Манилов

Материал из «Знание.Вики»
Манилов
Манилов. Художник П. М. БоклевскийМанилов. Художник П. М. Боклевский
Создатель Н. В. Гоголь
Произведения Мёртвые души
Первое упоминание Глава 1
Пол мужской
Дети 2 сына, Фемистоклюс и Алкид
Род занятий помещик

Мани́лов — персонаж прозаической поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Помещик, бездеятельный мечтатель. У Манилова двое сыновей и жена Лизонька[1].

Характеристика

Характер

Помещик испытывал затруднения при выборе тем для разговоров. Ему были не интересны повседневные вопросы, он предпочитал обсуждать что-то более высокое, абстрактное, что невозможно было передать словами. Автор сумел прекрасно передать внутренний мир Манилова через его речь, не утопив его в излишних манерах и приторном сладостном выражении. Но лень, однообразность жизни и бесконечные мечты превратили его в пустого и бездействующего человека, способного только тратить свою жизнь вместе с бессмысленными гуляками в трактире. Результатом стали стулья, стоящие годами и ждущие новой обивки, болото, возникшее на месте пруда, и заросшая чертополохом беседка, предназначенная для уединённых размышлений. Неумение строить, управлять и принимать решения привело к тому, что Манилов, хоть и был добрым и просвещённым хозяином, ежедневно обкрадывался своими работниками. Мужики врали ему и смеялись над ним. Домашние и дворовые рабочие воровали среди света дня, спали до полудня и работали настолько же самоусердно, как и их хозяин[2][3].

Внешность

Манилов среднего возраста мужчина с привлекательной внешностью: блондин с голубыми глазами и приятными чертами. Его лицо оставляет довольно обычное впечатление на первый взгляд, поскольку он не примечателен и отчасти похож на многих других людей. Описать персонажа подобного Манилову является сложной задачей, поскольку его особенности сливаются с толпой и ничем не выделяются. Помещик впечатляет своим безукоризненным стилем одежды, всегда улыбчив и гостеприимен. Манилов романтик, и его отношение к жене трогает до глубины души. Однако его сентиментальность вызывает отторжение: он восхищается всем, что приходит ему в голову, радуется без всякой причины и погружён в мир иллюзий. Его поведение отличает чересчур излишняя вежливость, мечтательность и множество планов, которые останутся планами и больше ничем не станут[4].

Роль в поэме

Манилов в поэме «Мёртвые души» играет роль антигероя, олицетворяющего типичного ничтожного человека, лишённого нравственных принципов и морали. Он символизирует пустые амбиции, лицемерие и желание обогатиться, используя других людей. Под видом успешного и богатого человека, Манилов, как и многие обыватели губернии, на самом деле был бедным и ничтожным. Его праздные разговоры, ложь и жадность раскрывают тёмные стороны человеческой натуры и недостаток моральных принципов. Манилов был создан для того, чтобы показать пороки общества того времени, являясь критикой нравов и социальных феноменов[5][6][7].

Экранизации

В 1960 году режиссёр Леонид Трауберг снял драму «Мёртвые души» по собственному сценарию. В основу фильма лёг одноимённый спектакль, поставленный во МХАТе в 1932 году. Инсценировку писал Михаил Булгаков, взяв за основу роман-поэму Гоголя. Роль Манилова в этом фильме исполнил актер Юрий Леонидов[8].

В 1984 году вышел советский сериал «Мёртвые души». Режиссёром стал Михаил Швейцер, а роль Манилова исполнил актёр Юрий Богатырёв. Супругу героя, Лизоньку, сыграла актриса Лариса Удовиченко[9].

В 2005 году вышел сериал Павла Лунгина "Дело о «Мёртвых душах». Сценарий создан на основе сразу нескольких произведений Николая Гоголя — «Мёртвые души», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и другие. Павел Чичиков в сериале — мошенник, который исчез из тюрьмы[10].

В культуре

Театр

Кинематограф

Критика

Юрий Владимирович Манн в своём исследовании стремится разрушить распространённое мнение о Манилове как о более живом и человеческом персонаже, в сравнении с другими помещиками. Автор утверждает, что такое представление является некорректным и не соответствует реальности. В своём анализе Манн приходит к выводу, что Манилов не обладает той живостью и человечностью, которые ему присущи в сравнении с остальными персонажами[12]:

Гоголь первым делом представляет нам человека, который ещё не вызывает слишком сильных отрицательных или драматических эмоций. Не вызывает как раз благодаря своей безжизненности, отсутствию «задора» <…> Гоголь нарочно начинает с человека, не имеющего резких свойств, то есть с «ничего»Манн Ю. В.

Литература

Примечания

  1. Гоголь Н. В. Мертвые души. Том первый. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом).. — М.; Л.: АН СССР. — С. 5—247.
  2. Характеристика Манилова в поэме "Мертвые души" Гоголя. Реальные книги. Дата обращения: 17 марта 2024.
  3. Ранчин Андрей Михайлович. Еще раз о композиции «Помещичьих» глав первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Литературоведческий журнал. — 2009. — С. 17—42.
  4. Манилов. livelib. Дата обращения: 17 марта 2024.
  5. Образ и характеристика Манилова в поэме Мертвые души. ФРИГАТО. Дата обращения: 17 марта 2024.
  6. Шишмаренкова Г. Я. Изучение текста поэмы Н. В. Гоголя «мертвые души» // Вестник Челябинского государственного университета : журнал. — 2000. — С. 224—234.
  7. Фемистоклюс и Алкид в «Мертвых душах» Гоголя. Дом Гоголя. Дата обращения: 18 марта 2024.
  8. Мертвые души (1960). Кинопоиск. Дата обращения: 17 марта 2024.
  9. Мертвые души (1984). Кинопоиск. Дата обращения: 17 марта 2024.
  10. Дело о «Мертвых душах» (2005). Кинопоиск. Дата обращения: 17 марта 2024.
  11. Малый театр - «Мертвые души». Малый театр. Дата обращения: 18 марта 2024.
  12. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. — М.: Coda, 1996. — С. 273—274. — 472 с. — ISBN 5-89344-002-1.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!