Нэфис

Группа компаний «Нэфис»
Штаб-квартира ГК «Нэфис»Штаб-квартира ГК «Нэфис»
Тип Холдинг
Год основания 1855
Прежние названия Стеариновый-химический и мыловаренный завод Фабрично-торгового товарищества братьев Крестовниковых;
Казанский государственный мыловаренный, свечной и химический завод № 1 им. М.-Н. Вахитова;
Казанский государственный жировой комбинат им. М.-Н. Вахитова;
Казанский ордена Трудового Красного Знамени химический комбинат им. М. Вахитова
Основатели Валентин Константинович и Иосиф Константинович Крестовниковы
Расположение  Россия: Казань, ул. Габдуллы Тукая, 152
Ключевые фигуры

Лаврикова Дина Фаридовна (генеральный директор АО «Нэфис Косметикс»),

Дмитрий Анатольевич Самаренкин (председатель советов директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» и ОАО «Казанский МЭЗ»)
Отрасль пищевая промышленность
Продукция мыло, стиральный порошок, другие моющие и чистящие средства; свечи, технические кислоты; майонез, кетчуп и соусы; подсолнечное и рапсовое масло
Оборот 44,5 млрд руб. (2015)[1]
Операционная прибыль 39,2 млрд руб. (2015)[1]
Чистая прибыль 369 млн руб. (2014)[2]
Число работников около 4000 (2012)[3]
Материнская компания ПАО «Нэфис Косметикс» — Казанский химический комбинат имени М. Вахитова (мыловаренный и свечной завод № 1 бывш. Крестовниковых)
Награды
Сайт www.nefco.ru

«Нэфи́с» (от тат. нәфис — прелестный, изысканный) — российский холдинг акционерное общество «Nefis.Cosmetics», объединение производителей бытовой химии и масложировой продукции, расположенное в Казани (Татарстан). Основанная в 1855 году, компания стала крупнейшим российским производителем бытовой химии и косметической продукции, занимает одно из ведущих мест на рынке производства и реализации средств для стирки, моющих и чистящих средств. Бренды компании включают в себя такие известные марки, как «AOS», «Bimax», «Sorti», «Биолан», «Я Родился», «Завод Братьев Крестовниковых», «Целебные Травы», «Лесная Полянка» и «Free Time»[4].

История

Дореволюционный период

Стариново-свечной завод братьев Крестовниковых, Казань

28 декабря 1855 году в Казани открылся первый стеариново-свечный завод братьев Крестовниковых, спроектированный учёным Казанского университета Модестом Киттары, при поддержке губернатора Казани И. Боротынского и его жены Анны Давыдовны.

Основоположниками данного завода стали братья Крестовниковы, Валентин и Иосиф. Завод стал выпускать в промышленном масштабе хозяйственные свечи, твёрдое («глыбное») и жидкое мыло[5].

В созданной на предприятии лаборатории были открыты: процессы гидрогенизации промышленных жиров; производство аспирина; первый в Советском Союзе стиральный порошок и моющие средства; получение мыла, стирающего в холодной воде[6].

В 1856 году ввели в эксплуатацию корпус, в котором было налажено производство твёрдого кускового мыла и стеарина, отправляемого на экспорт. В качестве сырья для получения минеральных и растительных масел, начался выпуск олеиновой кислоты[7].

В январе 1856 года, выпустив и показав казанскому губернатору первую партию свечей, Николай Крестовников написал в своих мемуарах[6]:

«Помню, я повез их в роскошном бархатном футляре. Футляр изнутри был отделан темно-синим атласом и свечи, и без того белые, казались еще белее от синего фона. Губернатор с женой были удивлены качеством свечей и их белизной. Спустя некоторое время губернатор посетил завод».

С 1861 года завод на выпускаемых заводом продуктах, стали изображать Государственный герб. В 1867, 1878 и 1889 годах мыло завода Братьев Крестовниковых удостоилось наград Всемирной Парижской выставки[8].

