Осенний день. Сокольники

Материал из «Знание.Вики»
Осенний день. Сокольники
Исаак Ильич Левитан
Осенний день. Сокольники. 1879
масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Осенний день. Сокольники» — картина, написанная русским живописцем-пейзажистом, акварелистом Исааком Ильичом Левитаном в 1879 году. Данная картина открывает собрание произведений Левитана в коллекции Третьяковской галереи. Размер холста 64,3 x 51 см[1].

Картина была написана Исааком Ильичом в 19 лет. С этого момента началось его признание в качестве художника. После ученической выставки 1880 года её приобрёл для своей галереи Павел Третьяков и в дальнейшем очень внимательно следил за творчеством юного живописца[2].

История создания

Исаак Ильич Левитан. Автопортрет (1880)

Левитан имел еврейское происхождение. После указа, изданного из-за покушения революционера-народника Александра Соловьёва на Александра II, евреям необходимо было покинуть Москву. Исаак вместе с братом Авелем и сестрой Терезой были выселены в подмосковную Салтыковку. Находясь вдали от Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он часто испытывал печальные эмоции, что было отражено в его картинах того периода[3]. Левитан писал ностальгические и тоскливые пейзажи. На занятия живописцу приходилось добираться на «чугунке» — рельсовом транспорте, иногда он тайком прятался в классах училища и ночевал там[4].

По утрам Левитан часто прогуливался в Сокольническом парке. «Что делается в лесу, какая печаль! Этот мотив очень трудно передать. Пойдём со мною сегодня в Сокольники. Там увидишь, как хороши последние лучи», — приглашал Левитан с собой Константина Коровина, недавно поступившего в училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерскую Саврасова. Он любил прислушиваться к дуновению ветра, который склонял в разные стороны ветви. Тонким чутьём Левитан улавливал то, как похолодание отражалось на красках и настроении природы. В осенние дни 1879 года он брал с собой этюдник и готовился к отчётной ученической выставке[5].

Его завораживало состояние природы в то время. Оно соответствовало его меланхоличному душевному состоянию. Около 10 дней подряд Левитан находился в этом парке и целиком отдал себя пейзажу. Однажды он пришёл, но деревья уже были покрыты инеем. Основная часть пейзажа с осенними красками была закончена, остальные же правки и дополнения он решил внести позже.

Товарищ по училищу Николай Чехов, пришедший к Левитану, заметил: «Мне кажется, по аллее не мешало бы пустить красивую одинокую женщину в чёрном платье!». Левитан уступил. Женскую фигурку на его законченной картине дописал Николай. Он был доволен собой и уверял, что только благодаря женщине и можно понять, что тема пейзажа — неприкаянность и одиночество[6].

Студенческая выставка

На студенческой выставке 25 декабря 1879 года под картину выделили отдельную стену в старом здании на Мясницкой. Свет выгодно подчёркивал её, привлекая внимание окружающих. Павел Третьяков восхищался задушевностью пейзажа и купил картину за 100 рублей, обеспечив при этом улучшение материального положения Левитана. Также художнику разрешили жить в Москве и назначили стипендию генерал-губернатора[7].

Друзья поздравляли его, радовались его удаче — попасть в Третьяковскую галерею было большой честью для каждого художника, особенно для молодого, начинающего. Приподнятое, счастливое настроение отражалось и на работе Левитана — он писал много, с увлечением, легко. Писал крыши, небо, которые видел из окон своей комнаты[3].

Сюжет картины

На картине видим безлюдную аллею пасмурным осенним днём. Над дорожкой возвышаются вечнозёленые сосны и небольшие молодые лиственные деревья, усыпавшие аллею редкой жёлтой листвой. Трава вдоль дороги ещё зелёная, но уже начинающая увядать. Над аллеей на бледном светло-сером небе плывут облака, серые и хмурые, создавая ощущение сырого пасмурного дня[8].

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, 1900 год

В центральной части картины женщина, одетая в тёмную одежду и шляпку. Черты лица неразличимы, но стройная фигура, торопливая и целеустремлённая походка указывает на молодой возраст. В парке она не прогуливается, а спешит, не замечая при этом ни лавочек, ни настроения природы, ни окружающей обстановки.

Фигура женщины органично вписалась в осенний пейзаж, усиливая тоскливое и меланхоличное настроение природы. Складки её платья, развевающегося от ветра, вторят душевным терзаниям женщины.

Известный искусствовед и специалист по русскому пейзажу Алексей Фёдоров-Давыдов писал об этой работе Левитана:

…Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает её такой одинокой в этой пустынности парка. Изображение проникнуто динамикой: дорожка убегает вдаль, по небу несутся облака, фигурка движется на нас, желтые листья, только что сметённые к краям дорожки, кажутся шуршащими, а растрёпанные верхушки сосен — качающимися в небе…

Исполнение картины соответствует лёгкой этюдной манере. Полотно небольшое и компактное. Присматриваясь к картине, можно увидеть размашистые масляные мазки краски и заметить широкую манеру письма. При отдалении от картины мазки сливаются в гладь, придавая ощущение воздушности[2].

Полотно также обладает свойством «звукоизобразительности». Смотрящим на картину слышны порывистые движения ветвей, скрип высоких сосен, одинокие шаги женщины и шуршание опадающей листвы[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Осенний день. Сокольники 1879. Моя третьяковка. Дата обращения: 23 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 Осенний день. Сокольники. Артхив. Дата обращения: 23 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 Паустовский К. Г. Исаак Левитан. Повесть о художнике. — Детская литература, 2021. — 64 с.
  4. Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. LiveJournal. Дата обращения: 21 августа 2023.
  5. Татьяна Щербакова. Как Чехов дописал картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Восточный округ. Дата обращения: 20 августа 2023.
  6. Сергеев А.А. Исаак Левитан: История жизненного пути. Творческое наследие. — М.: Белый город, 2005. — 352 с.
  7. Шер Н.С. Исаак Левитан / Рассказ о русских художниках. — М., 1965.
  8. Петров В.А. Исаак Левитан. — Белый город, 2000. — 63 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!