Лексикология

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к шаблону «Лингвистика»  Лингвистика
Языки мира
Теоретическая лингвистика
Дескриптивная лингвистика
Прикладная лингвистика
Прочее
Портал:Лингвистика

Лексикология (от др.-греч. λέξις — слово, выражение, λόγος — это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику. Словарный состав языка — внутренне организованная система лексических единиц (слов), связанных между собой определёнными системными отношениями. Они функционируют и развиваются по языковым законам. Лексикология изучает основную единицу языка — слово.

История

Лексикология как са­мо­сто­ятельный раз­дел язы­ко­зна­ния сло­жи­лась зна­чи­тель­но позд­нее, чем грам­ма­ти­ка. Впервые термин «лексикология» введён французской энциклопедией Д. Дидро и Ж. Аламбери в 1765 году, где лексикология определяется как один из двух (наряду с синтаксисом) разделов учения о языке. Задачу лексикологии авторы видели в изучении слов вне их конкретного использования в речи, в изучении принципов организации лексики. Они выделяли в лексикологии изучение внешней формы, значений и этимологии. Первые работы по сравнительно-историческому языкознанию (Р. Раск, Ф. Бопп) заложили основы исторической лексикологии. В XIX веке основной сферой лексикологических изысканий в Европе была семантика: изучалась внутренняя форма слова (В.Гумбольдт), общие закономерности формирования и эволюции значений слов (Г. Пауль), большое развитие получила историческая лексикология. Развивалась идея соотнесенности лексики с внелингвистическим миром, историей слов в истории общества (Ф. Мейе, Э. Бенвенист, Ж. Маторе). Лингвисты Пражской школы выявили функциональную дифференциацию лексики[1].

В российском язы­ко­зна­нии отдельные лек­си­ко­ло­гические про­бле­мы за­тра­ги­ва­лись в тру­дах М. В. Ло­мо­но­со­ва («уче­ние о трёх сти­лях»). В XIX веке и начале XX века в связи с лексикографической работой и изучением истории славянских языков активно развивались историческая лексика и этимология (А. Востоков, И. Срезневский), исследовалась территориальная и социальная дифференциация лексики (В. Даль, А. Соболевский, Бодуэн де Куртене), лексика языка писателей и другие проблемы. В тру­дах А. А. По­теб­ни, по­сле­до­ва­те­ля К. В. фон Гум­больд­та, раз­ви­ва­лась тео­рия се­ман­тич. эво­лю­ции сло­ва. Боль­шую роль в ста­нов­ле­нии об­щей тео­рии сло­ва сыг­ра­ли тру­ды М. М. По­кров­ско­го. В работах Покровского (90-е г. ХIХ в.) выявлены общие закономерности развития значений слов. Отечественные языковеды, исходя из положения о том, что слово — основная единица языка, внесли свой вклад в общую теорию слова, определение его границ, его соотношение с понятием (А. Пешковский, Л. Щерба, В. Виноградов, А. Смирницкий, Р. Шор, С. Кацнельсон, О.С. Ахманова, Ю. Рождественский). Особое внимание уделялось семантическому аспекту слова (Л. Булаховский, В. Звегинцев, Д. Шмелев, Б. Городецкий, А. Супрун). Достижением отечественной лексикологии стала разработка типологии значений слова (В. Виноградов), учения о лексико-семантических вариантах слова (А. Смирницкий), о промежуточном звене в развитии значений слов (Р. Будагов). Благодаря этим исследованиям проблема полисемии слова получила надёжную теоретическую базу[1].

Исследуя слово как единицу языка и словарный состав в его синхронии, языковеды проводили исследования в области этимологии (О. Трубачев), исторической лексики (Ф. Филин). Появились монографии, в которых исследовались многие категории лексикологии: синонимия, антонимия, интернационализмы, терминология, фразеологизмы. В 70-80-е гг. особое внимание уделялось проблемам системности лексики, в том числе лексической парадигматике (Д. Шмелев, Ф. Уфимцева, Ю. Караулов), лексической семантике в связи с общей теорией номинации и референции, взаимодействию лексики с другими уровнями языка, прежде всего с синтаксисом (Ю. Апресян), психолингвистическим аспектам, сопоставительному изучению лексики разных языков (Р. Будагов, В.Г. Гак). Изучалось взаимодействие лексики языков разных народов (Ю. Дешериев, И. Протченко). Активно разрабатывалась методология лексикологических исследований (М. Степанов, И. Толстой, Э. Медников)[1].

