Научная фантастика

Материал из «Знание.Вики»
Марсианский боевой треножник из научно-фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»

Нау́чная фанта́стика (НФ, англ. Science fiction, SciFi) — представляет собой жанр в литературе, кино и иных видах искусства, относящийся к разновидностям фантастики. Этот жанр опирается на фантастические допущения, связанные с наукой, включая точные, естественные и гуманитарные науки[1]. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, взаимодействие с нечеловеческими разумами, возможное будущее или альтернативное развитие истории, а также влияние таких допущений на общество и личность. Действие произведений НФ часто разворачивается в будущем, что связывает их с футурологией.

Применение термина «жанр» к научной фантастике подвергается критике, так как существуют также термины «научно-фантастический рассказ», «научно–фантастическая повесть», «научно–фантастический роман». Научная фантастика также объединяет черты волшебной сказки, мифа и приключенческой литературы. Вопрос о применении термина «метод» в отношении НФ также ставится под сомнение, поскольку жанр заимствовал от романтизма исключительные обстоятельства и от реализма стремление к психологической достоверности[2].

Определение жанра

Мнения о том, что следует считать научной фантастикой, разнятся. Тем не менее, большинство критиков и литературоведов согласны с тем, что научная фантастика — это литература, основанная на научных допущениях, таких как новые изобретения, открытия новых законов природы или построение новых социальных моделей (социальная фантастика)[3]. В узком смысле НФ связана с передовыми технологиями и научными открытиями, их потенциальными возможностями, влиянием и парадоксами. В широком смысле НФ исключает сказочные и мистические элементы, предлагая научное объяснение фантастическим событиям и явлениям.

Обложка журнала «Amazing Stories», сентябрь 1928 года

Происхождение термина

Жюль Верн, один из основателей мировой фантастики XIX–XX вв., использовал термин «научные» для обозначения своих романов, подчёркивая их новизну и необычность для литературы своего времени. Герберт Уэллс, также основоположник жанра, называл свои произведения «фантастическими» или «просто фантазиями».

По данным профессора МГУ Елены Ковтун, термин «научно-фантастический» впервые использовал писатель и критик Яков Перельман в 1914 г., когда его произведение было опубликовано в журнале «Природа и люди». Профессор Корнеллского университета Аниндита Банерджи считает, что термин «научная фантастика» появился в редакционной статье того же журнала в 1894 г.

Англоязычный эквивалент термина — science fiction (первоначально scientific fiction, что переводится как «научный вымысел») — был впервые использован американским писателем и издателем Хьюго Гернсбеком в 1923 г., когда он посвятил отдельный номер своего журнала Science and Invention научно–фантастической литературе[4].

Русское название «научная фантастика» не является буквальным переводом английского термина science fiction, хотя оба обозначают одни и те же произведения. Словосочетание science fiction может быть переведено как «научный художественный вымысел» или «художественный вымысел о науке». В русском языке закрепился вариант «научная фантастика». В других европейских языках используется заимствованное английское название, а для «просто» фантастики применяются слова, аналогичные русскому (фр. Fantastique, нем. Phantastik, исп. Fantástico).

Особенности

Научная фантастика и мифология

Есть мнение, что научная фантастика представляет собой современную форму мифологии[5]. А. Ф. Бритиков подчёркивал её связь с фольклорными и мифологическими традициями[6]. Научная фантастика активно включает элементы мифологии технологической эпохи. В рамках этого жанра можно выделить аналогичные мифологическим концепциям понятия времени и пространства. Мифологическое время в данном контексте представляет собой будущее, которое не полностью соответствует реальному ходу времени, но опирается на представления о прогрессе, выходящем за пределы художественного мира автора. Мифологическое пространство охватывает удалённые звёздные системы, галактики и инопланетные миры, что можно уподобить мифическому «тридевятому царству».

Концепции мифологического времени и пространства служат почти универсальными мотивами. Перенос действия в далёкое будущее или на другую планету позволяет объяснить существование необычных явлений, таких как мыслящий океан, как в произведении Станислава Лема «Солярис». Инопланетяне и высокоразвиты цивилизации в научной фантастике часто занимают роль сказочных волшебников. Например, концепция космического лифта имеет корни в мифологии. Основополагающая мифолого–религиозная идея о всеобщем воскрешении умерших нашла отражение в научной фантастике, как это видно в цикле романов Филипа Фармера «Мир Реки», где инопланетные существа осуществляют воскрешение всего человеческого рода.