В отрасли переработки жиров к концу XIX века и началу XX веков Казанский завод стал одним из крупнейших предприятий в России. К 1900 году на заводе трудились 2260 работников, из них, 220 рабочих обслуживали 9 автоклавов, 10 дистилляционных машин, 28 паровых котлов в 1400 л. с., 26 гидравлических прессов, 10 мыльных котлов; 88 занимались мыловарением, 923 человека производили свечи[6][9].

К 1914 году завод производил 1/12 часть производства мыла всей страны, а по свечам —1/2 всего производства в России. С началом Первой мировой войны, 300 работников завода были призваны в армию. Их заменили женщины и подростки. Надо было выполнять оборонный заказ. Руководство завода оказывало поддержку семьям, в которых работники ушли на фронт[6].

В марте 1917 года, на заводе появилась первая рабочая организация, открыта библиотека, введен восьмичасовой рабочий день. Уже к декабрю 1917 года предприятие настиг дефицит сырья — растительного масла и сала, и выпуск продукции снизился в 5 раз. В это время лишь производство мыла (производительность — 770 тысяч пудов), увеличилось в 1,5 раза по сравнению с довоенными годами, превысив производство свечей и других видов продукции[6].

Kontora stearinovogo zavoda v Kazani.jpg

Советский период

В связи с национализацией предприятия 6 августа 1918 года, января 1919 года завод получил название «Государственный мыловаренный и свечной завод № 1 бывших Крестовниковых» и перешел к Центрожиру, а затем был передан Татсовнархозу[10].

Через год комиссия из Москвы после проверки деятельности предприятия, предложила три варианта: закрыть завод, передать его в концессию иностранцам, предоставить дотацию в размере не менее 800 тысяч рублей. Но ни одно из этих решений не было принято — завод во главе с директором Николаем Герасимовичем Кетурой продолжили развитие и выпуск продукции. Николай Кетура подростком пришёл на завод, во время Первой мировой войны не ушёл на фронт, оставшись работать на производстве. Позднее он был назначен комиссаром особой воинской части Красной Армии, сражавшейся с Колчаком. В период НЭПа Николай Кетура после переговоров переговоры с производителями оборудования со всей Европы доставил на завод колбасную машину из Дрездена, которую использаовали для производства мыла. Благодаря инициативности и грамотным решениям директора, в 1926 году мощности завода увеличились по сравнению с предвоенными показателям. В 1927 году Николая Кетуру освободили от должности директора, мотивируя это конфликтом с партийно организацией[6].

В 1930-х годах увеличились объёмы и улучшилось качество производства свечей, стеарина, олеина и глицерина. Каждое из этих производств стало самостоятельным заводом. В 1934 году завод переименован в «Казанский государственный жировой комбинат имени Мулланура Вахитова». На ведущих производствах комбината стали получать: мыло — 46 500 тонн/год; стеарин — 3600 тонн/год; олеиновую кислоту — 2800 тонн/год; свечей — 6800 тонн/год; глицерин — 2100 тонн/год; саломас — 16 000 тонн/год, стиральный порошок в небольшом количестве. С 1928 года по 1938 год объем выпускаемой продукции вырос более чем в 3 раза. Во время Великой Отечественной войны большинство рабочих комбината было призваны в армию, произошло сокращение численности работников с 1500 до 600 человек[6].

В период с 1955 года по 1965 годы на заводе была увеличена производительность производства глицерина, начали выпускать порошки для взрывчатых смесей. такая масштабная реконструкция позволила комбинату увеличить производственные мощности, построить новые складские помещения. В 1963 году была разработана технология получения получения синтетического моющего средства из нефтехимического сырья. Результатом этой разработки стал выпуск стирального порошка «Волга» производительностью 43 800 тонн/год. Позднее на комбинате стали выпускать и другие стиральные порошки — «Ассоль», которые позже получили название «Славянка» и «Лотос»[11].

В 1965 году по завершению строительства производства синтетических моющих средств, предприятие переименовали в «Казанский химический комбинат имени Мулланура Вахитова» (КХК им. Вахитова). В 1957 году на химкомбинате был освоен выпуск стирального порошка «Новость» с использованием в качестве сырья жира кашалота[12].

