Операция «Рельсовая война»

Материал из «Знание.Вики»
Операция «Рельсовая война»
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Дата 3 августа15 сентября 1943
Место Белорусская ССР, Ленинградская область, Калининская область, Смоленская область, Орловская область, Украинская ССР
Итог Цели операции достигнуты
Противники

 СССР

 Нацистская Германия

Командующие

Союз Советских Социалистических Республик ЦШПД

неизвестно

Силы сторон

Союз Советских Социалистических Республик Советские партизаны

неизвестно

Потери

неизвестно

см. Результаты операции

Операция «Рельсовая война» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР, БССР и части УССР в рамках рельсовой войны.

Рождение идеи

24 июня 1943 года бюро ЦК КП(б) Белоруссии приняло постановление "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны», в котором предлагалось партизанским силам, помимо организации крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводов из строя паровозов и вагонов, приступить к массовому разрушению рельсов железнодорожных путей. Белорусские партийные чиновники полагали, что методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы, считали они, противник вынужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей[1].

Подготовка операции

По плану, утвержденному 17 июня Центральным штабом партизанского движения (ЦШПД), в операции были задействованы 5 штабов партизанского движения, за которыми были закреплены участки железнодорожных путей соответствующих фронтов: на Ленинградском фронте — 19 участков, Калининском — 10, Западном — 23, Брянском — 13, Белорусском — 106 участков. Все они были поделены между партизанскими отрядами и соединениями с указанием количества рельс, подлежащих уничтожению. По всем фронтам было запланировано уничтожить 6205 километров железнодорожного полотна или 213 160 рельсов.

14 июля 1943 года начальник ЦШПД П. К. Пономаренко издал приказ № 0042 «О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага», в котором была названа ориентировочная дата начала операции — 27—30 июля[2].

Партизаны обеспечивались взрывчаткой и минно-подрывной техникой, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов. Тем не менее, все сапёрные материалы были остродефицитными. Для снабжения партизан использовались самолёты У-2 грузоподъёмностью 300—500 кг (в зависимости от дальности полёта), а они не достигали районов Гродно и Бреста[3].

Проведение операции

Приказ о начале проведения рельсовой войны был отдан ночью 3 августа 1943 года. Основной удар партизаны должны были нанести по территории, на которой располагались германские войска группы армии Север и Центр. Всего в рельсовой войне приняло участие порядка 100 тыс. партизан. В общей же сложности речь идёт о подрывной деятельности на территории по фронту более 1000 км.

Массовый партизанские действия поставили немецкое командование в тупик, в результате чего долгое время они не могли эффективно бороться со взрывами рельсов. Достаточно сказать, что только в первую ночь проведение данной операции было уничтожено 42 тыс. рельсов. В целом же за весь период рельсовой войны было уничтожено немногим менее 215 тыс. рельсов. В качестве цифры, которая подтверждает значимостью поврежденной операции в истории Второй мировой войны заключается в том, что только по территории Белоруссии перевозка немецких грузов и армии сократилось на 40 %. Если же рассматривать отдельные участки железных дорог, то в результате подрывной деятельности на некоторых из них движение было приостановлено на период до 2 недель. На отдельных участках повреждения были настолько сильными, что на ликвидацию последствий ушло порядка месяц.

К сожалению, для советских партизан у Германии не было проблем с рельсами, но даже если бы такие проблемы были, то рельсы свободно могли демонтироваться в других оккупированных странах и перебрасывается в Советский Союз. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «Концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши[4].

Результаты операции

К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. человек. Она проводилась на территории БССР, УССР и оккупированных областей РСФСР.

В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. рельсов, а за всё время её проведения — около 215 тыс. из 11 млн, находившихся на оккупированных территориях. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и три бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40 %. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт.

«Действия партизан серьёзно осложнили жизнь немецкому командованию. Так, в тылу группы армий „Центр“ с 3 по 6 августа сообщение по железным дорогам было полностью прекращено. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий „Центр“, вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий „Юг“ и „Центр“, в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал в интервью RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов[5].

См. также

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!