Майстер, Владимир Леонтьевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Леонтьевич Майстер
Дата рождения 13 сентября 1923(1923-09-13) (101 год)
Место рождения Иркутск,
Иркутская губерния, СССР
Принадлежность  СССР Флаг России Россия
Сражения/войны Великая Отечественная война,
Советско-японская война
Награды и премии
Внешние изображения
Фотография В. Л. Майстера

Влади́мир Лео́нтьевич Ма́йстер (род. 13 сентября 1923) — российский долгожитель, отпраздновал своё столетие (13 сентября 2023 года)[1]. 30 лет отдал служению военно-морском флоте СССР. Был штурманом подводной лодки М-46[2]. Участник Великой Отечественной войны, вооружённого конфликте между СССР и Японией в 1945 году, защитник границы Российского государства у берегов Кореи[3].

После войны Владимир Майстер продолжил службу на флоте и занимался развитием системы управления подводными лодками, организуя их развёртывание и применение в Тихом океане. В 1956 году он был отправлен на Дальний Восток, а в 1960 году стал заместителем начальника штаба 40-й дивизии подводных лодок в бухте Улисс. С 1962 по 1975 годы Владимир Леонтьевич Майстер служил в штабе тыла флота и ушёл в запас в звании капитана первого ранга[1].

После выхода в запас Владимир Леонтьевич Майстер преподавал на военной кафедре ДВПИ и возглавлял цикл «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации». Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и многими медалями[4]. Владимир Леонтьевич Майстер, ветеран Великой Отечественной войны, отпраздновал свой столетний юбилей. Это единственный долгожитель из ветеранов, достигший такой глубокой старости[5].

Биография

Детство

Иркутск. Спасская Церковь. Фото П. П. Мешалкина

Владимир Леонтьевич Майстер родился 13 сентября 1923 года в Иркутске[6], в то время — Иркутской губернии. Этот город — сердце Восточной Сибири, стоит на реке Ангаре и сосед великого Байкала. Знаменитое озеро, побывать на котором стремятся туристы со всей планеты, находится всего в 62 километров от городских улиц. В Иркутске — городе декабристов — находятся усадьбы ссыльных аристократов, хорошо сохранилась старинная застройка, а по количеству памятников деревянного зодчества он входит в число богатейших мест России[7].

Путь в профессию

Владимир Майстер окончил десять классов с отличием и получил аттестат 25 мая 1941 года. Полный надежд на счастливое будущее, он отправился на прогулку по родному городу, когда вдруг увидел перед собой транспарант с призывом[8]:

Молодёжь – на военные корабли!

Это стало моментом озарения в выборе профессии.

1941. Плакат «Вступайте в ряды народного ополчения!»

Опытный подводник рассказывал, что когда-то ему нравилось читать книги о море, но он совсем не предполагал, что его судьба будет связана с морем. Возле транспаранта, призывающего молодёжь на военные корабли, оказался перечень военно-морских училищ, куда можно было поступить. Среди них он увидел училище имени Дзержинского, которое готовило инженеров-механиков для Военно-Морского Флота[9]. Подводник подал туда заявление и, хотя не особо надеялся на вызов в Ленинград, стал ждать ответа с надеждой на успех. И в середине июня он получил вызов. Пройдя медицинскую комиссию и с трудом достав билет на поезд, он уехал из Иркутска на следующий день после начала войны[8].

Поездка заняла целых десять дней. 3 июля 1941 года он вышел на Вокзальной площади и заметил расклеенные речи Сталина, в которых говорилось о вероломном нападении гитлеровской Германии 22 июня. Над Ленинградом висели аэростатные заграждения, а люди спешно заклеивали окна. Многие жители осаждались с чемоданами, готовясь к эвакуации, однако он тогда ещё не осознал, что это была начавшаяся эвакуация[9].

Прибыв в училище, Владимир Майстер успешно сдал все вступительные экзамены и в 1941 году, во время Великой Отечественной войны, поступил в ТОВВМУ имени С. О. Макарова, одно из самых престижных военно-морских училищ того времени. Так как учебный процесс ещё не стартовал, его вместе с другими курсантами направили рыть окопы в Александровском саду, который располагался прямо перед училищем[9].

Тихоокеанский флот

«На боевое задание. Тихоокеанский флот. Великая Отечественная война 1941—1945 гг». Силы Тихоокеанского флота приступают к выполнению боевого задания, в небе виден бомбардировщик Ил-4. Снимок сделан в 1945 году.

