления (в том числе 3 танковые бригады), а также 56-я и 250-я отдельные стрелковые бригады. Задачей второго эшелона армии (189-я, 224-я, 13-я, 268-й стрелковых дивизий, 30-я гвардейская танковая бригада) было наступление на Войтолово и соединение с частями Волховского фронта. На данном участке фронта оборону держали немецкая 269-я пехотная дивизия, три батальона Фламандского легиона, 2-я пехотная бригада СС при поддержке 24-й пехотной дивизии и 250-й испанской дивизии на флангах. В начале операции войска 55-й армии сумели прорвать фронт на участке в 6,5 километра и продвинуться вперед на 0,5 — 2,5 километра. Развивая наступление, передовые части 268-й стрелковой дивизии при поддержке 55-й стрелковой бригады продвинулись на 8 — 10 километров и достигли северо-западных окраин Саблино и Ульяновки, но были контратакованы противником и отрезаны от основных сил. 26 марта окружение удалось прорвать и даже продвинуться вглубь ещё на 3 километра, но это был последний успех[7].

Получив в подкрепление части 5-й горнострелковой, 58-й, 170-й, 254-й пехотных дивизий и 502-й тяжёлый танковый батальон, немецкие войска при поддержке авиации (до 200 самолётов) и артиллерии постоянно контратаковали и в итоге заставили советские войска отступить на исходные рубежи Одновременно с 55-й армией наступление на Мгу из района южнее Вороново вела и 8-я армия Волховского фронта. После трех дней части 8-й армии прорвали немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулись вперед до 2 — 5 километров, а подвижная группа, развивая успех, сумела перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино. Однако немецкое командование усилило свою оборону на этом участке фронта, и наступление 8-й армии было остановлено. 2 апреля Ставка Верховного Главнокомандования приказала войскам Ленинградского и Волховского фронтов временно приостановить наступление и закрепиться на достигнутых рубежах. Таким образом, вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника вновь закончилась безрезультатно[7].

Итоги операции

Цена неудачи в Красноборской операции была велика. Только 268-я стрелковая дивизия за время своего участия в операции потеряла 3052 чел. из имевшихся накануне наступления 3586 бойцов и командиров. Всего потери 55-й армии по подсчетам автора на основе боевых донесений Ленинградского фронта могут составлять до 27 тыс. чел. убитыми, ранеными и пропавшими без вести. За время операции было потеряно 87 танков[10].

Представитель Ставки Верховного Главнокомандования на Волховском фронте К. Е. Ворошилов, координировавший наступательные действия двух фронтов, в своем докладе И. В. Сталину от 1 апреля был более категоричен в оценке результатов операции, считая, что «оба фронта поставленной перед ними задачи не выполнили» и понесли большие потери вследствие того, что недостаточно хорошо подготовились к операции[11].

Примечания

  1. История ЛВО, 1974, с. 328—329.
  2. Мощанский, 2010, с. 160—163.
  3. Борщёв, 1973.
  4. Исаев А. В. Когда внезапности уже не было. История ВОВ, которую мы не знали. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.
  5. История второй мировой войны 1939—1945. Т. 6. — М.: Воениздат, 1976. — с. 141—142.
  6. Гланц Д. Битва за Ленинград. — М.: Астрель, 2008. — с. 298—316. — ISBN 978-5-17-053893-5.
  7. 7,0 7,1 7,2 Красноборская операция
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Красноборская операция 1943 год.
  9. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА ПРОРВАНА… ОПЕРАЦИЯ “ИСКРА” ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 В.А.Мосунов. Красноборская операция. Февраль 1943 г.
  11. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / под ред. Н. Л. Волковского. — М. АСТ, СПб.: Полигон, 2005. — с. 143—145. — ISBN 5-17-023997-1.

Литература

Документы

Директивы Ставки Верховного Главнокомандования

Мемуары

Исторические исследования

  • История второй мировой войны 1939—1945 годов. В 12 тт / Под ред. А. А. Гречко. — М.: Воениздат, 1976. — Т. 6. Коренной перелом в войне. — 520 с.
  • История ордена Ленина Ленинградского военного округа / под ред. А.И. Грибкова. — М.: Воениздат, 1974.
  • Гланц Д. Битва за Ленинград. 1941—1945 / Пер. У. Сапциной. — М.: Астрель, 2008. — 640 с. — ISBN 978-5-271-21434-9.
  • Гланц Д. Блокада Ленинграда. 1941—1944 / Пер. Е. Ламановой. — М.: Центрполиграф, 2009. — 224 с. — ISBN 978-5-9524-4170-5.
  • Демидов В. Неудача после победы: Красноборская операция // Санкт-Петербургская панорама. — 1993. — № 4. — С. 22—23.
  • Исаев А. В. Когда внезапности уже не было. История ВОВ, которую мы не знали. — М.: Эксмо, 2006. — 496 с. — ISBN 5-699-11949-3.
  • Кривошеев Г. Ф. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил: Статистическое исследование. — М.: Олма-Пресс, 2001. — 320 с. — ISBN 5-17-024092-9.
  • Мощанский И. Б. Прорыв блокады Ленинграда. Эпизоды великой осады. 19 августа 1942 — 30 января 1943 года. — М.: Вече, 2010. — 184 с. — ISBN 978-5-9533-5289-5.
  • Сяков Ю. А. Численность и потери германской группы армий «Север» в ходе битвы за Ленинград (1941—1944) // Вопросы истории. — 2008. — № 1.
  • Стахов Х. Трагедия на Неве. Неизвестные страницы блокады Ленинграда. 1941-1944 / Пер. Ю.М. Лебедева. — М.: Центрполиграф, 2012. — 382 с. — ISBN 978-5-227-03928-6.
  • Шигин Г. А. Битва за Ленинград: крупные операции, «белые пятна», потери / Под ред. Н. Л. Волковского. — СПб.: Полигон, 2004. — 320 с. — ISBN 5-17-024092-9.