Мифологические элементы также присутствуют в научно–фантастическом кино[7]. Влияние мифологии проявляется в рассказах о Големе и Франкенштейне. Идея робота, впервые представленная в пьесе Карела Чапека R.U.R., изначально воспринималась как фантазия. Научные мифы, основанные на достижениях науки, развиваются в научной фантастике, которая рассматривается как «экспериментальная лаборатория по созданию мифов».

Со временем фантастический мир становится более замкнутой системой, что снижает необходимость дополнительных пояснений. Татьяна Чернышёва отмечала, что перенос действия на планету X делает лишними дополнительные объяснения — это аналогично началу сказки.

С завершением процесса мифотворчества научная фантастика всё больше приближается к «мейнстриму» литературы, что усложняет различие между научной фантастикой и фэнтези, а также между «просто» фантастикой и научной фантастикой. Кингсли Эмис указывал, что космический корабль теперь часто используется для введения персонажей в новый контекст, а не как элемент фантастики. Интерес научной фантастики к политике и экономике возрос, в то время как внимание к космосу и технологии стало менее выраженным.

Таким образом, научная фантастика становится всё более литературной, а её образы и сюжеты всё чаще используются как символы и метафоры. Прямое изображение фактов встречается всё реже.

Cтэнфордский тор — проект космической станции будущего, нашедший воплощение в десятках фантастических произведений

Научная фантастика и наука

Качественная научная фантастика сосредоточена на человеке, социальных и философских аспектах, а не на научных гипотезах. Необходимо различать использование фантастических элементов для обоснования гипотез и использование научных гипотез для художественного замысла. Художественная форма не может заменить научную аргументацию и не должна использоваться для обоснования научных гипотез, поскольку это снижает её ценность и подрывает доверие к произведению[8].

Научная фантастика не преследует цель пропаганды науки и техники или прогнозирования их развития. Она не является результатом синтеза науки и искусства и не должна выходить за рамки художественной литературы, чтобы избежать слияния с научно–популярной литературой и сохранить своё художественное своеобразие. Синтез художественной фантастики и науки приводит к упрощению фантастической формы и вульгаризации научных гипотез.

В 1960–1970-х годах возникли сомнения относительно тезиса о «научно–художественном» подходе в научной фантастике, начиная с творчества А. Н. Толстого, К. Чапека, О. Стэплдона и Р. Брэдбери. Литературоведы утверждают, что научная фантастика стремится не к строгому научному обоснованию вымысла, а лишь к его внешнему наукообразию (по Н. Чёрной)[4]. Во второй половине XX века стало очевидно, что научная фантастика отказалась от популяризации науки, оставив эту задачу научно–популярной литературе, которая уже имеет широкую аудиторию благодаря возросшей роли науки в обществе

Научная фантастика и футурология

Научная фантастика часто разворачивается в далёком будущем, что сближает её с футурологией — наукой прогнозирования будущего[9]. Некоторые авторы, такие как Артур Кларк и Станислав Лем, фокусировались на футурологических аспектах, стремясь описать будущее Земли. Однако многие писатели используют будущее как сеттинг для раскрытия центральных идей своих произведений. Авторы антиутопий и постапокалиптических романов предостерегают о возможных рисках бездумного применения прогресса и репрессивных форм правления.

Не все произведения о будущем попадают в категорию научной фантастики. Многие произведения происходят в условном настоящем (например, «Великий Гусляр» К. Булычёва, произведения Ж. Верна, рассказы Г. Уэллса, Рэя Брэдбери) или прошлом (путешествия во времени). Будущее также может быть сеттингом для произведений, не относящихся к научной фантастике, таких как фэнтези («Шаннара» Т. Брукса, «Пробуждение каменного бога» Ф. Х. Фармера). Поэтому более надёжным критерием является область фантастического допущения, а не время действия.

Истоки научной фантастики

Научная фантастика развивалась на основе фантастических традиций предыдущих эпох, продолжая и развивая существующие формы художественного видения. К её предшественникам можно отнести Лукиана, Сирано де Бержерака, Рабле, Свифта, Вольтера, представителей романтизма (Гофман, По и др.), а также натурфилософские эссе эпохи Просвещения. Истоками жанра также являются утопии, мифы, сказки и басни, а также средневековая космография, религиозные легенды и фольклорные рассказы о сверхъестественных явлениях[10].

Метод «додумывания» фантастических ситуаций, применённый Свифтом, был развит в работах Уэллса и стал основой художественной иллюзии правдоподобия в фантастике. Свифт использовал фантастические элементы в сатирическом контексте, что также оказало влияние на последующие произведения.

Эдгар По в рассказе «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» объединял космическую фантастику с научными данными, что сыграло значительную роль в формировании современного типа фантастики.

