Нагая, Мария Фёдоровна

Материал из «Знание.Вики»
Мария Фёдоровна Нагая
Предположительный портрет М. Ф. Нагой 1612 г.
Предположительный портрет М. Ф. Нагой 1612 г.
1580 — 18 [28] марта 1584
Предшественник Анна Васильчикова
Преемник Ирина Годунова

Рождение 8 февраля 1553(1553-02-08)
Смерть 28 июня 1608(1608-06-28) (55 лет)
Москва, Русское царство
Род Нагие и Рюриковичи
Отец Фёдор Фёдорович Нагой
Супруг Иван IV (15801584)
Дети Дмитрий Углицкий

Мари́я Фёдоровна Нага́я (урождённая Мария Фёдоровна Нагая; в иночестве Марфа, после пострига также Марфа Фёдоровна) (между 1566 и 1568 — 28 июня (8) июля 1611, Москва) — русская царица (с середины октября 1580). Из рода Нагих. Дочь окольничего Фёдора Фёдоровича Нагого-Федца. Племянница А. Ф. Нагого и М. А. Нагого. Шестая официальная жена царя Ивана IV Васильевича Грозного. Мать царевича Дмитрия Ивановича[1].

Биография

Жена Ивана IV (1580—1584)

Герб рода Нагих-Оболенских

Мapия poдилacь 8 февpaля 1553 гoдa в cемье бoяpинa и вoевoды Фёдopa Нaгoгo пo пpoзвищу Федец. В 1577 году цapь Ивaн Гpoзный пoжaлoвaл бoяpину дoлжнocть oкoльничегo, и oтец Мapии Фёдopoвны coпpoвoждaл caмoдеpжцa в пoхoдaх в Лифляндию в 1579—1580 гoдaх.

Юнocть девушки былa cветлoй и безoблaчнoй, пoкa нa неё не oбpaтил внимaние Ивaн Гpoзный. Цapь пpизвaл oпaльнoгo нa тoт мoмент Нaгoгo в Мocкву вмеcте c дoчеpью. Девушке пpикaзaли пoдaть пpaвителю чapку винa. Тaк зaкoнчилocь cвaтoвcтвo Гpoзнoгo и юнocть Нaгoй. Иcтopики пишут, чтo Мapия не хoтелa этoгo бpaкa, нo пеpечить caмoдеpжцу никтo не имел пpaвa[2].

Мария Нагая неофициальная, седьмая по счёту, жена Ивана Грозного, потому что ещё за 8 лет до женитьбы на ней Иван Грозный исчерпал лимит а каноническим правом были разрешены только три брака. Судьба Марии, в какой-то степени, выгодно отличалась от судеб прежних цариц. Мария избежала участи быть постриженной в монахини, принять смерть от яда, подсыпанного в пищу, — или попасть в опалу вспыльчивого мужа. Она была настоящей русской красавицей: высокая, статная девушка с косой до пояса, умная, обходительная — она сразу же понравилась государю[3].

6 сентября 1580 года, в Спасо-Преображенском соборе молодых венчал тот же протопоп Никита, который ставил под венец и несчастную Марию Долгорукую, утопленную после первой брачной ночи. Примечательным на свадьбе Марии Нагой с Иваном Васильевичем было то, что посаженым отцом жениха был собственный его сын — двадцатитрехлетний Фёдор, дружкой жениха — двадцативосьмилетний князь Василий Шуйский, а дружкой со стороны невесты — ровесник Шуйского, Борис Годунов, зять Малюты Скуратова и буквально завтрашний шурин царевича Фёдора, ибо на сестре Годунова, Ирине, царевич должен был жениться на следующий день — 7 сентября 1580 года[4]. В 1582 году она родила сына Дмитрия, но Иван Грозный воспринял это событие без особой радости.

Иван IV довольно быстро охладел к юной жене, ситуацию не изменили ни трагическая смерть царевича Ивана Ивановича (19.11.1581), ни рождение сына, царевича Дмитрия (19 (29) октября 1582). Иван Грозный «не останавливался на достигнутом», и известно, что он собирался сменить жену Марию Нагую на англичанку, чтобы укрепить связи с Англией и получить помощь ее флота на Балтике. В 1582—начале 1584 годов Иван IV вёл переговоры с английскими послами о своей возможной новой женитьбе на Мэри Гастингс — близкой родственнице королевы Елизаветы I Тюдор (в переговорах активно участвовал А. Ф. Нагой)[1]. Королева отказала под предлогом нездоровья Марии, лицо которой испортила оспа. Царю это объяснение показалось достаточным: «больна и роже ей не самое красна»[4].

В 1584—1591 годы

После смерти Ивана Грозного регентский совет повелевал выслать Марию с сыном и братьями на постоянное проживание в Углич, доставшийся Дмитрию в княжение. Куда и направились Нагие ещё до коронования Фёдора на царство.

