Кто виноват?

Материал из «Знание.Вики»
Кто виноват?
Кто виноват?
Издание
Жанр роман
Автор Александр Иванович Герцен
Язык оригинала русский
Дата написания 18411846 год
Дата первой публикации 1846 год (в литературном журнале «Отечественные записки»)

«Кто виноват?»роман в двух частях Александра Ивановича Герцена, написанный в 18411846 годах и впервые опубликованный в 1846 году в литературном журнале «Отечественные записки». Роман был посвящён жене писателя Наталье Александровне Герцен.

История создания

Роман в двух частях Александра Ивановича Герцена, написанный в 18411846 годах и впервые опубликованный в 1846 году в литературном журнале «Отечественные записки». Роман был посвящён жене писателя Наталье Александровне. По словам Герцена это произведение была первой повестью, которую он напечатал:

«Кто виноват?» была первая повесть, которую я напечатал. Я начал ее во время моей новгородской ссылки (в 1841) и окончил гораздо позже в Москве. Правда, еще прежде я делал опыты писать что-то вроде повестей; но одна из них не написана, а другая — не повесть. В первое время моего переезда из Вятки в Владимир мне хотелось повестью смягчить укоряющее воспоминание, примириться с собою и забросать цветами один женский образ, чтоб на нем не было видно слёз. Разумеется, что я не сладил с своей задачей, и в моей неоконченной повести было бездна натянутого и, может, две-три порядочные страницы. Один из друзей моих впоследствии стращал меня, говоря: «Если ты не напишешь новой статьи, — я напечатаю твою повесть, она у меня!» По счастью, он не исполнил своей угрозы[1]

По воспоминаниям Герцена, произведение создавалось с трудом, но в дальнейшем при помощи своего друга Виссариона Белинского он справляется с задачей по написанию этого романа:

Первую часть повести я привез из Новгорода в Москву. Она не понравилась московским друзьям, и я бросил её. Несколько лет спустя мнение об ней изменилось, но я и не думал ни печатать, ни продолжать её. Белинский взял у меня как-то потом рукопись, — и с своей способностью увлекаться он, совсем напротив, переценил повесть в сто раз больше её достоинства и писал ко мне; «Если бы я не ценил в тебе человека, так же много или еще и больше, нежели писателя, я, как Потемкин Фонвизину после представления «Бригадира», сказал бы тебе: «Умри, Герцен!» Но Потемкин ошибся, Фонвизин не умер и потому написал «Недоросля». Я не хочу ошибаться и верю, что после «Кто виноват?» ты напишешь такую вещь, которая заставит всех сказать: «Он прав, давно бы ему приняться за повесть!» Вот тебе и комплимент, и посильный каламбур»[1]

Оглавление

  • Часть Первая
    • I. Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту
    • II. Биография их превосходительств
    • III. Биография Дмитрия Яковлевича
    • IV. Житье-бытье
    • V. Владимир Бельтов
    • VI
    • VII
  • Часть Вторая
    • I
    • II
    • III
    • IV
    • V
    • VI

Персонажи

  • Алексей Абрамович Негров — богатый помещик, генерал-майор в отставке
  • Глафира Львовна Негрова — жена Алексея Абрамовича Негрова
  • Люба — незаконнорождённая дочь Алексея Абрамовича Негрова и крепостной Дуни
  • Дмитрий Яковлевич Круциферский — кандидат наук, окончил физико-математическое отделение Императорского Московского университета
  • Семён Иванович Крупов — врач, инспектор врачебной управы
  • Владимир Петрович Бельтов — богатый помещик[2]

Сюжет

Проживающий в своей усадьбе, помещик Алексей Абрамович Негров нанимает для своего сына Михаила нового учителя в лице Дмитрия Яковлевича Круциферского. Круциферский должен подготовить Мишу к поступлению в какую-нибудь военную школу. В основном, семейство Негровых ведёт свою жизнь ограниченно и скучно, они прозябают за малозначительными занятиями, предаются сну и чревоугодию. Но их вполне устраивает такой образ жизни, однако Любе, незаконнорождённой дочери Негрова такой образ жизни претит. Это сильно сближает её с образованным молодым человеком Дмитрием Круциферским, так же как и она неспособным принять образ жизни Негровых. На общей волне они влюбляются друг в друга. Дмитрий решается открыть свои чувства к Любе в письме. На помощь ему приходит гувернантка Элиза Августовна, заметившая его чувство. И она устраивает им свидание. Дмитрий по натуре человек робкий, и решается пойти на свидание, только для того, чтобы отдать своё письмо. Свидание проходит замечательно, но в полной темноте и он даже удостаивается поцелую от Любы. К ужасу своему Дмитрий видит, что перед ним не Люба, а жена Негрова — Глафира Львовна, и бежит от неё сломя голову забывая письмо. Глафира Львовна тоже находится в недоумении, ведь она тоже стала жертвой обмана гувернантки, и прочитав письмо, она понимает, что предметом любви Дмитрия была отнюдь не она. Раздосадованная этим она показывает письмо своему мужу. Алексей Абрамович подумав решает что это всё очень кстати, и думает женить Дмитрия на Любе, чтобы избавиться от неё. После свадьбы, семейная жизнь Круциферских складывается хорошо, супруги любят друг друга и у них рождается сын Яша. Они общались только своим семейным кругом, но в их число входил так же доктор Крупов[3].

