Мостоотряд №7

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Общество с ограниченной ответственностью СК «Мостоотряд № 7»
Тип Общество с ограниченной ответственностью
Год основания 1941
Прежние названия Мостостроительный поезд № 53, Мостострой № 2, ОАО «Сибмост» Красноярский филиал ОАО «Сибмост» Мостоотряд № 7
Расположение  СССРФлаг России Россия: Красноярск,
Красноярский край
Ключевые фигуры Н.И. Пасенков директор
Отрасль Строительство

Общество с ограниченной ответственностью СК «Мостоотря́д № 7» (ранее Мостостроительный поезд № 53, Мостострой № 2, ОАО «Сибмост» Красноярский филиал ОАО «Сибмост» Мостоотряд № 7) — мостостроительная организация, базирующаяся в Красноярском крае, занимается строительством и реконструкцией автодорожных, железнодорожных и городских мостов.

В сборник ЮНЕСКО «Мосты мира» были включены четыре моста, построенные мостоотрядом № 7. Среди них мост через реку Старый Днепр в городе Запорожье, мост через реку Норильскую (самый северный в мире), первый городской мост через реку Енисей в Красноярске[1].

История создания

По решению Государственного комитета обороны на московской станции Перерва в октябре 1941 года был сформирован военный восстановительный поезд № 53. Первое большое задание мостостроители поезда № 53 получили сразу после того, как немцев отбросили от Москвы: восстановить мост через канал Москва — Волга на участке железнодорожной линии Турист — Яхрома. За три месяца строители восстановили 158-метровое металлического пролётного строения массой в 1200 тонн на высоту 22 метра. Затем на освобождённых территориях, коллектив поезда № 53 восстанавливал мосты на линии Брянск — Вязьма, на реках Сож в Гомеле и Ингулец в Кривом Роге[2].

В сентябре 1942 года спецформирование получило наименование «Мостовосстановительный поезд № 424», в 1946 году — «Мостоотряд № 7». В 1953 году Мостоотряд № 7 передислоцировали в Новосибирск[2]. С 1956 года деятельность предприятия связана с Красноярском и Красноярским краем.

Коллективом Мостоотряда № 7 построены мосты через реки: Енисей, Обь, Чулым, Ангару, Кан, Норильскую, Кемчуг. Были построены мосты и эстакады на федеральных автомобильных трассах «Байкал» и «Енисей», на путях Красноярской железной дороги ОАО «РЖД», путепроводы в городах Красноярске, Канске, Ачинске, Норильске и Дудинке.

Помимо мостов и путепроводов, строителями были возведены:

  • Стадион имени Ленинского комсомола вмещает три тысячи человек и находится на острове Отдыха в Красноярске. Он был построен в 1965-1968 годах.
  • Красноярский завод мостовых железобетонных конструкций был создан в период с 1969 по 1973 годы.
  • Причальная стенка Тобольского речного порта была построена в 1968-1969 годах.
  • В Дудинке были созданы морские, речные и пассажирские причалы[3].

Основные проекты

Мосты через Старый Днепр

Мостоотряд № 7 начал свою работу с восстановления разрушенного моста через Старый Днепр в 1946 году. Но это было новое строительство по проекту московского инженера Бориса Преображенского. На острове Хортица он построил уникальный однопролётный мост длиной 228 метров. Возведение сооружения началось весной 1949 года, когда была готова техническая документация и разобраны завалы прежних разрушенных мостов. Сложность заключалась ещё и в том, что этот громадный двухъярусный мост (вверху — железная дорога, под ней — автомобильно-пешеходная) отливали монолитным, а не делали сборным из железобетонных элементов. Для этого строители освоили методы блочного армирования бетона, блочных опалубок и послойного бетонирования. Оба моста через Днепр были сданы в эксплуатацию 31 декабря 1952 года. А в январе 1953 года скончался их автор Борис Николаевич Преображенский[2]. Мосты были названы его именем.

Коммунальный мост в Красноярске

Коммунальный мост

Строительство началось в 1956 году и было закончено через 4 года. Мост длиной 2300 м, шириной — 23,4 м, высотой — 26 м. Сверхпрочный цемент марки 600 прибывал из Белгорода, специальная арматура — из Магнитогорска. Коммунальный мост — сложное инженерное сооружение, состоит из подходов левого берега, путепровода через набережную, пяти пролётов через главное русло, насыпи и путепровода на острове Отдыха, шести пролётов через Абаканскую протоку, и с опорой на остров Отдыха. Этот мост считался самым длинным в Азии. В эксплуатацию его запустили 16 октября 1961 году перед открытием он прошёл серьёзные испытания на прочность. После запуска пустили трамвай. Государственная комиссия приняла мост с оценкой «отлично». Авторы проекта, начальник мостоотряда и другие за внедрение прогрессивной технологии были удостоены Ленинской премии[4].

Виноградовский пешеходный мост

В 1986 году был постоен вантовый пешеходный мост на остров Татышев длиной 660 м. Мост носит имя Сергея Николаевича Виноградова — начальника Мостоотряда № 7 с 1968 по 1994 год, Героя Социалистического Труда[5].