В 1976 году за высокие показатели по объему выпуска продукции и качество товаров, КХК им. Вахитова награждён орденом Трудового Красного Знамени. Продукция, производимая предприятием удостоилась «Государственного знака качества СССР».

В 1970-х — 1980-х годах комбинат увеличил свое производство. Технические кислоты поставлялись предприятиям военно-промышленного комплекса СССР. Начали экспортировать хозяйственное мыло на Кубу, в Афганистан и Вьетнам. В 1982 году была запущена в эксплуатацию итальянская линия по производству мыла из норкового жира фирмы (мыло «Балет») «Маццони». С 1989 года на экспорт начали отгружать и туалетное мыло[13].

Современная история

4 декабря 1992 года на «Казанском химическом комбинате имени Мулланура Вахитова» произошла приватизация в соответствии с Законом Республики Татарстан «О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)». 25 января 1993 года комбинат переименовали в акционерное общество «Нэфис» — КХК имени М. Вахитова[13].

28 апреля 1998 года АО«Нэфис» было передано под внешнее управление в соответствии с постановлением Высшего Арбитражного Суда России как предприятие неспособное выполнять свои текущие обязательства. В 19981999 годах на комбинате прошла реконструкция печи в производстве синтетических моющих средств, паропровода. Предприятие приобрело и ввело в эксплуатацию автоматизированные линии производства свечей и упаковки стирального порошка. Благодаря реализации республиканской программы полномасштабной модернизации и реконструкции в 19992001 годах комбинат получил инвестиционный налоговый кредит. Полученные средства были израсходованы на строительство сульфирующей установки «Сульфурекс». В конце 1999 года совместно с фирмами «Mazzoni LB» и «Acma GD» комбинат проводит полную модернизацию производства туалетного мыла, что позволяет увеличить его производительность в 4 раза[13].

В 2001 году по решению собрания акционеров АО «Нэфис» комбинат стал называться «Нэфис Косметикс имени Н. Лемаева» (мыловаренный и свечной завод № 1 бывш. Крестовниковых) в честь химика-технолога Н.В. Лемаева, автора концепции стратегического развития химического завода. В декабре 2001 года был запущен завод по производству жидких моющих средств. В 2003 году группа компаний «Нэфис» присоединяет «Казанский жировой комбинат», занимающийся производством растительных масел и майонеза. В 2004 году комбинат «Нэфис Косметикс» прошёл сертификацию на соответствие международным стандартам менеджмента качества и получил сертификат ISO 9000. В 2006 году группой компаний «Нэфис» начато строительство маслоэкстракционного завода («Казанский МЭЗ»). В качестве сырья используется рапс, выращиваемый в Республике Татарстан[13][14][15].

В 2007 году ГК «Нэфис» приобретает, известный по оценке экспертов, бренд «Биолан» (товарные знаки «Биолот», Biolan и «Биолан») у Московского завода синтетических моющих средств (МЗСМС), входящий в десятку самых известных российских марок моющих средств с низкой ценой. В октябре 2011 года группа компаний «Нэфис» открывает производства кетчупа, соусов и майонеза с мощностью в 186 000 т/год. В 2011 году правительство Татарстана вручает предприятию премию за обеспечение безопасности, достижение значительных результатов в области качества услуг и продукции, за внедрение высокоэффективных методов управления качеством[13].

В 2017 году в собственность комбината переходит ООО «Бузулукский элеватор», расположенный в Оренбургской области[14].

Структура

ГК «Нэфис» — два комплекса по производству масложировой продукции, продуктов питания и бытовой химии. В группу компаний (ГК) «Нэфис» входят следующие предприятия, являющиеся частью Казанского химического комбината имени М. Вахитова[16]:

Председателем совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» и ОАО «Казанский МЭЗ» является Дмитрий Анатольевич Самаренкин.

На предприятии работает свыше 2500 тысяч человек[21].

