Макар Чудра (рассказ)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Макар Чудра
Макар Чудра
Издание
Жанр Рассказ
Автор Максим Горький
Язык оригинала русский
Дата написания 1892
Дата первой публикации 1892

«Макар Чудра» — рассказ Алексея Максимовича Горького, вышедший в свет 12 сентября 1892 года в номере 242 ежедневной газеты «Кавказ», выходившей в Тифлисе. Рассказ был подписан псевдонимом М. Горький. В 1976 году кинорежиссер Эмиль Лотяну снимает художественный фильм «Табор уходит в небо» по мотивам рассказов М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»[1].

История создания

В сентябре 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» выходит в свет первое печатное произведение Алексея Максимовича Горького «Макар Чудра», рассказ, которому впоследствии суждено открывать все Собрания сочинений писателя и стать «рубежом в русской литературе»[2]. Рассказ был подписан псевдонимом М. Горький (Максим Горький появится позже, на сборниках публицистических статей). Рассказ стал отличным стартом писателя: из никому не известного дебютанта за шесть лет он превратился в писателя с мировым именем[3].

В 1891 году Алексей Максимович отправляется в путешествие, которое впоследствии получит название «По Руси» по одноимённому циклу рассказов, где это путешествие будет описано. Максим Горький проходит Донскую область, Украину, Бессарабию, Крым и перебирается на Кавказ, он хочет знать Россию, как и чем живут люди. Тысячи вёрст идёт пешком, знакомится с разными людьми, работает, иногда по 15 часов в сутки, причём берётся за всякую работу. Путешествие от Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа дало Максиму Горькому не только жизненный опыт, но и материал для его творчества. Придя в Тифлис, Алексей Максимович знакомится с Александром Мефодиевичем Калюжным, революционером, отбывшим 6 лет на каторге, служащим в управлении Закавказской железной дороги. Горький с помощью Калюжного устраивается в железнодорожные мастерские, где вначале работает молотобойцем, затем конторщиком и маляром. С несколькими товарищами по коммуне Максим Горький поселился в полуподвальном помещении, в котором почти каждый вечер устраивались чтения, беседы. Здесь Горький рассказывал о своих странствиях. А. М. Калюжный первый разглядел в молодом писателе что-то серьёзное, почувствовал его призвание. Слушая Горького, Александр Мефодиевич советовал писателю писать:

Пишите просто, так, как рассказываете

Услышав легенду о любви Лойко Зобара и Радды, Калюжный посоветовал Горькому отнести рассказ в тифлисскую газету «Кавказ». В редакции рассказ «Макар Чудра» понравился, и его сразу напечатали. В этот же период Алексей Максимович берёт себе литературный псевдоним М. Горький[4].

Жанр, направление

«Макар Чудра» относится к литературному направлению романтизм, характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой своей жизнью. Герои устремлены к идеалу, это — гордые, вольнолюбивые личности, которые более соединены с природой, чем с обществом. Отличительной чертой горьковского романтизма является непокорность судьбе, дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой для него нет счастья в этом мире. Особое место уделено пейзажу, природе, которая противопоставлена человеческому миру. Пейзаж одушевлён, широк, что символизирует безграничность свободы романтического героя.

По жанру «Макар Чудра» — это рассказ, так как произведение небольшое по объёму, имеет малое количество действующих лиц (можно выделить основные: Лойко Зобар, Радда, Макар Чудра, Данило — отец Радды, путник), характер героев раскрывается через их действия и поступки[5].

Тема, проблема произведения

В «Макаре Чудре» Максим Горький поднимает нравственный вопрос: что для человека важнее — любовь или свобода и независимость. Такова тема рассказа. История любви двух цыган: Лойко и Радды — пример романтической идеи, которая заключается в том, что свобода дороже всего[6]. Столкновение двух исключительных героев, как и столкновение стихий, невозможно без страшных последствий. Любовь, настигшая героев, на столько всепоглощающая, что она разрушает их жизни: на земле им нет возможности быть вместе, возможно, им удастся соединиться на небесах. Покой, семья, смирение, подчинение друг другу — не приемлемы для молодых людей, слишком они горячи и свободолюбивы.

Любовь после свободы занимает второе место в проблематике произведения. Для Лойко и Радды любовь не дар, а проклятие, это — груз, от которого необходимо избавиться. Признавая любовь, её силу, герои выбирают свободу и независимость, не зря Радда говорит Зобару[7]:

Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня

Сюжет произведения

Действие произведения происходит в 80 годах XIX века на Буковине. В центре сюжета рассказа любовь-столкновение двух сильных независимых характеров: Лойко Зобара и Радды, для которых любовь — это страсть, огонь, жизнь, но и независимость одновременно. Желая любить, но не желая никому подчиняться и потерять свою независимость, они платят за свою любовь смертью. Лойко и Радда поэтизированы автором, возведены до идеала.[8]

Легенду о любви Лойко и Радды расказывает старый цыган Макар Чудра, который имеет свой взгляд на жизнь и на отношения между мужчиной и женщиной. Чудра противопоставляет героев своей легенды современным людям, говоря о них[9]:

— Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько,— он широко повёл рукой на степь