Фрагмент позднейшего «Нового летописца», основанный, очевидно, на более ранних источниках, рассказывает о причине высылки рода Нагих: в ночь после смерти Ивана IV Борис Годунов «с своими советники возложи измену на Нагих и их поимаху и даша их за приставы»; та же участь постигла многих, «коих жаловал царь Иван»: их разослали по дальним городам и темницам, их дома были разорены, поместья и вотчины розданы. Дабы обезопасить себя от конкурента, новый царь наложил запрет на поминание во время церковных служб незаконнорожденного царевича Дмитрия.

А 15 мая 1591 года мальчик погиб при весьма загадочных обстоятельствах. Обезумевшая от горя царица обвинила в случившемся мамку и ещё несколько человек, которых забила насмерть толпа. За убийство невиновных и недосмотр за сыном Марию Нагую постригли в монахини под именем Марфа отправлена под надзор в Выксинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (в 30 км от современного г. Череповец)[5]. В первую годовщину смерти царевича, 15(25) мая 1592 года, сделала вклад по его душе в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. В 1598 году Фёдор скончался, что не улучшило положения Нагой. Из монастыря она вызывалась Борисом Годуновым в 1604 году в Москву, по случаю слухов о Лжедмитрии I, но ничего не открыла и отослана обратно[6].

В 1605—1606 годы

В 1606 году неожиданно она вновь оказывается в центре событий Смуты, когда Лжедмитрий I вернул её в Москву, и была вынуждена под угрозой смерти признать последнего своим сыном. Как бы то ни было, в момент нахождения на русском троне Лжедмитрия I Мария была окружена всяческим почётом и вниманием.

Но период значимости Марии Нагой заканчивается с моментом убийства Лжедмитрия, точнее он продлился ровно до того момента, когда она опознала мощи своего сына в Архангельском соборе (напомним, что по инициативе Василия Шуйского было проведено вскрытие могилы царевича в Угличе, где по свидетельству специально посланной комиссии, были обнаружены нетленные мощи Дмитрия). Затем она вновь оказалась в монастыре, правда уже не захолустном, а в Вознесенском монастыре Кремля. Точная дата смерти Марии нагой не сохранилась, называют и 1608 год, и 1610 год и даже 1612 год[7].

Инокиня Марфа присутствовала при венчании на царство Лжедмитрия I, специально отложенного до её приезда в Москву, участвовала во встречах и ряде церемоний, связанных с приездом невесты самозванца Марины Мнишек (с её отцом Ю. Мнишеком, братом и большой свитой) и свадебными торжествами в конце апреля/начале мая—мае 1606 года.

Жизнь после гибели Лжедмитрия (с 1606) и смерть

После смерти Лжедмитрия отказалась от него как сына. От её имени Василий Шуйский разослал отказную грамоту. При торжественном перенесении мощей Димитрия 3 июня 1606 в Москву всенародно каялась в своем обмане. В любом случае судьба Нагой после того восстания была решена окончательно. Шуйский во вдовствующей царице не нуждался. По слухам, он вообще собирался убить её, но не сделал этого. Нагая была отправлена обратно в монастырь, где и окончила свои дни. Похоронена в Воскресенском монастыре в Москве[8].

В 1929 году саркофаг с её прахом перенесён в подклет Архангельского собора.

Память царицы-инокини чтилась представителями династии Романовых: так, по её душе в Троице-Сергиев монастырь в октябре/ноябре 1616 года дала значительный денежный вклад (100 руб.) мать царя Михаила Фёдоровича инокиня Марфа (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. Москва, 1987. С. 30. Л. 58 об.)[1].

В кино

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Мария Фёдоровна (русская царица). БРЭ. Дата обращения: 28 мая 2024.
  2. Мapия Нaгaя. vimpel-v.com. Дата обращения: 28 мая 2024.
  3. Мария Нагая: последняя любовь Ивана Грозного, которая избежала царского гнева. wday.ru. Дата обращения: 28 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 Седьмая жена Грозного Мария Нагая. Людмила Коншина. proza.ru. Дата обращения: 28 мая 2024.
  5. Дело Нагих. www.plam.ru. Дата обращения: 28 мая 2024.
  6. Мария Нагая последняя жена Ивана IV Грозного. ИНФОРМА.РУС. Дата обращения: 28 мая 2024.
  7. Жизнь человека в Смутное время: две тёзки в русской истории. Дата обращения: 28 мая 2024.
  8. Последняя жена Ивана Грозного. diletant.media. Дата обращения: 28 мая 2024.

Литература

  • Клейн В. К. Дело разыскное 1591 году про убивство царевича Димитрия Ивановича на Угличе. М., 1913;
  • Гиршберг В. Б. Материалы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV—XVII вв. // Нумизматика и эпиграфика. М., 1962. Т. 3;
  • Полосин И. И. Социально-политическая история России XVI — начала XVII в. М., 1963;
  • Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». 2-е изд. М., 1985;
  • Зимин А. А. В канун грозных потрясений. М., 1986;
  • Некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Т. 1: История усыпальницы и методика исследований захоронений. М., 2009.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!