Продукция

BiMax Color gel 1000g..JPG

На предприятиях группы компаний «Нэфис» производят:

  • ОАО «Нэфис Косметикс» — косметические продукты, продукты бытовой химии, средства по уходу за детьми, жидкое, детское и туалетное, мыла, средства по уходу за волосами и телом под известными торговыми марками: «Биолан», «AOS», «BiMAX», «Заводъ Братьевъ Крестовниковыхъ», и «SORTI», «Я родился»[22];
  • ОАО «Казанский Жировой Комбинат» (КЖБ) — масло подсолнечное бутилированное рафинированное дезодорированное первого и высшего сорта с торговыми марками «Миладора», «Ласка», «Чудесная семечка»[23], соусы, кетчупы под названиями «Mr.Ricco», «Ласка», «Томаччо»;
  • ОАО «Казанский Маслоэкстракционный Завод» (МЭЗ) — переработка масличных культур — рапса и подсолнечника с получением подсолнечного и рапсового масла[21][24].

Экология

Предриятия группы компаний «Нэфис» расположены в центральной части Казани (Республика Татарстан). Предприятие вкладывает инвестиции в эффективные экологические программы по созданию и поддержанию благоприятной экологической среды для горожан, осуществляет комплекс природоохранных мероприятий[25]. В 2012 году на предприятии ОАО «Нэфис Косметикс» была разработана программа по устранению запаха летучих органических соединений, образующихся при производстве мыла, которая включал следующие мероприятия:

  1. закрытие производства хозяйственного мыла и олеиновой кислоты марки «В», что позволило исключить образование сильно пахнущих веществ — соапстока и гидрофуза;
  2. перевести производстство на безотходную и экологически безопасную технологию через реконструкцию производства;
  3. модернизировть и расширить систему оборудования для очистки газовых выбросов (озонаторы, скрубберы, рукавные и электростатические фильтры)[26].

Реализовав данную программу досрочно, группа компаний «Нэфис» 16 октября 2013 года стала победителем номинации «За эффективную экологическую программу» и получила диплом Министерства экологии Републики Татарстан[27].

Группа компаний «Нэфис» — крупнейшее предприятие Татарстана ежегодно обновляет фильтрующие системы на производствах, осществляет замену воздухоочисных и фильтрующих установок на более современные (их на предприятиях более 50 штук). Проведение экологических мероприятий по снижению количества газообразных выбросов возможно за счёт установки оборудования в каждом цехе предприятия. Ежедневно выполняется лабораторный контроль за составом выбросов на соответствие установленным стандартам и санитарным нормам[26].

«Забота об экологии – это не просто модный тренд, это необходимая составляющая для благополучного развития общества. Своей приоритетной задачей Нэфис Косметикс видит не только создание качественной бытовой химии, но и последовательное снижение экологической нагрузки на окружающую среду. Поэтому мы поэтапно отказываемся от использования пластика в упаковке и постоянно совершенствуем рецептуры наших продуктов, добиваясь более экологичного состава», — отметила Дина Фаридовна Лаврикова, генеральный директор «Нэфис Косметикс»[28].

В 2021 году продукты производства «Нэфис Косметикс» — средство для мытья посуды «AOS Fruit acid» и капсулы для стирки «BiMAX IQ Caps» получили независимую общественную награду — экологическую премию «ECO BEST – 2021» как производители экологически чистых продуктов и представители лучших практик в области ресурсосбережения и экологии среди 30 российских компаний в 46 номинациях. Капсулы для стирки «BiMAX IQ Caps», представленные в картонной биоразлагаемой упаковке, победили в номинации «Экодизайн года». Компания «Нэфис Косметикс» постоянно модернизирует существующие производста, внедряет технологии и бизнесс-процессы по использованию вторичного сырья, осуществляет экологический контроль состава продуктов и процессов создания биоразлагаемой упаковки продуктов бытовой химии, Капсулы для стирки «BiMAX IQ Caps», стали первыми в России, выпущенными в биоразлагаемой упаковке[28].

