Музыкально-компьютерные технологии

Материал из «Знание.Вики»

Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) — самостоятельный раздел современных информационных технологий, программно-аппаратный комплекс, который позволяет выполнять операции со звуком, создавать и редактировать музыкальный материал, формировать и совершенствовать музыкально-образовательный процесс[1]. Это совокупность программно-аппаратных средств, ориентированных на применение музыкантами в педагогической, исполнительской, композиторской, аранжировочной, звукорежисёрской, звукодизайнерской деятельности[2].

Наиболее крупное деление МКТ —– деление по областям знаний или деятельности (по специальным сферам), где функционируют и/или исследуются эти технологии: наука, техника, педагогика, культура.

Классификация МКТ

  • Педагогические (обучающие, образовательные) МКТ.
  • Анализирующие (исследовательские) МКТ.
  • МКТ, направленные на сохранение и каталогизацию (собирательные, сберегающие) и трансляцию (коммуникационные).
  • Творческие (исполнительские и композиторские) МКТ.

Педагогические (обучающие, образовательные) МКТ

Технологии, связанные с обеспечением музыкального образования. Это самая широкая и достаточно хорошо относительно других изученная область использования МКТ. К этой группе МКТ относят технологии, помогающие воплощать наиболее адекватные подходы в педагогическом освоении новых возможностей инструментария новых технологий применимо к обучению музыке.

Применение МКТ в педагогической деятельности делится на ступени и уровни образования:

  • МКТ в общем образовании[3].
  • МКТ в профессиональном образовании [4] [5].
  • МКТ в дополнительном образовании[6].
  • МКТ в инклюзивном образовании[7][8].

Особенное значение МКТ приобретают в процессе инклюзивного музыкального образования (адаптированные музыкально-компьютерные программы, голосовые синтезаторы, мобильные приложения для музыкантов[9][10] и т.п.).

Анализирующие (исследовательские) МКТ

Технологии, связанные со звукозаписью, звуковоспроизведением и компьютерным анализом и синтезом музыки, оптическим распознаванием музыки, поисковые системы online-музыки, искусственный интеллект и музыка, музыкальная информатика.

МКТ, направленные на сохранение и каталогизацию (собирательные, сберегающие) и трансляцию (коммуникационные)

Программы, связанные с анализом и программированием звука, синтезом звука, созданием новых тембров звука и музыкальным программированием, компьютерным моделированием процесса музыкального творчества.

Творческие (исполнительские и композиторские) МКТ

  • Электронные музыкальные инструменты (ЭМИ).
  • Программные и аппаратные комплексы, предназначенные для озвучивания залов и открытых концертных площадей, осуществления звукорежиссуры живых концертов.
  • Программы обработки, синтеза и моделирования звука.
  • Системы многоканального сведения (Sound Forge,  Pro Tools, Steinberg Wave Lab, Adobe Audition и т.п.).
  • Цифровые рабочие станции.
  • Компьютерная студия звукозаписи как системы для работы с музыкальным материалом композитора, исполнителя и музыкального звукорежиссера.
  • Программы и специальные аппаратные средства студийной записи.
  • Нотные редакторы (Finale, Sibelius, MuseScore и т.п.).
  • Online-секвенсоры (Sоundation и т.п.).

Примечания

  1. Горбунова И. Б., Плотников К. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального образования: опыт терминологического анализа // Проблемы музыкальной науки. — 2020. — № 3 (40). — С. 168-181. — doi:10.33779/2587-6341.2020.3.168-181..
  2. Мезенцева С. В. Музыкально-компьютерные технологии в современной культуре (к проблеме классификации) // Общество. Среда. Развитие. — 2021. — № 1. — С. 56-61.
  3. Плотников К. Ю. Методика обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий на пропедевтическом этапе общего образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. — СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2014. — 185 с.
  4. Российский государственный университет им. А. И. Герцена.
  5. Российский государственный профессионально-педагогический университет.
  6. Беличенко В. В., Горбунова И. Б. (дата обращения: 27.05.2023). Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального образования // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. — 2012. — № №2 (78).
  7. Говорова А.А., Воронов А.М. (дата обращения: 27.05.2023). Музыкально-компьютерные технологии в инклюзивном образовании людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению: анализ существующих проблем и перспектив применения // МНКО. — 2017. — № №2 (63). — С. 210-212.
  8. Бергер Н. А. Музыкально-компьютерные технологии в инклюзивном образовании : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "050700 - Педагогика". — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 79 с.
  9. Горбунова И. Б., Помазенкова М. С., Товпич И. О. (дата обращения: 27.05.2023). Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 8. — С. 211-219.
  10. Горбунова И.Б., Гончарова М.С. обильные технологии в преподавании сольфеджио: развитие музыкального слуха // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 5 (72). — С. 325-329.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!