Классификация лексикологии

Словарный состав как предмет изучения рассматривается в различных аспектах. В соответствии с этим выделяются и различные области исследования. Общая лексикология занимается изучением лексики различных языков и выявлением их общих закономерностей функционирования и развития словарного состава. Частная лексикология исследует словарный состав одного из языков (например, русского), его общие закономерности и специфические особенности). Описательная (синхроническая) лексикология изучает статическое описание лексических единиц в конкретный исторический период. Историческая (диахроническая) лексикология рассматривает словарный состав языка в процессе его формирования и исторического развития. Сопоставительная лексикология изучает словарный состав того или иного языка в сопоставлении с другими языками, причём соотносительные категории лексики рассматриваются с точки зрения их сходств и различий. Сопоставительная лексикология опирается на исходные данные частной лексикологии тех языков, которые сравниваются. Теоретическая лексикология даёт научное лингвистическое освещение понятий, единиц и категорий лексики, обеспечивая вместе с другими теоретическими дисциплинами сознательное, филологическое владение языком как предметом изучения и преподавания. Практическая лексикология содержит описание, необходимое для практического овладения языком (например, для овладения русским языком как иностранным)[2]

Основные задачи лексикологии

Основные задачи лексикологии: изучение следующих аспектов словарного состава языка[3]:

  • проблема слова как основной единицы языка;
  • типы лексических единиц;
  • структура словарного состава языка;
  • функционирование лексических единиц;
  • пути пополнения и развития словарного состава;
  • лексика и внеязыковая действительность.

Проблема слова как основной единицы языка

Основная единица в лексикологии с точки зрения её предметно-понятийного содержания — слово — относительно самостоятельная и свободно воспроизводимая значимая единица языка, выполняющая номинативную функцию. В отличие от предложения слово само по себе некоммуникативно; оно принимает участие в коммуникации только в составе предложения. Слово выполняет три основные функции: номинативную (лат. nomen – «имя, название») — главную функцию слова в языке — называть, обозначать явления действительности; обобщающую (семиотическую) — слово способно объединять все однотипные явления в один класс и называть его; строительную — слова являются единицами, из которых строятся предложения; они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Однако главными являются содержательные, смысловые – семантические (от греч. sēmantikos — обозначающий) признаки слова[4]. Слово способно выражать какое-то значение и указывать на отношения с другими словами в предложении, т.е. обладает лексическим и грамматическим значениями. Лексическое значение слова позволяет нам говорить о мире, называя словами разнообразные предметы и явления. В этом заключается важнейшая функция слова – номинативная (называющая). Грамматическое значение позволяет связывать слова в предложении. Лексическое значение индивидуально, присуще только одному слову. Например, лексическое значение слова берёза – «лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями», слова кибернетика - «наука о системах и методах управления», волна — «водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности». Но грамматическое значение у всех этих слов одно – они принадлежат к одной части речи (имени существительному), обладают постоянным признаком женского рода, употреблены в именительном падеже единственного числа. Грамматическое значение принадлежит целому классу слов и обязательно выражает себя в тексте или в высказывании при помощи предлогов, окончаний, порядка слов: берёза, от берёзы, к берёзе, берёзу, с берёзой, о берёзе, берёзы, от берёз, к берёзам, берёзы, с берёзами, о берёзах. Берёзы растут (именительный падеж). Вижу берёзы (винительный падеж).

Типы лексических единиц

Лексикология изучает семантические типы слов, например, такие семантические особенности лексических единиц, как однозначность и многозначность, исследует структуру многозначных слов, выявляет типы значений, пути изменения и развития этих значений.

