Кулич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Кулич
КуличКулич
Страна происхождения

Компоненты
Основные пшеничная мука высших сортов, сливочное масло, яйца, молоко или сливки, сахар, свежие дрожжи высокого качества
Родственные блюда
В других кухнях артос, козунак, паска

Кули́ч (из ср.-греч. κουλλίκι(ον), от κόλλιξ[1][2] — «хлеб круглой или овальной формы»[3]) — русская пасхальная выпечка круглой и высокой формы[4].

История и описание

Украшенные куличи

Согласно легенде, Иисус Христос после своего воскрешения пришёл к апостолам во время их обеда. Войдя в трапезную, он увидел, его место в середине стола оставалось не занятым и там лежал предназначенный ему хлеб[5]. Со временем родилась традиция в праздник Воскресенья класть хлеб в храме (по-гречески «артос»[6]). Хлеб оставляли на особый стол, в подражании апостолам. Такой хлеб освящается в каждом храме после завершения ночной пасхальной Литургии[7].

Однако, по данным современной науки, кулич существовал задолго до появления христианства. Древние славяне готовили кулич, который был для них символом Солнца. Название «кулич» является изменённым сочетанием древнеславянских слов «Коло» (Солнце) и «Ча» (Чадо, ребёнок) – «Колоча»[8].

Кулич приготавливался из сдобного теста с большим количеством пряностей, орехов, цукатов и тд.

Пасхальный хлеб имеет форму цилиндра из теста, в большинстве случаев с изюмом, самый верх украшает сахарная пудра или глазурь. Ваниль, кардамон и мускатный орех применяют в качестве вкусовых добавок.

Кулич часто делают круглым или продолговатым, иногда имеет вид открытого пирога с творожной, ягодной и другой начинкой. Из трёх куличей большого, среднего и малого размера делают пирамиду и т. д. Балканские славяне обычно украшают свои куличи сверху одним или несколькими целыми яйцами.

Кулич вместе с крашеными яйцами и творожной «пасхой» стал основной пасхальной пищей, освящаемые в храмах перед праздником. Куличи и раскрашенные яйца люди дарили друг друга при «христосовании».

В разных российских областях куличи готовили в различных формах. К примеру, жители Вологодской губернии выпекали пасхальный хлеб в форме раскрытого ягодного пирога, но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры - богослужебного литургического хлеба, который употребляется в православии. Старались делать его по возможности более скоромным, то есть он не был постным. Добивались этого путём добавления в тесто большого количества масла и яиц.

Пасхальный хлеб изготавливали в Великую субботу, иногда — в Страстной четверг. Обычаи славянских народов с куличами сохранили многие архаические черты народной традиции. Например, словаки и поляки кулич ломают, а не режут. Гуцулы в начале праздничного завтрака употребляют сухой кусочек «паски», который хранился у них ещё с прошлого года.

Небольшие куски кулича для усопших предков оставляли на столе под иконами, либо на кладбище, как это водилось у восточных славян на Радоницу.

При приготовлении кулича надо соблюдать ряд запретов и правил. Жители Карпат, например, куличи в печь ставили на специальной лопате, обязательно надев рукавицы. Во время процесса выпекания хозяйка дома не должна была садиться, чтобы кулич не осел. В Воронежской губернии во время выпекания хозяева дома запирали снаружи дверь, чтобы исключить визита посторонних людей, иначе бы кулич не получился.

Во время Пасхи есть традиция гадать на куличе о будущей судьбе человека, об урожае и тд. Везде считалось, что высокий, целый и красивый кулич принесёт семье, где он был приготовлен, счастливый год.

Однако, если же пасхальный хлеб не получался у хозяйки, то в этой семье ожидали несчастья. Например, восточные славяне верили, что полый внутри кулич принесёт смерть в дом.

Куличи использовали во многих магических действиях для повышения урожая и плодовитости домашнего скота[9]. Для этого специальный кулич клали в семенное зерно или давали на корм коровам. В некоторых регионах крестьяне катали кулич по земле наряду с пасхальными яйцами, либо закапывали в борозду, надеясь получить в будущем богатый урожай.

Болгары оставляли на столе куличи с запечёнными сверху яйцами в течение трёх праздничных дней. Они верят, что чем больше яиц на пасхальном хлебе, тем обильнее будет будущий урожай[10].

Литература

  • Агапкина Т. А. Хлеб пасхальный // Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. — Москва : Международные отношения, 2012. — Т. 5. — С. 421—424.

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!