Примерно 16 июля Владимир Майстер узнал, что 200 курсантов, включая его, будут по приказу направлены на учёбу во Владивосток. Оказалось, что перед войной было принято решение закрыть ТОВВМУ и перевести курсантов в Баку. Однако, когда на западе началась война, было принято разумное решение оставить училище на востоке. Его так и оставили, но новых наборов больше не проводили. Поэтому 200 курсантов перевели из Ленинграда во Владивосток, и Ввладимир Майстер оказался в их числе. Таким образом, он остался во Владивостоке для продолжения своей подготовки[9].

Владимир Майстер окончил училище с красным дипломом в июне 1945 года, что уже тогда свидетельствовало о его высоком уровне профессиональной подготовки и ответственности. Этот выпуск был ускоренным, на три месяца раньше из-за войны, так как многие молодые офицеры срочно направлялись на фронт для участия в завершающих сражениях против Японии. На торжественном построении присутствовал сам командующий флотом адмирал И. С. Юмашев[2].

Владимир Леонтьевич Майстер был назначен в Советскую Гавань помощником командира — штурманом на подводной лодке М-46. Как выпускник с красным дипломом, он имел право выбора флота: мог попроситься служить на Черноморском флоте или на Балтике. Однако таких желаний он не изъявил, решив остаться на Тихоокеанском флоте. Здесь он провёл свою службу, посвятив флоту и родине тридцать четыре года своей жизни[9].

Начало службы

Карта театра военных действий русско-японской войны на почтовой открытке

Штурман подводной лодки М-46

Завершив училище с отличием, Владимир Майстер имел возможность выбирать, на каком флоте служить, однако он решил остаться на Тихоокеанском флоте. Владимир Леонтьевич был назначен помощником командира и штурманом на подлодку М-46[10]. 10 апреля 1945 года он прибыл в Совгавань на старом военном транспорте «Лейтенант Шмидт». После представления командиру бригады и командиру подлодки Владимир вступил в свою должность. Подготовка офицеров шла преимущественно для службы на надводных кораблях. Практика на подлодках ограничивалась месячными стажировками после третьего курса, поэтому Владимиру пришлось многому учиться. Эта задача осложнялась необходимостью форсированной боевой подготовки, поскольку их подлодка только что вышла из заводского ремонта и перед ними стояла задача выполнения сложных курсовых задач до августа[2].

Владимир Майстер отмечает, что экипаж их подлодки, состоящий из восемнадцати человек, включая четырёх офицеров, был высокодисциплинированным. Многие члены экипажа были на службе с 19381939 годов и имели за плечами семь-восемь лет службы на маленьких подлодках. Условия на подлодке были крайне сложными. Для всего экипажа были только маленький диванчик для командира и две подвесные койки между торпедными аппаратами. Большая часть личного состава отдыхала, вооружившись ватниками и спала на железной палубе. Система регенерации воздуха на подлодке была устаревшей и малоэффективной. За восемь-десять часов пребывания под водой дышать становилось трудно, но жалоб не было, и задачи выполнялись чётко[3].

Советско-японская война

В августе 1945 года подводные лодки Тихоокеанского флота заняли заданные позиции в Японском море. Подлодка М-46, на которой служил Владимир, находилась у западного побережья острова Сахалин. Задача заключалась в уничтожении боевых кораблей и транспорт Японии. В светлое время суток подводная лодка находилась под водой четырнадцать-шестнадцать часов, в тёмное время суток — на поверхности, ведя непрерывный поиск вражеских судов. Задачи выполнялись тщательно и безупречно. Во время войны с Японией столкновений с вражескими кораблями на их позиции не было. По возвращении на базу экипаж встречали торжественно, оркестром[9].

Однако не все подлодки вернулись. Владимир Леонтьевич позже узнал, что 23 августа во время форсирования пролива Лаперуза затонула одна из лучших подлодок — Л-19, предположительно взорвавшись на минах. Среди погибших были три его однокурсника, включая лейтенанта Вячеслава Казьмина, одного из его лучших друзей[8].

Вклад в развитие подводных сил ТОФ

Служба на Щ-123

После окончания войны дивизион, в котором служил Майстер, возглавил легендарный подводник, Герой Советского Союза капитан 3 ранга Сергей Прокофьевич Лисин. Он организовал перебазирование дивизиона из Совгавани в Порт-Артур. В последующие пять лет Владимир служил там, сначала на своей подлодке, а затем старшим помощником командира подлодки Щ-123. Это стало для него следующей ступенью в карьере[11].

