Люце, Вера Владимировна

Материал из «Знание.Вики»
Вера Владимировна Люце
Портрет
Дата рождения 15 (27) апреля 1879(1879-04-27)
Место рождения Люблин,
Царство Польское,
Российская империя
Дата смерти 4 октября 1977(1977-10-04) (98 лет)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя  СССР
Профессии оперная певица, музыкальный педагог
Певческий голос лирико-колоратурное сопрано
Награды
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Вера Владимировна Лю́це (сценическое имя Вера де Люце (Vera de Luсе), в замужестве Вермель; 15 (27 апреля) 1879[1][2] — 4 октября 1977) — оперная певица (лирико-колоратурное сопрано) и вокальный педагог.

Биография

Родилась 15 апреля (27 апреля по новому стилю) 1879 год в Люблине, Царство Польское (ныне Польша) в семье оперной певицы Софьи Конарской и юриста Владимира фон Люце. Мать Веры стала первым и единственным педагогом своей дочери. Хотя уроки пения ей также давал музыкальный педагог А. Мишуга. Брат Веры — Владимир, был советским художником и режиссёром[3].

Окончила Варшавский музыкальный институт по классу фортепиано. Там же, в Варшаве, 1902 году состоялся первый оперный дебют начинающей певицы. Выступление прошло удачно, и она была приглашена в состав труппы Варшавской оперы с контрактом на четыре года. В течение нескольких лет Вера Люце выступала в оперных театрах Польши, Галиции и Италии как Vera de Luсе[2].

Вера Люце в журнале «Наши артистки»

В 1907 году приехала в Москву и поступила в московскую Оперу С. Зимина (дебютировала в партии Розины — «Севильский цирюльник» Дж. Россини на итальянском языке). В 1907—1913 годах являлась солисткой этого театра. Много гастролировала по городам Российской империи: в Кисловодске (1907), Киеве (1908, 1911), Харькове (1908, 1910, 1912), Одессе, Н. Новгороде, Варшаве (1911), а также в других городах России и Европы.

Вера Люце пела под управлением Э. А. Купера, И. О. Палицына, Е. Е. Плотникова, Л. П. Штейнберга. Принимала участие в Исторических концертах С. Н. Василенко в 1907 году в Москве[4]; в концертах Кружка любителей русской музыки, многократно выступала с исполнением романсов, входивших в её концертный репертуар.

Записывалась на грампластинки под именем Vera de Luсе (всего записала 18 произведений) в Варшаве («Пате»/Pathé, 1903), Милане («Пате»/Pathé, 1906), Москве («Граммофон» и Zonophone Record, 1907)[5].

В 1918 году Вера Владимировна оставила артистическую деятельность и в 1919 году вышла замуж за врача, профессора МГУ Самуила Вермеля.

С 1934 года преподавала в Музыкальном училище им. Гнесиных, позже также в институте имени Гнесиных. Имела ученое звание доцента вокального факультета.

Умерла 4 октября 1977 года в Москве и была похоронена на Николо-Архангельском кладбище.

Вера Владимировна Люце была награждена орденом «Знак Почета», а также медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «В память 800-летия Москвы».

Оперные партии

1911 год:

  • «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») Дж. Пуччини, режиссёр П. С. Оленин — Чио-Чио-сан (впервые в Москве, затем неоднократно исполняла)
  • «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова — Шемаханская царица

1912 год:

Партнёры: И. А. Алчевский, Дж. Ансельми, Г. А. Бакланов, М. Баттистини, Н. Д. Бельская, М. В. Бочаров, В. П. Дамаев, А. Карензин, В. Н. Петрова-Званцева, В. Р. Пикок, Н. И. Сперанский, В. Н. Трубин.

Сочинения

  • Люце В. В. Искусство оперной певицы и педагога. Воспоминания. Москва 2008 г. ISBN 978-5-903667-02-4.
  • Люце В. В. Когда пел Мишуга — умолкали соловьи // Олександр Мишуга: Спогади. Матеріали. Листування. — Київ, 1971. С. 258—262;
  • Люце В. В. Спогади про мого партнера // Иван Алчевский: Спогади. Матеріали. Листування // Сост. И. Лысенко и К. Милославский. — Київ, 1980. С. 90—91.

Примечания

  1. Вокально-энциклопедический словарь. Люце Вера Владимировна
  2. 2,0 2,1 Отечественные певцы 1750—1917: Люце Вера Владимировна
  3. ЛЮЦЕ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
  4. СЕРГЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВАСИЛЕНКО. Дата обращения: 3 марта 2011. Архивировано 8 мая 2014 года.
  5. Zonophone Record X-63953/4. Вера-де Люце

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!