В это время в город, где неподалёку расположено имение Негровых, прибывает богатый помещик Владимир Бельтов, до этого долго живший за границей. Приехав в родные края он собрался участвовать в общественной жизни, в том числе принять участие в дворянских выборах. Несмотря на все его старания, жители этого города не принимают Бельтова в своё общество, и вся затея с выборами оказывается для него провальной. Вынужденный оставаться в городе, Бельтов находится в отчаянье, единственный его друг в этом городе был доктор Крупов. Крупов решается познакомить Бельтова с семейством Круциферских чтоб разнообразить его жизнь. После их знакомства, Люба и Владимир чувствуют друг к другу искру и Бельтов признаётся Любе в любви. Ситуация становится патовой: Люба не может бросить мужа, она любит его, хотя и Бельтова тоже любит. При этом Круциферский понимает, что уже не любим как прежде, Бельтов мучим мыслью, что разрушил жизнь самого близкого человека и не может быть с ним рядом. А доктор Крупов чувствует себя виновником произошедшего. По городу начинают ползти слухи о них. Дмитрий начинает глушить горе в вине и на "веселе" идёт объяснятся с Бельтовым. После объяснения Бельтов решается вновь уехать из России. Но это не приносит пользы семье Круциферских[3][2].

Критика

Роман высоко оценил Виссарион Белинский, который в своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» писал:

Видеть в авторе «Кто виноват?» необыкновенного художника — значит вовсе не понимать его таланта. Правда, он обладает замечательною способностию верно передавать явления действительности, очерки его определенны и резки, картины его ярки и сразу бросаются в глаза. Но даже и эти самые качества доказывают, что главная сила его не в творчестве, не в художественности, а в мысли, глубоко прочувствованной, вполне сознанной и развитой. Могущество этой мысли — главная сила его таланта; художественная манера схватывать верно явления действительности — второстепенная, вспомогательная сила его таланта. Отнимите у него первую — вторая окажется слишком несостоятельною для самобытной деятельности. Подобный талант не есть что-нибудь особенное, исключительное, случайное. Нет, такие таланты так же естественны, как и таланты чисто художественные. Их деятельность образует особенную сферу искусства, в которой фантазия является на втором месте, а ум — на первом. На это различие мало обращают внимания, и оттого в теории искусства выходит страшная путаница. Хотят видеть в искусстве своего рода умственный Китай, резко отделенный точными границами от всего, что не искусство в строгом смысле слова. А между тем эти пограничные линии существуют больше предположительно, нежели действительно; по крайней мере их не укажешь пальцем, как на карте границы государства. Искусство, по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, примиряющая обе стороны.[4][5]

Примечания

  1. 1,0 1,1 «Былое и думы». — «Полярная звезда», III, с. 95 — 98. (Примеч. А. И. Герцена.)
  2. 2,0 2,1 Кто виноват? : Роман в 2 ч. / [Соч.] Искандера [псевд.]. — Санкт-Петербург : тип. Э. Праца, 1847. — 222 с
  3. 3,0 3,1 Кто виноват?: Роман / А.И. Герцен. — Москва : Худож. лит., 1977. — 384 с.
  4. Взгляд на русскую литературу 1847 г. / [Послесл. и примеч. Е. А. Мельниковой]. — Москва : Гослитиздат, 1955. — 184 с.
  5. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года: (Отрывок из статьи): Статья вторая и последняя // Гончаров И. А. в русской критике: Сборник статей / Вступ. ст. М. Я. Полякова; Примеч. С. А. Трубникова. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. — С. 27—52.

Литература

  • Роман и повесть А. И. Герцена 30-х - 40-х годов. — Киев : Изд-во Киев. ун-та, 1959. — 176 с.
  • Кто виноват?: Роман / А.И. Герцен. — Москва : Худож. лит., 1977. — 384 с.