Структура словарного состава

Структура словарного состава рассматривается в двух аспектах. Во-первых, описываются системные отношения между словами, т.е. как, каким образом слова связаны между собой, что лежит в основе общности групп слов, образующих систему. Во-вторых, лексика классифицируется по разным основаниям: по сфере употребления (общеупотребительная и ограниченная в употреблении – диалектная, профессиональная, жаргонная); по стилевой принадлежности (межстилевая и стилистически окрашенная – официально-деловая, научная, публицистическая, разговорная, просторечная); по происхождению (исконная лексика и заимствования); с точки зрения активного и пассивного состава (пассивный состав – устаревшие слова и неологизмы)[5].

Способы пополнения словарного состава языка

Существуют три основных способа пополнения словарного состава языка – его слов и значений:

  • семантический путь;
  • заимствование;
  • морфологическое словообразование.

Семантический путь обогащения словарного состава состоит в образовании новых значений уже существующих слов. Поэтому семантический способ обогащения лексики охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов (это лексико-семантический способ)[6].

Лексико-семантический способ словообразования слов состоит в том, что на базе разных значений слов образуются разные слова. Если при морфологическом способе в новой лексеме развиваются новые значения слов, то при семантическом способе новое слово возникает в результате распада полисемии.

Отмечаются три вида этого лексико-семантического процесса:

Образование омонимов распределение значений слов по разным периодам развития языка – живот (желудок и часть тела, где он расположен) и живот (устар.)–животный мир (фауна); позор – бесчестье и позор (устар.) — зрелище;

Соотношение между именами собственными и нарицательными: Любовь — любовь. При расширении значения имя собственное превращается в нарицательное (так возникли слова галифе, герц, донкихот и многие другие).

Особым видом семантико-грамматического словообразования является переход одной части речи в другую — конверсия, когда слово переходит в другую часть речи и меняет свое грамматическое и лексическое значение. Основными видами конверсии являются образование существительных, прилагательных и наречий на базе форм других частей речи. Так, прилагательное употребляется в синтаксической функции подлежащего и дополнения, предложно-падежная форма — в функции обстоятельства. Однако конверсия наблюдается лишь тогда, когда происходит изменение грамматического и лексического значения слова, словоформа отрывается от прежней парадигмы, утрачивая её или приобретая новую. Например, столовая и столовый – это и формы прилагательного (столовая мебель, столовый нож), это и два слова: прилагательное столовый и существительное столовая[7].

Заимствование лексики является следствием сближения народов на почве экономических, политических, научных и культурных связей. В большинстве случаев заимствованные слова попадают в язык как средство называния новых вещей и выражения ранее неизвестных понятий.

Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, то есть создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путём закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, — это сложение (кинотеатр, самолетостроение, совхоз, теплоход и др), безаффиксный способ словообразования (ср.: глубокий — глубь, тихий — тишь, бегать — бег и т.п.) и аффиксация[6].

Аффиксация — это наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации - суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus — прикреплённый).

Разные виды аффиксации имеют и различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы - посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы — от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов)[7].

Разделы лексикологии

  • Семасиология изучает значения слов и словосочетаний;
  • Ономасиология занимается изучением теории номинации, (называние и присвоение имён предметам и явлением внешнего мира);
  • Фразеология изучает фразеологический состав языка, его природу, типы фразеологизмов, их категориальные признаки, особенности их функционирования в речи.
  • Ономастика изучает имена собственные в широком смысле слова.
  • Этимология изучает происхождение и развитие слов с древнего периода до наших дней;
  • Лексикография — это теория и практика составления словарей
  • Стилистика изучает коннотативное значение слов и выражений

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Введение в лексикологию. Дата обращения: 16 апреля 2024.
  2. М. Вас. Пименова. Лексикология. Фразеология.Лексикография. Дата обращения: 15 апреля 2024.
  3. Лексикология как раздел языкознания. Дата обращения: 16 апреля 2024.
  4. Т.А.Алиев. Основы языкознания. dspace.www1.vlsu.ru. Дата обращения: 17 апреля 2024.
  5. С.А.Горская. Лексикология. ebooks.grsu.by. Дата обращения: 17 апреля 2024.
  6. 6,0 6,1 Способы пополнения словарного состава языка. www.uchportal.ru. Дата обращения: 17 апреля 2024.
  7. 7,0 7,1 Пути обогащения словарного состава языка. lektsii.org. Дата обращения: 17 апреля 2024.

Литература

  • Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. — 294 с.