Лодка класса «Щука» имела более современное оборудование и требовала от команды высокой квалификации и сплочённости. В обязанности Владимира Леонтьевича входило не только управление и контроль за техническим состоянием подлодки, но и организация боевой подготовки. Он активно занимался обучением экипажа, проводя тренировки и учения, направленные на совершенствование навыков подводного плавания и выполнения боевых задач. Работа на Щ-123 также включала планирование и участие в операциях по охране морских границ, проведению учений и боевых задач.

Служба на Щ-123 до 1950 года, офицер Майстер зарекомендовал себя как ответственный и инициативный лидер, который всегда стремился к совершенствованию как своих навыков, так и навыков своих подчинённых. Работа в команде и готовность к быстрому реагированию в сложных ситуациях стали залогом успешного выполнения задач подводного флота в тот период[9].

Командир подводной лодки С-135

После продолжительной службы на подводных лодках, офицер Майстер был направлен на курсы повышения квалификации старпомом в специализированное учебное заведение для подводников. Эти подводные классы представляли собой интенсивный учебный курс, включающий в себя как теоретические, так и практические занятия. Майстер изучал новейшие стратегии подводного плавания, методы скрытного передвижения, современные системы навигации и ведения боя под водой. Практические занятия включали симуляции боевых вылазок, аварийные тренировки и управление подводными лодками в условиях, максимально приближенных к боевым[12].

Завершив курс с отличием, он был переведён во Владимир, один из ключевых центров подводных сил, назначен старпомом подводной лодки С-135 в бухту Ракушка Владимиро-Ольгинской военно-морской базы. На этой позиции он проработал ещё полтора года, демонстрируя отменную профессиональную подготовку и лидерские качества. Он продолжал совершенствовать боевую подготовку экипажа, разрабатывать и внедрять новые тактические приёмы, а также поддерживать лодку в идеальном техническом состоянии[8].

Благодаря своей преданности делу и исключительным профессиональным навыкам, офицер Майстер скоро был отмечен командованием и в 1952 году назначен командиром своей подводной лодки С-135. Это стало кульминацией его карьеры и признанием его заслуг. В новой роли он полностью взял на себя ответственность за всю подводную лодку и её экипаж. Теперь ему предстояло не только управлять лодкой в боевых условиях, но и планировать операции, координировать действия со штабом и обучать младших офицеров. Под его командованием экипаж получил высокие оценки за успешное выполнение поставленных задач и боевых учений. Его лодка стала одной из наиболее эффективных и боеспособных единиц подводного флота, а сам Майстер — признанным и уважаемым лидером среди подводников[2].

Штабная работа

В 1962 году Владимира Леонтьевича назначили старшим офицером штаба тыла ТОФ, где он занимался оперативной работой, связанной с обеспечением боевой службы сил флота[2].

В начале 1970-х годов, накопив огромный опыт, Владимир Майстер начал свою преподавательскую карьеру в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени С. О. Макарова. Майстер Владимир Леонтьевич — последний из живых участников Великой Отечественной войны — выпускников ТОВВМУ имени С. О. Макарова. Именно здесь его способности проявились в новом свете. Преподавание дало ему возможность передавать свои знания и опыт молодым офицерам, которые должны были стать будущим Советского военно-морского флота[12].

Его лекции были насыщены не только теоретическими знаниями, но и реальными примерами из жизни, что делало их особенно ценными для слушателей. Учебные пособия и методические рекомендации, разработанные Майстером, стали основой для подготовки подводников несколько последующих поколений. Он стал автором нескольких учебников и научных статей, посвящённых тактике подводного боя, управлению подводной лодкой и навигации в условиях Арктики[2].

Кроме того, его руководство многочисленными дипломными и исследовательскими работами студентов содействовало развитию новых технологий и тактик, которые применялись в Военно-Морском Флоте. Его вклад в науку и подготовку кадров был отмечен множеством почётных званий и наград. Владимир Леонтьевич получил звание почётного профессора и доктора военно-морских наук[9].

Под его руководством было защищено множество дипломов и кандидатских диссертаций, благодаря которым был внесён значимый вклад в развитие тактики и техники подводного флота. Владимир Майстер уделял особое внимание внедрению новых технологий, автоматизации процессов на подводных лодках и совершенствованию систем защиты[3].