Зарубежная научная фантастика XIX–XXI веков

Научная фантастика, сформировавшаяся в XIX веке, была результатом промышленной революции и часто отражала достижения науки и техники, а также утопические перспективы будущего. Жюль Верн и Герберт Уэллс являются яркими примерами данного подхода.

Уэллс стремился интегрировать свою фантастику с реальностью, сочетая социальную утопию с философской аллегорией и социальной сатирой[8]. В его произведениях впервые рассматривались ситуации обыкновенного человека в фантастических условиях, что открывало новые возможности для художественного изображения.

Американские писатели, такие как Рэй Брэдбери, Айзек Азимов и Роберт Хайнлайн, существенно повлияли на развитие жанра, рассматривая философские и технологические проблемы. В 1980-е годы, на фоне негативного восприятия технологий, возникло направление киберпанка, где высокие технологии сочетаются с социальным контролем и корпоративной властью. Ярким примером является «Нейромант» Уильяма Гибсона.

Научная фантастика в России и СССР

Научная фантастика в России стала популярной с начала XX века. Известными авторами этого периода являются Александр Беляев, Иван Ефремов, братья Стругацкие, Кир Булычёв и другие. До революции отдельные фантастические произведения создавались Фаддеем Булгариным, В. Ф. Одоевским и Валерием Брюсовым[11]. К. Э. Циолковский также излагал свои идеи через художественные рассказы.

Советская почтовая марка 1967 года, посвящённая космической фантастике

В СССР научная фантастика получила широкое распространение. Существенное значение имели семинары и клубы любителей жанра, а также альманахи и научно–популярные журналы, где публиковались фантастические произведения. Тем не менее, советская фантастика подвергалась цензуре, которая требовала позитивного взгляда на будущее и технической достоверности, осуждая мистику и сатиру. В 1934 г. Самуил Маршак отнёс жанр научной фантастики к детской литературе[12].

Алексей Толстой был одним из первых советских авторов научной фантастики; его роман «Аэлита» стал первым советским фантастическим фильмом. В 1920–1930-е годы были опубликованы работы Александра Беляева, В. А. Обручева и М. А. Булгакова, которые отличались технической достоверностью и интересом к науке и технике.

После кризиса 1930–1940-х годов, когда цензура усилилась, в 1950-е годы на фоне успехов космонавтики возрос интерес к освоению Солнечной системы и космическим подвигам. В 1960-е годы и позднее советская фантастика начала отходить от строгих рамок научности, появилось много произведений социальной фантастики, написанных братьями Стругацкими, Киром Булычёвым и Иваном Ефремовым, которые отражали социальные и этические вопросы. Эта тенденция также проявилась в кинофантастике Андрея Тарковского. Параллельно с этим создавались приключенческие фантастические фильмы для детей, такие как «Приключения Электроника», «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Тайна третьей планеты» и «Гостья из будущего».

Советская фантастика часто содержала скрытую сатиру, служа «эзоповым языком» для освещения социальных проблем. В современной России научная фантастика продолжает развиваться, хотя её популярность уступает фэнтези и другим жанрам. Публикуются новые книги, снимаются фильмы, существуют журналы и сайты, посвящённые фантастике.

Разновидности

Научная фантастика за свою историю развилась и разрослась, породила новые направления и поглотила элементы более старых жанров, таких как утопия и альтернативная история. Научная фантастика делится, в основном, по области допущения: открытия и изобретения, ход истории, организация общества, путешествие во времени и др. Разумеется, деление на направления достаточно условно, так как одно и то же произведение может сочетать элементы сразу нескольких видов фантастики.

Твёрдая научная фантастика

Это ранний жанр, который строго придерживается известных на момент написания научных законов[13]. Примеры включают книги Жюля Верна, Артура Конана Дойля и Александра Беляева. Твёрдая НФ была особенно развита в СССР, где не приветствовалась другая фантастика. Сюжеты часто основываются на новых научных открытиях и изобретениях.

Мягкая научная фантастика

Противопоставляется твёрдой НФ, фокусируясь на социальных и философских аспектах. В отличие от Жюля Верна, который использовал науку как содержание, Герберт Уэллс[14] и другие авторы социалистической фантастики использовали её для осмысления социальных и философских вопросов. Примеры включают произведения Уэллса и Айзека Азимова, которые исследуют социальные и философские проблемы через фантастические образы.

Виртуальная реальность — одна из самых популярных тем в киберпанке

Хронофантастика

Жанр, связанный с путешествиями во времени[15]. Первое известное произведение этого жанра — «Машина времени» Уэллса. В XX веке тема путешествий во времени стала популярной и развивалась в произведениях таких авторов, как Рэй Брэдбери и Кир Булычёв. Хронофантастика часто пересекается с альтернативной историей, где персонажи изменяют ход истории, попадая в прошлое.