Награды

Группа компаний «Нэфис» — неоднократные победители региональных и федеральных программ и конкурсов[29].

«100 лучших товаров России»

Премия присуждается за стабильно выпускаемые безопасные и качественные продукты, оказание качественных, безопасных и результативных услуг[29]:

  • 2003 год — лауреат — средство моющее синтетическое порошкообразное «Bimax Universal», «Bimax Automat», «Bimax Baby»;
  • 2004 год — лауреат в рамках программы «100 лучших товаров России» средство моющее синтетическое — жидкое универсальное для стирки белья серии «Bimax», средство синтетическое моющее порошкообразное «Sorti Автомат Inteltest»;
  • 2005 год — победитель номинации «Промышленные товары для населения» — средство стиральное «Bimax Family Automat»;
  • 2007 год — Диплом за плодотворное сотрудничество и активное участие в развитии Программы «100 лучших товаров России».

«Лучшие товары и услуги Республики Татарстан»

Конкурс проводится как региональный этап в рамках Программы «100 лучших товаров России»[29]:

  • 2001 годмыло туалетное «Sorti-natural»;
  • 2003 год —туалетное мыло группы «экстра» «Блаженство» и 1 группы серии «2 в 1», стеариновая кислота техническая (стеарин), глицерин дистиллированный, кислота олеиновая;
  • 2006 год — туалетное мыло «SPA» в номинации «Промышленные товары для населения»;
  • 2007 год — средство стиральное, порошкообразное универсальное «BiMax Family автомат гранулы Bi–10», средство моющее синтетическое  порошкообразное универсальное «AOS СНЕЖНАЯ ВЕРШИНА AUTOMAT», средство моющее синтетическое  порошкообразное универсальное «ABSOLUT OPTIMAL SYSTEM AQUA с морскими минералами» в номинации «Промышленные товары для населения»;
  • 2011 год — мыло «Заводъ братьевъ Крестовниковыхъ» «Для дам и господ» и «Для детей», стиральный порошок «АOS color для сложных пятен» и «BiMax color автомат» в упаковке «дой-пак» в номинации «Лучшее синтетическое моющее средство», гель «BiMax 100 пятен» в номинации «Лучшее жидкое моющее средство», средство для мытья посуды “AOS глицерин», сухое чистящее средство «Биолан Антижир» и жидкое моющее средство для мытья посуды «Sorti с алое вера» в номинации «Средства для мытья посуды».

«Лучшая продукция товаров бытовой химии, средств гигиены и косметики»

Конкурс по номинации «Лучшая продукция товаров бытовой химии, средств гигиены и косметики» рассматривается в составе Международной специализированной выставки «БЫТХИМЭКСПО»[29]:

  • 2001 год — международная специализированная выставка «БЫТХИМЭКСПО–2001» — вручены Кубок Победителя, Дипломы I, II и III степеней, золотая, серебряная и бронзовая медали;
  • 2002 год — международный конкурс «Лучшая продукция товаров бытовой химии, средств гигиены и косметики – 2002» — золотая медаль и Диплом I степени за разработку и выпуск моющего синтетического порошкообразного универсального средства «Bimax-Universal»;
  • 2003 год — 5-я международная специализированная выставка «БЫТХИМЭКСПО–2003» — бронзовая медаль и Диплом III степени за выпуск моющих синтетических порошкообразных средств из серии «Sorti–супер-эконом»; Диплом за участие в выставке товаров бытовой химии, гигиены и косметики  — от сырья до конечного продукта «Бытхимэкспо 2003»; Диплом и Гран-При, золотая, серебряная, бронзовая медали за лучшую продукцию бытовой химии, средства гигиены и косметики 2003 года;
  • 2004 год — 5-й конкурс «Лучшая продукция товаров бытовой химии, средств гигиены и косметики – 2004» «БЫТХИМЭКСПО–2004» — вручение Диплома и Гран-при за насыщение российского рынка товарами бытовой химии широкого ассортимента; золотая медаль и Диплом за выпуск мыла туалетного (серия«Sorti 1+1»);
  • 2005 год — 7-я специализированная выставка «БЫТХИМЭКСПО–2005» — золотая медаль и Диплом за разработку и выпуск моющего синтетического порошкообразного средства «Bimax Family Automat»; серебряная медаль за участие в выставке;
  • 2006 год — 8-я международная специализированная выставка «БЫТХИМЭКСПО–2006», номинация «Лучшая продукция товаров бытовой химии, средств гигиены и косметики – 2006» — золотая медаль и диплом за средства моющие синтетические порошкообразные средства «Arctic Power», «Inteltest Color» (серия «Sorti  автомат»), за моющие жидкие средства для мытья посуды серии «Капля Sorti» (с ароматом персика, яблока, свежести, ромашки, лимона, с антибактериальными добавками); Диплом и Гран-при вручена за постоянное пополнение рынка качественной продукцией и обновление её ассортимента, улучшение качества и увеличение производства товаров бытовой химии;
  • 2007 год — 8-й Международный конкурс «Лучшая продукция товаров средств гигиены и косметики-2007, бытовой химии» — серебряная медаль, Диплом и Гран-при вручена за постоянное насыщение рынка качественной продукцией и обновление её ассортимента, улучшение качества и увеличение производства товаров бытовой химии; бронзовая медаль и Диплом за чистящее порошкообразное средство «Sorti Лимон»; серебряная медаль и Диплом участника за производство мыла «Два пятачка» (серия «Детское»); бронзовая медаль и Диплом за выпуск мыла туалетного с названиями «Облепиховое» и «Медовое», шампуня «Мои кудряшки».

«Марка №1 в России / Народная марка»

Общенациональная премия доверия потребителей, которая вручается по результатам опроса потребителей наиболее востребованным непродовольственным товарам[29]:

  • 2008 год — победитель в номинации «Средство для мытья посуды» за выпуск товаров под названием «AOS»;
  • 2018 год — победитель — средство для мытья посуды «AOS».

Исторические факты

  • 1904 год — с целью ознакомления с заводом братьев Крестовниковых Сергей Миронович Костриков (Киров), являющийся учащимся низшего механико-технического училища Казанского соединённого промышленного училища, выдав себя за практиканта, побывал на экскурсии[10].
  • 2002 год — дом 113а по улице Габдуллы Тукая в городе Казани, где в середине XIX века и до начала XX века находилось фабрично-торговое товарищество братьев Крестовниковых, был занесён в государственный охранный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры как памятник республиканского (регионального) значения[30].
  • В 2005 году — Казанский жировой комбинат (КЖК) первый в Росии выпустил майонез, изготовленный на перепелиных яйцах. В это же время завод «Набережные Челны» ООО «Счастливое время» «Ермак» и завод «Елабуж» «Эссен Продукшн АГ» произвели аналогичный продукт майонез «Махеев» на перепелинном яйце, используя патент КЖК. В 2009 году Коллегией Палаты патентных споров Роспатента было подтверждено исключительное право КЖК на приготовление майонеза на основе перепелиных яиц. В августе 2010 года Федеральный арбитражный суд Московского округа аннулировал патент КЖК[31].
  • с 2007 года — ГК «Нэфис» — спонсор казанского клуба по хоккею с мячом «Ракета» (переименован в «Динамо-Казань») по поручению Президента Татарстана[32].
  • с 2014 по 2018 год — ГК «Нэфис» — спонсор футбольных клубов «Краснодар» и «КАМАЗ».