Композиция

Главная композиционная особенность рассказа «Макар Чудра» заключается в том, что это — рассказ в рассказе. Путник (автор) рассказывает историю своей встречи со старым цыганом Макаром Чудрой, который в свою очередь знакомит его с легендой о любви двух молодых цыган: Лойко Зобара и Радды. И сам рассказ, и легенда Чудры имеют все композиционные составляющие. Сам рассказ имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается описанием водной стихии[10]:

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море и прямо против меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана,— он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас

Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган — Лойке Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы

Экспозиция рассказа — встреча рассказчика со старым цыганом на берегу моря, рассуждения Макара Чудры о жизни и её перипетиях, о женщинах и любви, о свободе и несвободе. Завязка сюжета — рассказ о встрече Лойко и Радды. Кульминация — признание Радды, что она любит Зобара, и просьба встать перед всем табором перед ней на колено и поцеловать её правую руку. Просьба, которую не может выполнить ни один цыган: встать на колени возможно только перед старшими. Наивысшая точка — описание Зобара после услышанного:

Прянул в сторону Лойко и крикнул на всю степь, как раненный в грудь. Дрогнула Радда, но не выдала себя.

— Ну, так прощай до завтра, а завтра ты сделаешь, что я велела тебе. Слышишь, Лойко!

— Слышу! Сделаю,— застонал Зобар и протянул к ней руки. Она и не оглянулась на него, а он зашатался, как сломанное ветром дерево, и пал на землю, рыдая и смеясь

Развязка сюжета — убийство Зобаром Радды и смерть его от ножа Данилы.

Герои произведения

Макар Чудра — старый, умудрённый опытом цыган, кочующий то с табором, то в одиночестве. Макар имеет своё видение смысла жизни, своё отношение к любви, для него самое ценное — это воля, о чём он и повествует путнику. Именно Макар рассказывает легенду о любви двух цыган. О внешности Макара Чудры известно, что он похож на старый дуб, всё ещё мощный и могучий, у него загорелое лицо и седые усы. Ему 58 лет, и за годы своей жизни он много где побывал и многое видел:

— А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать все это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди — и все тут. Долго не стой на одном месте — чего в нем?

Лойко Зобар — известный во многих европейских странах конокрад. Давно на него охотятся и полиция, и хозяева табунов, только никак поймать не могут. Он любит бескрайние степи, играет на скрипке, его игрой заслушиваются все соплеменники. Лойко внешне очень привлекателен, Его взгляд пленит душу любого человека, рядом с ним любой становится лучше. Лойко спокойно относится к деньгам, продав коня, раздает деньги в таборе:

Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его,— удалый был малый!

И все таборы его знали или слыхали о нём. Он любил только коней и ничего больше, и то недолго — поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!

Радда — молодая красивая цыганка, её внешний вид описан через восприятие её красоты другими людьми, дочь цыгана Данилы, вернувшегося в табор после войны. Горда, своенравна, для неё нет авторитетов, многие считают её ведьмой. Любит безмерно волю и независимость:

О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает

— Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала? — спросила нас Радда

Данило — старый солдат, дочь — это единственная его ценность. Мужчина с большой буквы, умён, бесстрашен, честен[11][12]:

А Данило и скажи ему: «Это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!

Экранизация

Почти через сто лет после выхода книги в 1976 году кинорежиссёр Эмиль Лотяну снимает художественный фильм «Табор уходит в небо», в котором берёт сюжеты двух ранних романтических рассказов Горького: «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Музыку к фильму создавал композитор Евгений Дога, а песни исполняли артисты цыганского театра «Ромэн». Картина вызвала небывалый интерес, в прокате её посмотрели 65 миллионов зрителей[13].

Примечания

  1. Басинский Павел. 130 лет назад был напечатан рассказ «Макар Чудра» Максима Горького. Год литературы (19.09.2022). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  2. Кузьмичев И.К. Рождение Буревестника. Biografiy.ru Мемуары. Биографии. Публицистика.. Горьковское книжное издательство (1956). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  3. Как правильно читать произведения Максима Горького. Раннее творчество горького.. Год литературы. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  4. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. Алексей Максимович Горький. Российская государственная библиотека. Москва, Детская литература. (1982). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  5. Белокурова С.П. Словарь литературных терминов. Рассказ. Литературные термины и понятия (2006). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  6. Аушев А.Б., Хадзиева А.А. Восприятие художественного мира ранних рассказов М. Горького современниками. // Вестник науки и образования. : журнал. — 2017. — Февраль (№ 2). — С. 57-59.
  7. Горький М. «Макар Чудра». Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  8. Фесенко Э.Я. О романтическом герое Максима Горького. К истории вопроса // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. : журнал. — 2018. — № 5. — С. 103.
  9. Кузьмичев И.К. Рождение Буревестника. Biografiy.ru Мемуары. Биографии. Публицистика.. Горьковское книжное издательство (1956). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  10. Горький М. «Макар Чудра». Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  11. Главные герои произведения «Макар Чудра». Мир русской литературы. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  12. Горький А.М. «Макар Чудра». Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  13. Табор уходит в небо. Кино.Театр.ру. Дата обращения: 9 сентября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!