Мост «777»

Мост «777» — стратегический железнодорожный переход, но в процессе строительства было принято решение совместить его с автодорожным, то есть связать выезд с Северной объездной дороги и проспекта Металлургов с правым берегом вблизи посёлка Фестивальный Ленинского района, что и было успешно сделано. Мост используется для пригородных электричек и автомобильного движения. Протяжённость моста — 602 м, общая ширина — 11,2 м. При строительстве применялись на тот момент новые технологии: установка опор проводилась — на буронабивных сваях. Буровые станки углубляются в дно русла на глубину до 30 м (в зависимости от породы), формируя скважину диаметром 1,5 м. В скважину опускается металлический каркас, который заполняется бетоном. Участок со сваями огораживается металлическими балками — шандором, откачивается вода, «посуху» сваи объединяются фундаментом — ростверком, на который устанавливается опора моста. Благодаря новейшим технологиям мост «777» построен за два года и девять месяцев вместо запланированных четырёх лет и девяти месяцев[3].

Мост через реку Норильская

Летом 1963 года мостостроители прибыли на берег реки Норильской, которую местные жители называют Норилкой. Они начали с возведения понтонного моста длиной 425 метров. Это была временная переправа через водную преграду. До этого грузы с Валька перевозили до озера Пясино по льду Норилки в зимний период. Летом же использовали двадцатитонную баржу и двухтонную лодку.

Мост через реку Норильская

В то время понтонные мосты были редкостью, особенно в Заполярье. Мостостроители сразу же приступили к возведению постоянного железобетонного моста. Строительство завершилось уже в июле 1965 года, к 30-летию Норильского горно-металлургического комбината. Современный мост соединил руду правого берега с Никелевым и Медным заводами, находящимися на левом берегу. Сейчас он включён в сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира», как «самый северный в мире из больших мостов, расположенных за 69-й параллелью»[6].

Мост через Ангару

4 ноября 1963 года распоряжением Совета министров СССР принято решение о строительстве в Усть-Илимске моста через реку Ангару. В январе 1969 года началось строительство Усть-Илимского моста с возведения железобетонных монолитных опор. С марта 1969 года по октябрь 1973 года шёл монтаж пролётных строений. В ноябре 1973 года был построен совмещённый мост под автомобильную и железнодорожную нагрузку общей длиной 810 метров. В декабре 1973 год мост был введён в эксплуатацию. С 1980 года по 1982 год выполнен монтаж второй нитки пролетных строений моста[7]. После запуска моста через Ангару, который соединил две Всесоюзные ударные стройки — Усть-Илимскую гидро-электростанцию и железную дорогу Хребтовая — Усть-Илимская.

Современное состояние

Мостоотряд № 7 в 1998—2000 годы реконструировал мосты на федеральной дороге М-54 «Енисей», а в 2005-2008 годы построил мостовой переход через Енисей на пути к Красноярску. Строительство моста было обусловлено стратегическим значением автодорожного коридора и важностью федеральной дороги М-53 «Байкал». Мостоотряд № 7 также участвовал в строительстве уникального вантового моста во Владивостоке и моста через реку Тамна на железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск[1].

В 2011 году департамент градостроительства принял решение о строительстве четвёртого моста через Енисей в Красноярске. 27 октября 2011 года была заложена символическая капсула в честь начала строительства, которое проходило при участии министра МЧС С. К. Шойгу, губернатора Красноярского края Л. В. Кузнецова и главы администрации П. И. Пимашкова.

Строительство мостового перехода объединило два проекта: «Строительство 4-го автодорожного моста через реку Енисей» и «Левобережные и правобережные подходы к 4-му мостовому переходу через реку Енисей». Технологической особенностью проекта стала прокладка двух труб для подачи тепла от ТЭЦ-2 в Центральный, Октябрьский и Железнодорожный районы. Строительство велось по заказу Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю, а генеральным подрядчиком выступало ОАО «Сибмост» под руководством А. А. Кошкина. Торжественное открытие моста состоялось 29 октября 2015 года. Приняли мост в эксплуатацию министр транспорта Российской Федерации М. Соколов, губернатор Красноярского края В. А. Толоконский. Первыми по мосту с флагами Универсиады 2019 года проехали велосипедисты и колонна ретро-автомобилей. Автобусное движение открыто 31 октября 2015 года[3].

Награды

Более 700 человек Мостоотряда № 7 были награждены правительственными наградами, премиями, удостоенные звания «Почётный транспортный строитель»[1][3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Мостоотряд № 7 (Красноярский филиал ОАО «Сибмост»). Энциклопедия Красноярского края (3 октября 2014). Дата обращения: 26 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Кузнецов А. «Хватило б сил на тысячу мостов…». Сибирский федеральный университет (2021). Дата обращения: 27 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Сизова Г. Мосты и город // День и ночь. — 2016. — № 5.
  4. Наливайко К. А. История Коммунального моста на Енисее // Закон и общество: история, проблемы, перспективы : материалы XIX межвузовской студенческой научно-практической конференции (с международным участием). — 2016. — С. 248—250.
  5. Яшнов А. Н., Чаплин И. В., Быкова Н. М. , Баранов Т. М. Мониторинг усилий натяжения вант виноградовского моста через протоку Татышева в г. Красноярске по частотам их собственных колебаний // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2017. — № 4. — С. 135—141.
  6. Сосновская В. Мост через Норилку известен как самый северный в мире. Таймырский телеграф (23 июня 2020). Дата обращения: 26 июля 2024.
  7. Иванишина Н. Он строил мост. Вестник Усть-Илимского ЛПК (27 декабря 2021). Дата обращения: 26 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!