Примечания

  1. 1,0 1,1 //Группа компаний «Нэфис» подвела итоги 2015 года. Дата обращения: 13 января 2017. Архивировано 16 января 2017 года.
  2. // ГК «Нэфис» увеличила чистую прибыль на 68%. Дата обращения: 13 января 2017. Архивировано 16 января 2017 года.
  3. Оборот ГК «Нэфис» в первом квартале 2012 года вырос в 1,5 раза Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Официальный сайт ГК «Нэфис». — 2012. — 30 мая.
  4. АО "Нэфис Косметикс". Дата обращения: 15 марта 2024.
  5. История торговой марки «Завод Братьев Крестовниковых». Дата обращения: 6 марта 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Наследие братьев Крестовниковых: полуторавековые традиции качества (26.02.2017). Дата обращения: 6 марта 2024.
  7. Между Казанью и Москвой. Из истории российского купечества: Крестовниковы и Морозовы. Официальный сайт Орехово-Зуевского городского округа (8 июля 2021). Дата обращения: 15 марта 2024.
  8. История торговой марки «Завод Братьев Крестовниковых». Завод братьев Крестовниковых. Дата обращения: 2024-28-03.
  9. Феномен бренда «Завод братьев Крестовниковых» – как сохранить премиальное качество с 19 века?. Бизнес Онлайн (2 сентября 2019). Дата обращения: 28 марта 2024.
  10. 10,0 10,1 Путеводители по российским архивам. Дата обращения: 6 марта 2024.
  11. «Нэфис косметикс»: Мы сможем обеспечить бытовой химией всю страну. (неопр.). Дата обращения: 7 марта 2024.
  12. 160 лет истории успеха ГК «Нэфис». Часть 1: феноменальный старт. Бизнес газета (19 июня 2015). Дата обращения: 29 марта 2024.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Нэфис. Дата обращения: 6 марта 2024.
  14. 14,0 14,1 Техническая характеристика сырья, полуфабрикатов и готового. Дата обращения: 15 марта 2024.
  15. Михаил Сыровацкий: «Переработка миллиона тонн маслосемян в год обеспечит нас электроэнергией из лузги» (27 ноября 2015). Дата обращения: 15 марта 2024.
  16. Нэфис-Биопродукт, группа компаний Нэфис. Дата обращения: 7 марта 2024.
  17. Руководство АО «НЭФИС КОСМЕТИКС». АО «НЭФИС КОСМЕТИКС». Дата обращения: 2 августа 2024.
  18. АО «Казанский жировой комбинат». ЧЕККО. Проверка контрагентов. Дата обращения: 2 августа 2024.
  19. АО «КМЭЗ». ЧЕККО. Проверка контрагентов. Дата обращения: 2 августа 2024.
  20. АО «Нэфис-биопродукт». ЧЕККО. Проверка контрагентов. Дата обращения: 2 августа 2024.
  21. 21,0 21,1 Группа компаний Нэфис. Дата обращения: 7 марта 2024.
  22. Продукция. АО «Нэфис Косметик», официальный сайт. Дата обращения: 2 августа 2024.
  23. Продукция. Казанский жировой комбинат. Дата обращения: 2 августа 2024.
  24. О компании. Казанский МЭЗ. Дата обращения: 2 августа 2024.
  25. И.Метшин поблагодарил «Нэфис» за устранение неприятного запаха в центре города. Казань. Дата обращения: 15 марта 2024.
  26. 26,0 26,1 admin. Нэфис косметикс новости (3 марта 2024). Дата обращения: 15 марта 2024.
  27. Впервые ОАО «Нэфис Косметикс» стало лауреатом республиканского экологического конкурса (17 декабря 2013). Дата обращения: 7 марта 2024.
  28. 28,0 28,1 Пресс-служба Нэфис Косметикс стал лауретом независимой экологической премии. Нэфис Косметик (24 июня 2022). Дата обращения: 3 августа 2024.
  29. 29,0 29,1 29,2 29,3 29,4 Награды. Нэфис Косметик. Дата обращения: 3 августа 2024.
  30. [Наследие братьев Крестовниковых: полуторавековые традиции качества Наследие братьев Крестовниковых: полуторавековые традиции качества] (Русский) // Казанские истории : Газета. — 2017. — Февраль.
  31. Суд признал недействительной выдачу патента на изобретение "Майонез"2010-05-31 (31 мая 2010). Дата обращения: 15 марта 2024.
  32. Макаров, Евгений, Арсланов, Малик. Казань стала столицей русского хоккея // Бизнес Онлайн : газета. — 2009. — 10 ноября.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!