В запасе

В 1975 году, он вышел в отставку, а затем двадцать два года работал старшим преподавателем, начальником цикла на военной кафедры Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ). В 1997 году Владимир Леонтьевич ушёл на пенсию[9].

Став ветераном, Владимир Леонтьевич продолжает вносить свой вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи. Работая со школьниками, нахимовцами и курсантами, он передаёт свой опыт и знания новым поколениям, вдохновляя их на службу Родине. Ветеран остаётся активным и в 100 лет, подтверждая своё звание человека-легенды.

Владимир Майстер живёт в родном Владивостоке, где его часто можно увидеть на встречах ветеранов, в музеях и на торжественных парадах. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, полную достижений и почестей, оставив после себя наследие, которое будет вдохновлять будущие поколения подводников на протяжении многих десятилетий[13].

Награды

Тихоокеанский флот отмечает 288-ю годовщину со дня образования

В мирное время, после войны, Майстер продолжил совершенствовать свои навыки. На протяжении многих лет он служил в разных местах, включая Потр-Артур, на различных подводных лодках, принимал участие в многочисленных учебных и боевых походах. За выдающиеся заслуги перед флотом и Родиной, его не раз награждали орденами и медалями. Среди его наград имеются Орден Красной Звезды и Орден Нахимова, две высшие награды за офицерскую доблесть и успешное командование[14].

Владимир Леонтьевич имеет огромное количество наград, которые свидетельствуют о его выдающихся заслугах перед Родиной:

Семья

Семья появилась в 1950 году. В первый же год после свадьбы Владимир Майстер отправился в Ленинград на годовые курсы для командиров подводных лодок. Супруга Татьяна[13] была грамотным человеком — врачом высшей категории, и в течение двадцати пяти лет заведовала отделением оперативной гинекологии в железнодорожной больнице. Такой ответственный труд означал, что она прекрасно понимала природу службы своего супруга и видела в ней важность и необходимость, что, безусловно, облегчало восприятие разлуки и множество служебных обязанностей[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Вековой юбилей отмечает ветеран из Владивостока Владимир Майстер. Владивосток. Официальный сайт администрации. (13 сентября 2023). Дата обращения: 6 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Пискунова Н. Легенда Тихоокеанского флота. Редакционно-издательский центр «Красная звезда» Министерства обороны Российской Федерации (01 августа 2022). Дата обращения: 5 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Сухих К. Владимир Майстер: «В наше время о суевериях не слышали». Московский комсомолец. Владивосток (22 марта 2017). Дата обращения: 6 августа 2024.
  4. Победа 79!. Дальневосточный федеральный университет ( ДВФУ). Дата обращения: 6 августа 2024.
  5. Свой 100-летний юбилей сегодня отметил ветеран Великой Отечественной войны Владимир Леонтьевич Майстер. Золотой мост (13 сентября 2023). Дата обращения: 16 августа 2024.
  6. Капитану I ранга во Владивостоке исполнилось 100 лет. Восток-Медиа (14 сентября 2023). Дата обращения: 16 августа 2024.
  7. Кигим Т. Отдых в Иркутске. Всё, что нужно знать об Иркутске: погода, карта, достопримечательности, отели. Туту: путеводитель. Дата обращения: 16 августа 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Лобков К. Ветеран подплава — «Красная звезда». Красная звезда (18 июля 2024). Дата обращения: 16 августа 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 9,8 9,9 Сухих К. Владимир Майстер: «Я выбрал подводный флот и о своём решении не жалею». Приморская пресса (19 марта 2017). Дата обращения: 17 августа 2024.
  10. Подводные лодки «Малютка». Военное обозрение (17 октября 2018). Дата обращения: 18 августа 2024.
  11. Черевко И. Сергей Лисин — командир счастливой «эски». Родина на Неве (26 июля 2019). Дата обращения: 19 августа 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 Командующий ТОФ поздравил с Днём ВМФ старейшего в мире подводника. ТАСС (25 июля 2024). Дата обращения: 19 августа 2024.
  13. 13,0 13,1 Наш земляк, командир счастливой Щуки — интервью со старейшим подводником России. PrimaMedia. Дата обращения: 19 августа 2024.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 14,7 Кныш И. Вековой юбилей отмечает ветеран из Владивостока Владимир Майстер. Владивосток (Официальный сайт администрации) (13 сентября 2023). Дата обращения: 19 августа 0224.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!