Альтернативная история

Этот жанр исследует возможные изменения в истории, если бы какие-то события произошли иначе[16]. Примеры включают работы Тита Ливия, Луи Жоффруа, и Герберта Уэллса. В альтернативной истории часто описывается победа Германии во Второй мировой войне или другие ключевые исторические события, переписанные в соответствии с идеологическими взглядами авторов.

Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика

Эти жанры описывают события до и после глобальных катастроф. Примеры включают «Песнь о Лейбовице» В. Миллера и «Метро 2033» Д. Глуховского. Постапокалипсис часто изображает человечество, оказавшееся в сложных условиях после катастроф, таких как ядерные войны или экологические катастрофы[17].

Утопии и антиутопии

Жанры, моделирующие идеальное или ужасное общество. Утопии описывают идеальные общества, как в работах Томаса Мора, в то время как антиутопии изображают негативные сценарии будущего, как в произведениях Оруэлла и Брэдбери. Эти жанры исследуют идеальные и ужасные общественные устройства, часто отражая политические и социальные тревоги времени[18].

Космическая опера

Этот развлекательный жанр, возникший в pulp–журналах, описывает приключения в космосе и на других планетах[19]. Первоначально развлекательный, жанр получил признание и в более серьёзной фантастике. Классиками космической оперы являются Эдгар Берроуз и Эдмонд Гамильтон.

Примечания

  1. Генри Лайон Олди. «Допустим, ты — пришелец жукоглазый… Фантастическое допущение» Архивная копия от 24 января 2010 на Wayback Machine. — Журнал «Мир фантастики» № 54; февраль 2008.
  2. Шумко В. В. История русской фантастики: Проблемы изученности и изучения // Романо-германская филология в контексте гуманитарных наук. — 2011. — С. 50—54..
  3. Научная фантастика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 621—625. — 1596 с..
  4. 4,0 4,1 Ковтун Е. Н. Глава вторая. Фантастика: «потенциально возможное» в НФ и «истинная реальность» fantasy // Художественный вымысел в литературе XX века: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 031000 и специальности 031001 «Филология». — Москва: Высш. шк., 2008. — С. 59—118. — 405 с. — 1500 экз..
  5. Т. Чернышёва. Научная фантастика и современное мифотворчество. Дата обращения: 3 апреля 2012. Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года..
  6. А. Ф. Бритиков. Отечественная научно-фантастическая литература (1917—1991 годы). Книга вторая. Некоторые проблемы истории и теории жанра. В контексте фольклора и мифологии.
  7. Мария Галина. Мифология и кинофантастика Архивная копия от 7 августа 2012 на Wayback Machine.
  8. 8,0 8,1 Черная Н. И. В мире мечты и предвидения. Научная фантастика, её проблемы и художественные возможности. — Киев: Наукова думка, 1972..
  9. И. И. Кравченко. Футурология // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с..
  10. Чернышёва Т. А. Природа фантастики. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985..
  11. В. А. Ревич. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе. — М.: Знание, 1979. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия литература. — 1979.- № 6).
  12. Антон Первушин. «10 мифов о советской фантастике. Миф 3». — Журнал «Реальность фантастики» № 1(41), январь 2007.
  13. Борис Невский. «То взлёт, то посадка…. «Твёрдая» научная фантастика Архивная копия от 14 июля 2015 на Wayback Machine». — Журнал «Мир фантастики» № 47; июль 2007..
  14. Ковтун Е. Н. Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 1993. — № 4. — С. 43—50..
  15. Борис Невский. «В лабиринте времени. Хроноопера» Архивная копия от 16 мая 2013 на Wayback Machine. — Журнал «Мир фантастики» № 24; август 2005..
  16. Борис Невский. «А что, если бы? Альтернативная история как наука Архивная копия от 25 июня 2009 на Wayback Machine». — Журнал «Мир фантастики» № 10; июнь 2004.
  17. Фантастический апокалипсис и постапокалипсис в литературе | Владимирская областная научная библиотека. library.vladimir.ru. Дата обращения: 10 декабря 2016. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года..
  18. Ханютин Ю. М. Реальность фантастического мира. Мифология технической эры. Дата обращения: 2 апреля 2012. Архивировано 27 апреля 2013 года..
  19. Борис Невский. «Три лика космооперы. Звёздные приключения Архивная копия от 13 января 2008 на Wayback Machine». — Журнал «Мир фантастики» № 19; март 2005.

Ссылки